Тема 8. Социальная безопасность в контексте теорий социального благополучия. Технологии обеспечения социального благополучия

Нормативно-правовые основы благополучия и социальной безопасности. Социальная безопасность общества, личности и се­мьи. Угрозы социальной безопасности. Социальная политика и со­циальная защита как осно­ва механизма обеспечения социального благополучия населения. Место и роль социальной работы в обеспечении со­циального благополучия «слабых» групп населения. Проблемы благополучия семьи в контексте теории социальной работы Технологии обеспечения благополучия и социальной безопасности. Проблемы формирования социального института обеспечения социального благополучия человека и общества. Модернизация российского общества как основа становления благо­получия человека и семьи. Управление системой со­циальных потребностей. Основные программы со­циального благополучия в современной России. Традиции и новое содер­жание социальной работы в условиях преодоления кризиса и постмодернист­ской стабилизации со­циальных изменений в России. Социальное благо­получие как цель социаль­ной работы. Правовые основы модер­низации социальной рабо­ты.

 

  1. Нормативно-правовые основы благополучия и социальной безопасности.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в являются:

- федеральные законы;

- указы Президента Российской Федерации

- постановления Правительства Российской Федерации;

- приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;

- правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):

- приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Государствоже предстает как форма социальной организации, призванная охранять в обществе такой порядок, при котором этот уровень свободы обеспечивается в качестве условия стабильности и нормального функционирования общества. Иными словами, главная функция государства — охрана права как масштаба свободы. Государство существует для обслуживания общества, обеспечения его стабильности и нормального развития на базе определенного способа производства. Собственного интереса, отличного от интересов общества, имеющего приоритет, государство не должно иметь. Безопасность государства имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку она обеспечивает безопасность общества и личности. В этом смысле государствоодин из факторов обеспечения безопасности общества, его внутренняя и внешняя политика должна исходить из этого.

Внутренняя безопасность общества определяется его естественным свободным развитием, а таковое обеспечивается, если государство как сила, вырастающая из общества, подчиняется законам его самодвижения, служит его благоденствию.

Государство должно стать политико-правовым механизмом, обслуживающим общество, охраняющим его стабильность и благоденствие, т. е. порядок, при котором обеспечивается возможный и необходимый уровень свободы личности, народа, других социальных субъектов, важнейшим фактором обеспечения общесоциальной безопасности.

С позиций проблем общесоциальной безопасности, идеи правового государства оказываются оптимальными. Обеспечение внутренней и внешней стабильности современного общества возможно лишь в условиях государства, ориентирующегося на человека, его права и свободу, т. е. на право как единый цивилизованный способ разграничения и соединения интересов, разрешения социальных конфликтов.

Право и безопасность личности, народа и государства закрепляются законодателем, их реализация организуется исполнительными органами, а охрана — судебными учреждениями.

Национальная безопасность каждого конкретного государства возможна только при условии сочетания и согласования интересов личности, всего народа и составляющих его наций и национальностей, национальных меньшинств на правовой основе, в том числе и договоре.

В числе основных законов, составляющих основу соц. безопасности, можно отметить:

1. Под безопасностью в ст. 1 Закона РФ «О безопасности» 1993 г. понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

 

Социальная безопасность объективно нуждается в определенном правовом обеспечении, которое реализуется, главным образом, через соответствующие правовые отношения, регулирующие поведение людей в связи (по поводу) социальной безопасности. В структуре этих правоотношений «социальная безопасность» выступает в качестве их предмета.

 

Объект преступления - это охраняемая уголовным законом социальная безопасность, то есть состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, подвергающаяся преступному посягательству, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

подправом социального обеспеченияпо­нимаетсясовокупность правовых норм, регулирующих спе­цифическим методом комплекс общественных отношений, касающихся материального обеспечения и предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной под­держке в пределах государственных стандартов, а также тесно связанные с ними отношения процедурного и процес­суального характера.

 

К сложившимся устойчивымпринципам правового регулиро­вания, характерным для права социального обеспечения в це­лом, относятся следующие:

1) справедливость (гарантированное оптимальное сочетание интересов личности, общества и государ­ства) и всеобщность социального обеспечения;

2) дифференциа­ция видов, условий и уровней социального обеспечения в зави­симости от продолжительности трудового вклада и условий тру­да (вредные, тяжелые и др.), уровня средней заработной платы в стране, причин нетрудоспособности и нуждаемости и других со­циально значимых обстоятельств;

3) финансирование социаль­ного обеспечения за счет государственного бюджета и обязатель­ных страховых взносов;

4) универсальность и комплексность со­циального обеспечения, то есть гарантированность при наступ­лении различных социально значимых обстоятельств, предус­мотренных законом, и возможность получения нескольких ви­дов обеспечения (выплат, услуг, льгот);

5) установление уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума, что прямо следует из конституционного положения (ст. 7), где Рос­сийская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Следует отметить, что в последние годы получили широкое развитие внутриотраслевые принципы права социального обес­печения. Их характерной особенностью является то, что они закрепляются непосредственно в законодательстве.

2. Примером тому может служить, в частности, Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

В статье 5 этого закона изложены следующие принципы социального обслуживания:

1) адресность; 2) доступность; 3) добровольность; 4) гуман­ность; 5) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной си­туации; 6) конфиденциальность; 7) профилактическая на­правленность.

Указанные принципы нацелены на то, чтобы социальное об­служивание населения соответствовало государственным стан­дартам, которые устанавливают основные требования к объе­му и качеству социальных услуг, порядку и условиям их ока­зания.

Однако здесь необходимо хорошо понимать, что право соци­ального обеспечения в складывающихся социально-экономи­ческих условиях является подотраслью социального права как правового механизма в реализации социальной политики го­сударства.

3.Законопроект "О социальной безопасности и социальном развитии" – декабрь 2000 г.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации.

Деятельность по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации включает в себя:

· активизацию социальной деятельности уже существующих государственных, парламентских органов, органов местного самоуправления, научных институтов и иных уже функционирующих организаций в пределах их полномочий для повышения уровня заинтересованности их в социальном развитии общества,

· активизацию творческого потенциала населения по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации,

· создание соответствующих федеральных и местных нормативных подзаконных актов.

Основными задачами деятельности по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации являются:

· выявление и оценка очагов потенциальной социальной опасности, конфликтных ситуаций, поиск и оценка потенциальных резервов повышения социальной безопасности и ускорения социального развития,

· оценка ущерба от любой антиобщественной деятельности, начисление и предъявление наносителю сумм для его компенсации в пользу пострадавших;

· разработка и реализация программ и проектов, направленных на повышение социальной безопасности и ускорение социального развития,

· поиск, оценка и отбор для широкого использования уже существующих экономических механизмов, средств и методов ускорения социального развития,

· разработка и создание средств широкого применения материального и морального поощрения за ускоренное социальное развитие и материальных санкций за наносимый социальный ущерб,

· налаживание системы регулярного (непрерывного) определения социальной эффективности организационно-технических проектов, программ, законопроектов, предложений, новшеств, реализованных нововведений и функционирующих объектов,

· методическое и организационное обеспечение работ по социальной экспертизе социально значимых объектов, исследований и разработок, представляемых для получения государственных и иных наград, грантов и т.д.

· разработка практических методов активизации творческого потенциала населения по повышению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации.