В целом наличие противоречий интересов и отсутствие механизмов их разрешения создают предпосылки для возникновения угроз, и в частности угроз-действий.

Не менее важен и такой аспект проблемы, как наличие существенных отличий и даже противоречий между интересами личности, общества и государства. Конституционное закрепление приоритетности интересов личности по отношению к интересам общества и государства отражает демократическую направленность развития государства, но часто вступает в противоречие с потребностями проведения преобразований в различных сферах жизнедеятельности: например, по вопросам социальной защиты граждан при введении рыночных условий хозяйствования, в процессе приватизации, устранении диспропорций между доходами и расходами и пр. В то же время, мировая практика рыночных преобразований в аналогичных условиях свидетельствует, что зачастую интересы личности можно обеспечить только через первоочередную реализацию общественных или государственных интересов, подчинение первых последним вплоть до их игнорирования или противопоставления интересам отдельных социальных групп.

Само государство как политический механизм, аккумулирующий властные функции, при определенных условиях может стать угрозой социальной безопасности. Так происходит, если государство отрывается от интересов человека и общества, ставит на первый план свой бюрократический интерес. Государство, противопоставляющее себя обществу, уже не осуществляет в полной мере своей общесоциальной функции, нарушает тем самым естественный закон развития общества (как, кстати, и свой собственный), так или иначе становится угрозой для общества, фактором, тормозящим его развитие.

Если же государство становится силой, довлеющей над обществом, навязывающей ему свою волю, насаждающей диктат и насилие над личностью, оно неизбежно отрицает само себя, свою социальную сущность, неумолимо движется к гибели, представляет угрозу не только для собственного населения, но и для народов других государств, их безопасности. Этому учит нас опыт цивилизации, ее история и современность.

В общей системе безопасности защита от самого государства имеет принципиальное значение, и это особенно важно для тех стран, где сильны идеи тоталитаризма и имперские амбиции, слабы конституционные и демократические традиции, низка правовая культура.

Эта проблема, по существу, решается не органами МВД, КГБ и другими государственными структурами, а прежде всего полным и дешевым рынком, высоким уровнем жизни его населения, справедливым распределением и налоговой политикой, обеспечением равных прав личности, отсутствием национальной и социальной розни. Богатое, здоровое и свободное общество — это общество, внутренне наиболее безопасное.

Другие источники угроз на федеральном уровне:

В свете количественных и качественных социальных характеристик в стране можно сказать, что социальные проблемы России традиционно имеют "женское лицо" (бедность, безработица. низкий уровень заработной платы, проблемы пенсионного обеспечения, коммерциализация социальной сферы, исчезновение или деградация целых отраслей экономики (текстильная и легкая промышленность – пример тому), несовершенство российского законодательства -вот неполный перечень результатовнепродуманных реформ. И, наконец, - разбалаисированность, разрозненность социальной политики, основанной на принципе защиты, а не принципе безопасности, согласно которому эффективная социальная политика должна учитывать не только социальные последствия, но и их причины.

 

Межнациональные распри и проявления национальной нетерпимости повлекли массовые беспорядки, что явилось в ряде регионов одним из факторов дестабилизации, составило угрозу безопасности личности и целых групп людей. Все это отражается на внутренней безопасности в стране, на правопорядке, может отразиться и на состоянии международной безопасности и международном авторитете страны, мешает экономической реформе, демократизации общества, его выходу из кризисного состояния.