Социоактивные факторы угроз.

На сегодня, можно сказать, вполне отработан экономико-математический аппарат оценки следующих социоактивных факторов:

• материальные, психологические, временные и иные перегрузки человека, общества;

• загрязнение химическими веществами воздуха, питьевой воды, открытых бассейнов и почвы;

• воздействие физических факторов: радиоволн, радиоактивного заражения, шума, пыли и т.д.;

• социальная напряженность (например, из-за переуплотненности и многонациональности заселения, криминогенной обстановки,

некачественной работы энергосистем, сферы обслуживания, состояния коммунальной инфраструктуры и т.д.);

• отрицательные информационно-психологические воздействия, вообще любых факторов, отрицательно воздействующих на здоровье человека: психическое, физиологическое и нравственное.

 

Угрозами для социальных интересов личности, общества и государства являются не только процессы, условия и факторы, но и действия, направленные на ущемление жизненно важных социальных интересов личности, общества и государства или использующие для этого последствия различных экономических, социальных, политических и природных факторов и процессов.

Именно конкретная деятельность, наносящая ущерб интересам общества и государства, вне зависимости от того, осознает это или не осознает лицо или иной субъект отношений возможные негативные последствия, представляет непосредственную угрозу социальной безопасности.

Поэтому угроза Б.С. имеет явно выраженный субъектный характер. То есть - она является выражением противодействия отдельных личностей, определенных социальных групп, субъектов общественных отношений (государств, общественных организаций, партий и пр.) удовлетворению общенациональных или государственных, а также личных жизненно важных социальных интересов.

Соответственно угрозы с учетом причин их возникновения могут быть классифицированы по видам:

1. Угрозы, вызываемые объективно развивающимися как природными, так и социально-экономическими процессами.

2.Угрозы, вызываемые определенными политическими, экономическими и социальными действиями.

По первой группе угроз их источником являются природные силы или факторы, противодействие которым со стороны общества может осуществляться путем создания резервов, своевременного оказания помощи пострадавшим и пр. В то же время по второй группе угроз – их субъектами, "носителями" являются физические и юридические лица,субъекты общественных отношений. В этом случае обеспечение Б.С. может быть достигнуто или путем правового предупреждения и пресечения незаконных действий по реализации интересов в ущерб интересам других субъектов отношений; или формирования условий деятельности, которые позволят государству не допустить обострения противоречий между общенародными, государственными интересами, с одной стороны, и отдельных субъектов - с другой. Иными словами, государственные органы могут активно противодействовать возникновению такого рода угрозчерез реализацию политики, формируя условия, когда субъектам социальных отношений станет невыгодно действовать вопреки общенародным, государственным интересам.

Для обеспечения Б.С. важное методологическое значение имеет и вопрос об определении "носителей", источников или субъектов угроз, чьи именно действия и направлены против жизненно важных социальных интересов общества и государства. И если в одном случае их носителямиявляются природные силы, объективные процессы и факторы социального развития, то в другом таковыми являются конкретные субъекты хозяйствования.

В качестве же субъектов угроз Б.С., чьи конкретные действия способны наносить ущерб жизненно важным социальным интересам республики, следует рассматривать:

- юридических лиц (предприниматели, фирмы, фонды и благотворительные организации; государственные предприятия и другие субъекты хозяйствования);

- физических лиц, профессионально выполняющих работу социального характера (руководители, осуществляющие внутри предприятий социальные мероприятия; сотрудники государственных организаций и учреждений);

- отдельных физических лиц;

- организованную преступность, действующую как внутри республики, так и за рубежом.

 

При оценке данных субъектов в современных условиях следует исходить из критерия соответствия их деятельности установленным правовым, социальным нормам и правилам. Степень ответственности за такие действия определяется законодательством.

По характеру угрозы, преобладающие и действующие в той или иной сфере деятельности подразделяются на следующие виды: угрозы-факторы, угрозы-процессы, угрозы-действия.

Угрозытакже подразделяютсянавнутренниеивнешние.Они обусловлены наличием внутренних и внешних факторов воздействия.

Внешняяи внутренняя безопасность народов и граждан находятся в неразрывной связи. Обеспечение прав и безопасности человека — важный фактор международной безопасности соединения государства, его субъектов. Упрочение внешней безопасности должно положительно сказаться на внутренней прочности государства, в том числе и безопасности его населения. Чем выше ощущение гражданами свободы, личной безопасности, социальной защищенности, тем прочнее демократическая консолидация народов и гражданского общества, политическая стабильность, стремление к укреплению государства, его международный авторитет, меньше угроза бесправия и разброда, центробежных тенденций.

Угрозы также могут быть реальнымии потенциальными.

Угроза может определяться, как:

- «обещание причинить кому-нибудь вред, зло»;

- действия или намерения «угрожать, грозить, стращать, наводить опасность либо опасение, держать под страхом, под опаскою, приграживать;

- «запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло»;

- «намерение нанести (физический, материальный или другой вред общественным интересам, а также отдельным лицам и их интересам».

Анализ законодательных актов и официальных документов свидетельствует, что речь идет об угрозе безопасности как о явлении, которое потенциально объективно существует, а при определенных неблагоприятных условиях может стать реальностью и способно нанести ущерб личности, нации и государству. В то же время, как верно отмечает В.Г. Вишняков, в социальной деятельности «основным источником угроз выступает субъективный фактор, иными словами, сами «разумные существа»,сознательно или бессознательно совершающие (или ничего не совершающие, а просто бездействующие - чаще всего сознательно) правильные, с их точки зрения,действия,но представляющие для других «разумных» существ опасности и угрозы»

В то же время законодатель не предоставляет нам достаточно четкого определения сущности угроз безопасности. Например, в Законе РФ «О безопасности» (ст.3) угрозаопределяется как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». По мнению М.Ф. Гацко, данное определение вряд ли можно признать вполне точным и полным, поскольку вторая его часть, касающаяся объектов угрозы и ее последствий (нанесение ущерба), представляется удачной, но первая часть, трактующая угрозу только как объективно существующую возможность нанесения ущерба, вызывает сомнения, поскольку кроме объективной возможности для реализации угрозы необходимо также наличие намерений (желания) одного из субъектов политики причинить ущерб тем или иным интересам другого субъекта политики, без этого угроза не будет реальной.

В рамках теории безопасности, наряду с понятием «угроза» употребляется также термин «опасность». Исследователи выделяют шесть значений последнего: «1) целеустремленные враждебные намерения и действия одних субъектов против других, а также вредные следствия просчетов, ошибок, безалаберности людей в своих действиях; 2) риск; 3) вызов; 4) природные катаклизмы, наносящие ущерб самой природе и обществу; 5) оценка явлений с точки зрения возможного ущерба; 6) предчувствие событий, способных причинить вред людям и природе».

Взаимосвязь указанных категорий зачастую служит основанием для их отождествления; все более распространенным становятся мнение о том, что угроза -это крайняя степень опасности (непосредственная опасность), а опасность - есть возможная (потенциальная) угроза. К примеру, можно встретить такую трактовку: угроза есть непосредственная опасность причинения ущерба жизненно важным интересам и безопасности. В свою очередь, опасность рассматривается как нанесение ущерба тем или иным интересам, для реализации которого необходимо создание соответствующих условий (накопление возможностей и формирование намерений). Другими словами, опасность предполагает наличие либо намерения, либо возможности нанесения ущерба, тогда как угроза заключает в себе и то, и другое. При этом опасности могут исходить из многих источников и действовать по отношению ко многим объектам, часто имея безадресный характер, а угроза, имея конкретный источник и объект, всегда носит персонифицированный, адресный характер.

При этом каждая объективно существующая опасность может рассматриваться в качестве потенциальной угрозы, т.е. при определенных условиях способна стать конкретной угрозой и нанести реальный ущерб интересам государства, общества или личности, то данные явления принято рассматривать в совокупности. Специалисты, исходят из того, что существуют не отдельно взятые угрозы и опасности, а имеет место определенная система опасностей и угроз безопасности.

Опасности в БЖД (безопасности жизнидеятельности) подразделяются по различным основаниям: