Статья 3. Общие принципы обеспечения социальной безопасности и стимулирования социального развития

1. Основным организационным средством обеспечения социальной безопасности и ускорения социального развития является создание экономических механизмов, основанных на полной компенсации нарушителями любых видов наносимого ущерба и на стимулировании по конечным результатам позитивных изменений любых социальных факторов, небезразличных для человека и общества.

2. Установление виновников и требуемых сумм компенсации ущерба от социально негативной деятельности производится органами гражданского судопроизводства на основе данных социальной экспертизы – непосредственно или через административные комиссии органов местной власти;

3. Установление сумм поощрения социально позитивной деятельности производится органами профсоюзов предприятий и (или) административными комиссиями органов местной власти в зависимости от сферы действия позитивных социальных изменений;

4. Социальную экспертизу осуществляют на договорной основе центры социального развития – консультативные юридические организации, учебные заведения, научные организации (в целом или их подразделения), аккредитованные по решению постоянно действующей Федеральной комиссии по организации системы аккредитации на право проведения социальной экспертизы, социального аудита и сертификации по социальным требованиям (далее: Федеральной комиссий по социальной аккредитации) на право выполнения функций социальной экспертизы, социального аудита, сертификации качества, разработки социальных проектов и т.д. – в зависимости от кадровых, материальных и других возможностей аккредитуемых организаций; к задачам центров социального развития относится также участие в судебных заседаниях для оказания консультативных действий и иной поддержки той или иной стороны.

5. Федеральная комиссия по социальной аккредитации организуется Правительством Российской Федерации. Состав Комиссии определяется и в последующем, при необходимости, ежегодно корректируется путем отбора из числа представителей от различных ведомств, организаций и предприятий по профессиональным и этическим критериям. В обязанности Комиссии входит организация подготовки и утверждение методических материалов, обучение, аккредитация (самостоятельно или по поручению – авторами подготовленных методических материалов) и предоставление методических материалов аккредитованным центрам социального развития, регулярная оценка, инспекционный контроль деятельности аккредитованных органов и эффективности использования ими методических материалов.

6. При определении степени социальной безопасности и социального развития подлежат учету такие факторы, как:

· повышение угрозы жизни, здоровью, имуществу и личным вкладам населения,

· потеря кормильца, другие негативные факторы, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ,

· материальные, психологические, временны’е и иные перегрузки человека, отдельных групп населения и общества в целом;

· загрязнение вредными техногенными химическими веществами и биологическими объектами воздуха, питьевой воды, открытых бассейнов и почвы;

· воздействие физических факторов: радиоволн, радиоактивного заражения, шума, пыли и т.д.;

· прямое заражение паразитами, в т. ч. Через домашних животных;

· санитарно-эпидемиологическое загрязнение и деэстетизация территории;

· негативное, воздействие на физическое и психическое состояние человека сверх установленных официальных и общественных норм — социального фона, регистрируемое субъективно, через все органы чувств человека, включая слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые и другие, и объективно, в виде усиления имеющихся или появления новых выраженных симптомов заболеваний (поражений), задержки излечения, усугубления болезни, негативного изменения основных биохимических и физиологических показателей и т.п., в том числе из-за неэффективного и неверного направления лечения, непредставления лечащими учреждениями информации, необходимой больному или его родственникам, другим лечащим учреждениям;

· повышение социальной напряженности (например, из-за переуплотненности и многонациональности заселения, повышенной криминогенности обстановки, опасного поведения домашних животных, водителей автотранспорта, некачественной работы энергосистем, сферы обслуживания, состояния коммунальной инфраструктуры и т.д.);

· отрицательные информационно-психологические воздействия, в том числе через печать, теле- и радиопрограммы, в целом от эстетического, духовного загрязнения информационной среды;

· дезинформация, предоставление искаженной и заведомо ложной информации;

· воспитание молодежи и в целом общества в антиобщественном духе,

· распространение антиобщественной идеологии, которая в перспективе может нанести обществу материальный, экономический, социальный, моральный и иной ущерб, социальную нестабильность, напряженность и социальные срывы;

· сохранение общественно вредных или общественно бесполезных производств, любой деятельности, или искусственное прекращение деятельности общественно полезной;

· обман покупателя и продавца, в том числе склонение к самообману от незаслуженного повышения престижа (имиджа) производителя;

· проявления явного или скрытого корпоративного эгоцентризма в виде неоправданного усложнения изделий, условий предоставления услуг, ведомственных правил и инструкций; общественно не обусловленного, открытого или неявного сговора производителей и т.д.;

· задержка патентования и обнародования (публикации) социально значимых достижений;

· нарушение авторских прав, неуказание имени авторов достижений или владельцев интеллектуальной собственности,

— а также любые другие факторы, отрицательно воздействующие на здоровье, психологическое и физическое состояние человека, вызывающие:

· необоснованное снижение материального благосостояния, свободного времени, ухудшение психологического состояния людей, оглупление, лишение людей права решать свою судьбу в меру своих способностей и, наоборот, собственную распущенность людей,

· обострение чувства бесцельности существования, ненужности для семьи или общества,

· ущемление чувства собственного достоинства,

· духовную, умственную и психофизиологическую деградацию человека,

· душевную и духовную опустошенность, в том числе от разрушения национальной культуры, от лишения веры в будущее, в символы, в устоявшиеся убеждения без адекватной замены и (или) психологической компенсации.

7. Эффект от мероприятий по повышению социальной безопасности и ускорению социального развития является основой для материального и морального стимулирования участников их создания и реализации, необходимого и достаточного для поощрения и продолжения социально полезной деятельности.

8. Ущерб устанавливается на основании результатов социальной экспертизы вне зависимости от наличия или отсутствия норм права, устанавливающих юридическую ответственность и предусматривающих тот или иной вид наказания.

9. Ущерб определяет всю социальную ответственность, т.е. обязанность компенсировать потерпевшим – отдельным лицам и населению в материальном виде (оплачивать) весь выражаемый в стоимостной форме совокупный нанесенный ущерб от любых негативных изменений социальных факторов, а также стоимость социальной экспертизы, издержки судопроизводства, затраты на работу правоохранительных органов и уплачивать все необходимые налоги – все с учетом инфляции и различных начислений (дисконтирования) в случае существенной разницы между сроками нанесения ущерба и выплат (компенсации).

10. Компенсация ущерба, нанесенного в результате противоправного действия или бездействия одним лицом (лицами) другому лицу (лицам), должна быть произведена причинителем вреда:

· в материальной (денежной) форме;

· в полном объеме, при необходимости с учетом коэффициента дополнительного накопления вины;

· независимо от национальности, гражданства, возраста, пола, имущественного и должностного положения, личного благосостояния, места пребывания и жительства наносителя ущерба и потерпевшего;

· вне зависимости от принадлежности к той или иной организации, учреждению, общественному движению или партии;

· вне зависимости от того, является ли нанесенный ущерб причиной субъективных факторов (недостатков воспитания, самовоспитания, слабости характера причинителя или его болезней — физических или психических) – исключая форс-мажорные обстоятельства;

· в случае, если причинитель вреда (наноситель ущерба) не установлен в течение месяца, оплата ущерба производится централизованно, из специальных социальных фондов, поддерживаемых установленными отчислениями от сумм компенсации ущерба;

· в случае несовершенства законодательства, введенного после принятия данного закона, — всеми лицами, причастными к его разработке и введению;

· в случае реализации нововведений — физическими лицами, причастными к их созданию, разработке, финансированию и реализации;

· если наносителей ущерба два или более — то в долях участия, например, пропорционально индивидуальным долям полученной выгоды.

11. Решение о компенсации ущерба суд выносит на основании данных социальной экспертизы, проведенной по его решению органами социального развития. Эти органы и суд несут паритетную ответственность за последствия от использования результатов необъективной экспертизы.

12. Полная материальная компенсация всех видов нанесенного ущерба (экономического, материального, физического, социального, морального и иного) является необходимой и достаточной для обеспечения социальной безопасности и ускорения социального развития и не требует мер ограничения свободы причинителя вреда, если его физические, психические и иные особенности не требуют его изоляции от общества.

 

4.ХАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - 18 апреля 2003 г.

Мы, нижеподписавшиеся, обязуемся содействовать достижению социальных стандартов, изложенных в Европейской Социальной Хартии, и призываем Парламент, Правительство, неправительственные, общественные организации и граждан Российской Федерации к обеспечению социальной безопасности граждан России, как основы социальной политики гражданского общества, равенства всех без исключения, реализации потребностей каждого гражданина России.

Социальная безопасность, в основе которой лежат гарантии государства по обеспечению свобод и равных возможностей граждан, является важнейшим инструментом обеспечения жизнедеятельности граждан и общества, развития экономики и национального самосознания.

Для реализации поставленных задач организации-участники Хартии Социальной Безопасности признают в качестве основной цели своей деятельности, которую они будут осуществлять с помощью всех надлежащих средств, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление следующих прав и принципов, которые изложены в Европейской Социальной Хартии:

  • “Каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности.
  • Все трудящиеся имеют право на справедливые условия труда.
  • Все трудящиеся имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
  • Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей.
  • Все трудящиеся и работодатели имеют право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.
  • Все трудящиеся и работодатели имеют право заключать коллективные договоры.
  • Дети и подростки имеют право на особую защиту от опасности физического и морального ущерба, которой они подвергаются.
  • Работающие женщины в период беременности имеют право на особую защиту их труда.
  • Каждый человек имеет право на надлежащие возможности для профессиональной ориентации в целях оказания ему помощи в выборе профессии, в соответствии с его личными способностями и интересами.
  • Каждый человек имеет право на надлежащие возможности для профессиональной подготовки.
  • Каждый человек имеет право пользоваться любыми средствами, позволяющими ему поддерживать свое здоровье в наилучшем возможном состоянии.
  • Все трудящиеся и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение.
  • Каждый человек, не имеющий достаточных материальных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь.
  • Каждый человек имеет право пользоваться услугами социальных служб.
  • Инвалиды имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества.
  • Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития.
  • Дети и молодые люди имеют право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту.
  • Граждане любой из Сторон имеют право заниматься на территории любой другой Стороны любой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этой Стороны, за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными причинами.
  • Трудящиеся-мигранты, являющиеся гражданами одной из Сторон, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Стороны.
  • Все трудящиеся имеют право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола.
  • Трудящиеся имеют право на получение информации и на то, чтобы с ними консультировались, в рамках предприятий.
  • Трудящиеся имеют право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной среды на предприятии.
  • Каждый престарелый имеет право на социальную защиту.
  • Все трудящиеся имеют право на защиту в случае прекращения занятости.
  • Все трудящиеся имеют право на защиту их претензий в случае неплатежеспособности их работодателя.
  • Все трудящиеся имеют право на защиту своего достоинства на рабочем месте.
  • Все лица с семейными обязанностями, поступающие или желающие поступить на работу, имеют право сделать это, не подвергаясь дискриминации и по возможности не создавая коллизии между своей работой и семейными обязанностями.
  • Представители трудящихся на предприятиях имеют право на защиту от действий, наносящих им ущерб, и им должны быть предоставлены надлежащие возможности для осуществления их функций.
  • Все трудящиеся имеют право на получение информации и на то, чтобы с ними консультировались в ходе осуществления коллективных сокращений штата.
  • Каждый человек имеет право на защиту от бедности и социального отторжения.
  • Каждый человек имеет право на жилье”.

Гражданские, политические, социальные и экономические права образуют неделимую совокупность принципов. Хартия Социальной Безопасности защищает основные социальные и экономические права граждан Российской Федерации и побуждает к усовершенствованию законодательства, исполнению законов и общественному контролю за их исполнением со стороны гражданского общества. Организации-участники Хартии Социальной Безопасности обязуются:

  • содействовать развитию системы социального страхования России;
  • защищать право на защиту от бедности и от социального отторжения;
  • содействовать продвижению женщин во власть на уровень принятия решений;
  • преодолевать дискриминацию женщин в сфере труда и занятости;
  • усиливать права детей и молодежи на образование, социальную, юридическую и экономическую защиту;
  • отстаивать право на защиту в случае увольнения;
  • защищать право работников на достойное обращение;
  • защищать право работников, несущих ответственность за других членов семьи, на равенство возможностей и на равное обращение;
  • защищать право инвалидов на индивидуальную социальную интеграцию, на личную независимость и на участие в общественной жизни;
  • содействовать укреплению здоровья нации, расширять услуги консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и здорового образа жизни, и на предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний;
  • поддерживать экологически безопасные технологии;
  • защищать право на жилье.

Организации-участники Хартии Социальной Безопасности обязуются проводить активную работу по взаимодействию со всеми структурами государственной власти, общественными, партийными и другими неправительственными организациями для обеспечения достижения целей, поставленных в данном документе.

Сознавая важность стоящих перед нашим обществом задач, мы считаем своим долгом бороться за создание и реализацию программы обеспечение социальной безопасности России.

Хартия Социальной Безопасности открыта гражданскому партнерству. Мы призываем всех, кто разделяет принципы и положения Хартии, к сотрудничеству на благо России!

Социальная безопасность – основа социальной политики!

5. 24 июня 2005 г. СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ

1. Общие положения
Социальная доктрина России определяет цели, основные принципы, приоритеты и механизмы реализации единой социальной политики государства, бизнеса и общества как основы социального регулирования в Российской Федерации на долгосрочный период. Доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в социальной области, а также на результатах изучения тенденций и состояния социальной сферы в РФ, использовании достижений современной экономической теории, социологии и психологии.
Краеугольным камнем Социальной доктрины является концепция тесной взаимосвязи экономических и социальных аспектов жизни страны как единого целого. При этом поскольку в течение пятнадцатилетнего периода реформ основными ориентирами служили экономические результаты, приоритетными в настоящее время должны стать индикаторы социального развития страны и ее граждан.
Для устойчивого бескризисного развития страны в долгосрочном плане социальные и экономические аспекты должны рассматриваться как неразделимо взаимосвязанные между собой. Экономические и социальные показатели выступают при этом как составляющие единого критерия развития страны.
В среднесрочном плане социальное развитие должно признаваться обществом и государством как самостоятельная ценность, критерий оценки достигнутого успеха во всех сферах.
В краткосрочном плане параметры социального развития выступают в качестве ограничений для принятия экономических решений.
Хотя системные меры социального развития должны формироваться и осуществляться в согласованном взаимодействии с развитием экономического базиса, радикальным улучшением структуры и повышением качества экономического роста, в настоящем документе основное внимание уделено социальным вопросам, а экономические проблемы рассматриваются лишь в контексте взаимосвязей с социальным развитием страны.
В основе социальной доктрины России лежат следующие программные установки.
1. Социальные проблемы населения страны должны решаться, как правило, в пределах ее территории и с использованием ресурсов России. Поощрение массовой эмиграции как средства решения социальных проблем страны не допускается. Иммиграция в Россию из других государств должна осуществляться в увязке с мерами по созданию высокооплачиваемых рабочих мест в соответствии с ориентирами структурной политики развития экономики.
2. Миссией государства в сфере социального развития является создание и улучшение условий для жизни и развития существующего поколения и для неограниченно продолжающегося преемственного функционирования общества и экономики на данной территории. Государство служит защитником и гарантом территориальной и временной целостности страны, ее суверенитета, независимости и укрепления потенциала развития.
3. Разработка социальных программ и планов, решение социальных проблем и социальное развитие должно осуществляться на основе партнерского солидарного взаимодействия государственных институтов, общества и бизнеса.
Основная цель подготовки Социальной доктрины состоит в разработке единого основополагающего документа, определяющего основы социальной политики как многоуровневой, многосубъектной и многообъектной системы, охватывающей все сферы жизни общества, от разработки долгосрочных программ развития страны и составления федеральных бюджетов до отношений между работодателями и работниками, и обеспечивающей права и приоритеты реализации и развития интересов личности, семьи, коллектива и других социальных объектов.
2. Основные цели и принципы социальной политики в России
Под социальной политикой понимается система целей, принципов, намерений и планируемых мероприятий, регулирующих функционирование и развитие социума. Предметами социальной политики являются меры по обеспечению благоприятных условий жизни всех слоев, групп и поколений населения, включая условия труда, занятости, охрану здоровья и материнства, социальную поддержку, жилищно-коммунальные условия, а также условия интеллектуального, духовного и нравственного развития человека. Объекты социальной политики – население и его группы, гражданское общество и его институты, а также (в определенной степени) сектор производства социальных благ. Субъекты социальной политики – органы всех ветвей государственной власти и местного самоуправления; работодатели и бизнес-сообщество в целом; гражданское общество, включая политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации.
Формирование и реализация социальной политики государства основываются на положениях «Социальной доктрины России».
Стратегическими целями государственной социальной политики являются:
повышение уровня и качества жизни населения;
снижение смертности и повышение рождаемости в России;
сохранение стабильности базовых социальных групп (семьи как основной структуры в сфере социальной ячейки; трудового коллектива как основной социальной структуры в экономической сфере и др.);
создание и развитие институтов гражданского общества;
обеспечение социальной безопасности страны, создание условий для жизнедеятельности будущих поколений граждан.
Формирование социальной политики должно базироваться на следующих основных принципах.
1. Принцип стратегической целенаправленности. Социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер; предусматривать последовательность, целенаправленность и недопущение существенных социальных конфликтов, опору на институты гражданского общества; учитывать инерционность социальной системы и данные мониторинга результатов реализации политики.
2. Принцип системности. Решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять полную и непротиворечивую систему, соответствовать целям социальной политики и быть скоординированными между собой и с решениями в сфере экономики, политики и права. Государственная социальная политика должна быть увязана с экономической, финансовой, научно-технической и другими видами государственной политики. Социальные реформы должны быть органической частью системной социальной политики.
3. Принцип социальной справедливости. Следует стремиться к реализации принципа социальной справедливости, в том числе в трудовой сфере - более высокой оплаты за более сложный, требующий большей подготовки и сопряженный с большей ответственностью труд. Повышение уровня социальной справедливости в обществе при прочих равных условиях способствует консолидации общества, повышению социальной ответственности его членов и экономическому росту страны. Рост числа нарушений принципа социальной справедливости снижает уровень трудовой мотивации и, как следствие, потенциал экономического роста.
4. Принцип сочетания социальной свободы, ответственности и гарантий. Следует обеспечить оптимальное (для данного периода в развитии страны) сочетание личной социальной свободы, личной социальной ответственности каждого гражданина и государственных социальных гарантий при безусловном обеспечении их минимальных уровней, определяемых принятыми социальными стандартами. Минимальный уровень гарантий должен обеспечивать гражданину доход, превышающий прожиточный уровень для данной местности и данной категории граждан (с учетом затрат на жилье). Минимальный уровень ответственности гражданина должен определять его лояльность по отношению к соблюдению требований федеральных и местных законов, уплаты налогов, соблюдения норм социального общежития. Минимальный уровень свободы для гражданина должен предусматривать возможность свободного выбора между принятием государственной социальной поддержки или отказом от нее.
5. Принцип демократичности. Каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики и контроле за ее выполнением. Важнейшие социально ориентированные решения должны приниматься на основе общественного консенсуса.
6. Принцип адаптации к местным условиям. Социальная поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения. Принцип уравнительности должен распространяться на конечный результат социальной поддержки, а не на ее объем.
7. Принцип гуманитарности. Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе – по сравнению с правами собственности.
3. Меры и механизмы реализации политики социального развития
Достижение указанных целей и приоритетов социального развития обеспечивается путем создания системы мер экономического, нормативно-правового, организационного, информационно-просветительского и управленческого характера, а также механизмов реализации этих мер. Представленные ниже меры сгруппированы по сфере воздействия (производство, воспроизводство, распределение, перераспределение и т.п.) и целевому назначению. Как правило, каждое из мероприятий нацелено на решение нескольких из перечисленных выше задач социального развития, а совокупность мер в целом создает реальные условия для достижения указанных выше главных целей социальной политики.
1. Меры производственного и воспроизводственного характера, направленные на изменение структуры экономического роста и повышение доли оплаты труда в ВВП. В основном они опираются на экономические и организационные механизмы и предусматривают следующие действия.
1.1. Стимулирование трудоиспользующего экономического роста во всех отраслях, создания новых рабочих мест в экономике и диверсификации их структуры в соответствии с профессиональной структурой трудоспособного населения. Поддержка опережающего развития наукоемких отраслей, включая наукоемкие отрасли социальной сферы. Развитие предпринимательства и самозанятости, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.
1.2. Создание в отраслях системы профессиональных ассоциаций для развития профессиональных навыков работников, распространения профессиональных знаний и инноваций, защиты профессиональных интересов. Повышение роли профессиональных союзов на предприятиях, обеспечение их независимости от работодателей.
1.3. Создание системы интеграционного взаимодействия науки и образования, способствующей росту качества высшего образования, привлечения в науку молодых выпускников вузов.
1.4. Повышение заработной платы в бюджетном секторе, гармонизированное с повышением уровня интеллектуализации и производительности труда.
2. Меры распределительного характера, нацеленные на повышение качества жизни большинства населения, в особенности низко- и среднеобеспеченных слоев населения; а также обеспечение условий социального развития для граждан, потерявших связь с рынком труда. Реализация данных мер предполагает применение нормативно-правовых и организационных механизмов.
2.1. Расширение рамок использования страховых механизмов для целей социального развития, предполагающее отказ от единого социального налога, возвращение к страховым платежам в пенсионный, социальный и обязательный медицинский фонды и внедрение механизмов страхования риска безработицы.
2.2. Развитие системы ипотечного и образовательного кредитования.
2.3. Развитие схем добровольного страхования, согласованное с доходными возможностями населения и государственными гарантиями в социальной сфере.
2.4. Отказ от плоской шкалы подоходного налога, повышение суммы необлагаемого налога до уровня годового прожиточного минимума работника и его детей.
2.5. Повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума с использованием механизмов межбюджетного и внутрибюджетного перераспределения для регулирования оплаты труда в бюджетном секторе.
2.6. Повышение средней пенсии до уровня 40% от средней заработной платы за счет: возвращения к обязательному пенсионному страхованию, сокращения расходов пенсионного фонда, не связанных с выплатой текущих страховых пенсий, отказа от нестраховых выплат через систему страхового пенсионного обеспечения.
2.7. Сохранение системы бесплатного среднего образования, а также доступа к бесплатному специальному и высшему профессиональному образованию на конкурсной основе.
3. Меры перераспределительного характера, направленные на развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, и повышение эффективности социальной помощи уязвимым группам населения. Для решения данной задачи необходимы нормативно-правовые, бюджетные и организационные механизмы.
3.1. Создание системы гарантированного минимального дохода для домохозяйств, не получающих необходимый объем ресурсов за счет трудовой деятельности, страховых выплат, межсемейных трансфертов, накопленных сбережений, имущества и других источников.
3.2. Для депрессивных регионов сохранить механизмы межбюджетных трансфертов с целью снижения межрегиональных различий в душевых социальных расходах государства, в том числе за счет оптимизации механизмов перераспределения средств через фонд финансовой поддержки регионов, усиление контроля за его расходованием.
3.3. Укрепление и развитие системы государственной социальной поддержки пожилых граждан и лиц с ограниченными возможностями (неденежные социальные трансферты, социальное обслуживание, формирование доступной для таких лиц среды жизнедеятельности и др.).
3.4. Предупреждение семейного неблагополучия, профилактика социального сиротства, внедрение семейных форм устройства детей-сирот и технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Меры комплексного характера, направленные на создание и внедрение системы минимальных социальных стандартов в области доходов индивида и семьи, трудовой деятельности, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания населения.
4.1. Создание системы социально-трудовых регламентов, обеспечивающих гарантированные государством права работника, включая права на справедливую и минимально достойную оплату труда; на обеспечение надлежащих условий и безопасности труда; на объективную аттестацию; на обучение, переобучение и повышение квалификации и др. для каждой категории работников с учетом их квалификации и характера труда.
4.2. Создание механизма актуализации прожиточного минимума с учетом региональных различий.
4.3. Разработка стандартов минимальной жилищной обеспеченности и создание фонда муниципального жилья для малообеспеченных семей.
4.4. Стандартизация медицинских услуг и законодательное закрепление государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
5. Меры комплексного характера, обеспечивающие согласованность социальной и экономической политики в России, этические основы жизни социума. Для реализации этих мер используются организационно-институциональные механизмы.
5.1. Обязательное определение источников финансирования во всех законах и подзаконных актах, регламентирующих различные вопросы и программы, направленные на поддержание достигнутого уровня и качества жизни и социальное развитие.
5.2 Разграничение обязательств по финансированию социальной сферы между различными субъектами, включенными в процесс социального развития, и различными уровнями бюджета.
5.3. Обязательное проведение социальной экспертизы планируемых экономических и институциональных реформ. Внедрение в практику принятия управленческих решений методов оценки реалистичности мер социальной политики.
5.4. Восстановление традиций общественного осуждения лиц, нарушающих нормы социальной справедливости, демонстрирующих пренебрежение достоинством и правами личности, а также всех видов собственности.
6. Меры комплексного характера по созданию системы мониторинга реализации политики социального развития. Данное направление деятельности позволит гармонизировать приоритеты развития с целями проводимых социально-экономических преобразований и с имеющимися возможностями и ограничениями.
6.1. Разработка и внедрение системы объективно контролируемых показателей для оценки прогресса в достижении обозначенных целей.
6.2. Внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат и предполагающих использование схем финансирования социальных программ при условии достижения результатов, согласованных со всеми заинтересованными участниками.
6.3. Обеспечение общественного и административного контроля за методикой расчета показателей результативности проводимой социальной политики.
В целом представленный набор механизмов и мер реализации социальной политики, адресованных отдельным доходным и социально-демографическим категориям граждан и домохозяйств, охватывает все население России.

4. Система социального регулирования в России
Под социальным регулированием понимается совокупность целенаправленных воздействий на экономику и социум, обеспечивающих устойчивое социальное развитие.
Система социального регулирования включает:
-
совокупность программных документов, определяющих социальную политику и действия субъектов социального регулирования;
- процедуры и регламенты формирования, обсуждения, принятия и корректировки этих документов;
- органы мониторинга и контроля выполнения программных установок, реализующие прямые и обратные связи между субъектами и объектами социального регулирования.
Основными программными документами системы социального регулирования являются:
«Социальная доктрина России»;
«Социальная стратегия России» на среднесрочный период;
«Социальная политика РФ» на конкретный год;
«Социальные программы России».
Социальная доктрина России является базовым документом всей системы социального регулирования. Срок действия Социальной доктрины России не устанавливается, но ее содержание может быть скорректировано в случае существенных изменений во внутреннем социально-экономическом состоянии страны или положения страны в мире.
Положения «Социальной доктрины России» конкретизируются в документах «Социальная стратегия России» на среднесрочный период (3 года) и «Социальная политика РФ» (1 год), определяющих конкретные целевые нормативы социального развития и процедуры их достижения. В документе «Социальные программы России» отражается программно-целевой аспект социального регулирования и характеризуются федеральные и региональные программы, направленные на реализацию положений «Социальной доктрины».
Проект «Социальной доктрины» разрабатывается первоначально научным сообществом, проходит общественно-государственное обсуждение, в том числе – в Общественной палате и обеих палатах Федерального собрания РФ, в Администрации президента и в аппарате Уполномоченного по правам человека РФ. После этого Доктрина принимается (утверждается) Госсоветом. Президент обращается к народу России со специальным «Социальным посланием», в котором содержатся основные тезисы «Социальной доктрины». В дальнейшем процессом корректировки «Социальной доктрины» руководит Общественная палата РФ, которая организует процесс обсуждения и фиксации предложений со стороны населения и общественных групп и организаций.
Ежегодно президент и главы обеих палат Федерального Собрания России обращаются с совместным социальным посланием к народу России, содержащим основные положения социальной политики на текущий год. В этих посланиях конкретизируются положения «Социальной доктрины» и «Социальной стратегии РФ».
Для более эффективного решения социальных проблем России целесообразно восстановить самостоятельное Министерство труда и социального развития РФ. В системе представительной власти (или при Общественной палате РФ) также должен быть создан специальный федеральный орган, осуществляющий мониторинг социальной политики и ее результатов на постоянной основе.
В формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.
Реализация положений, разработанных и изложенных в данном документе, позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями власти на всех уровнях управления; создать эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития; ускорить движение общества по пути социально-экономического прогресса.

 

2. Социальная безопасность общества, личности и се­мьи. Угрозы социальной безопасности.

В теории социальной безопасности, рассматривающей соци­альное благополучие как высокий уровень социальной защищенности граждан от разнообразных рисков, угроз и опасностей, в систему социальных показателей со­циального благополучия населения, входят показатели, характеризующие: демо­графическую ситуацию; развитость системы охраны здоровья; развитость системы общего и профессионального образования; развитость системы социальной защи­ты населения (в том числе социального обеспечения и социального обслуживания); уровень занятости населения и условия труда; уровень жизни на­селения; жилищно-бытовую обеспеченность; доступность информации и ценно­стей культуры; состояние окружающей природной среды и уровень техногенной безопасности; эффективность работы правоохранительных органов и уровень лич­ной безопасности. Данная система показателей дает возможность произвести комплексный анализ социальной ситуации, оценить степень выраженности соци­альных угроз, определить состояние социальной безопасности и социального благополучия населения на общесоциальном уровне.

Угрозы социальной безопасности - это явления и процессы, вследствие возникновения и развития которых происходят резкие, возможно даже качественные изменения в образе жизни, ущемляются жизненно важные социальные права и интересы личности: права на труд, профессию, гарантированную заработную плату, на бесплатное образование, здравоохранение, отдых.