Тема 8. Социальная безопасность в контексте теорий социального благополучия. Технологии обеспечения социального благополучия
Нормативно-правовые основы благополучия и социальной безопасности. Социальная безопасность общества, личности и семьи. Угрозы социальной безопасности. Социальная политика и социальная защита как основа механизма обеспечения социального благополучия населения. Место и роль социальной работы в обеспечении социального благополучия «слабых» групп населения. Проблемы благополучия семьи в контексте теории социальной работы Технологии обеспечения благополучия и социальной безопасности. Проблемы формирования социального института обеспечения социального благополучия человека и общества. Модернизация российского общества как основа становления благополучия человека и семьи. Управление системой социальных потребностей. Основные программы социального благополучия в современной России. Традиции и новое содержание социальной работы в условиях преодоления кризиса и постмодернистской стабилизации социальных изменений в России. Социальное благополучие как цель социальной работы. Правовые основы модернизации социальной работы.
- Нормативно-правовые основы благополучия и социальной безопасности.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в являются:
- федеральные законы;
- указы Президента Российской Федерации
- постановления Правительства Российской Федерации;
- приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
- правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
- приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).
Государствоже предстает как форма социальной организации, призванная охранять в обществе такой порядок, при котором этот уровень свободы обеспечивается в качестве условия стабильности и нормального функционирования общества. Иными словами, главная функция государства — охрана права как масштаба свободы. Государство существует для обслуживания общества, обеспечения его стабильности и нормального развития на базе определенного способа производства. Собственного интереса, отличного от интересов общества, имеющего приоритет, государство не должно иметь. Безопасность государства имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку она обеспечивает безопасность общества и личности. В этом смысле государство— один из факторов обеспечения безопасности общества, его внутренняя и внешняя политика должна исходить из этого.
Внутренняя безопасность общества определяется его естественным свободным развитием, а таковое обеспечивается, если государство как сила, вырастающая из общества, подчиняется законам его самодвижения, служит его благоденствию.
Государство должно стать политико-правовым механизмом, обслуживающим общество, охраняющим его стабильность и благоденствие, т. е. порядок, при котором обеспечивается возможный и необходимый уровень свободы личности, народа, других социальных субъектов, важнейшим фактором обеспечения общесоциальной безопасности.
С позиций проблем общесоциальной безопасности, идеи правового государства оказываются оптимальными. Обеспечение внутренней и внешней стабильности современного общества возможно лишь в условиях государства, ориентирующегося на человека, его права и свободу, т. е. на право как единый цивилизованный способ разграничения и соединения интересов, разрешения социальных конфликтов.
Право и безопасность личности, народа и государства закрепляются законодателем, их реализация организуется исполнительными органами, а охрана — судебными учреждениями.
Национальная безопасность каждого конкретного государства возможна только при условии сочетания и согласования интересов личности, всего народа и составляющих его наций и национальностей, национальных меньшинств на правовой основе, в том числе и договоре.
В числе основных законов, составляющих основу соц. безопасности, можно отметить:
1. Под безопасностью в ст. 1 Закона РФ «О безопасности» 1993 г. понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Социальная безопасность объективно нуждается в определенном правовом обеспечении, которое реализуется, главным образом, через соответствующие правовые отношения, регулирующие поведение людей в связи (по поводу) социальной безопасности. В структуре этих правоотношений «социальная безопасность» выступает в качестве их предмета.
Объект преступления - это охраняемая уголовным законом социальная безопасность, то есть состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, подвергающаяся преступному посягательству, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
подправом социального обеспеченияпонимаетсясовокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, касающихся материального обеспечения и предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной поддержке в пределах государственных стандартов, а также тесно связанные с ними отношения процедурного и процессуального характера.
К сложившимся устойчивымпринципам правового регулирования, характерным для права социального обеспечения в целом, относятся следующие:
1) справедливость (гарантированное оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства) и всеобщность социального обеспечения;
2) дифференциация видов, условий и уровней социального обеспечения в зависимости от продолжительности трудового вклада и условий труда (вредные, тяжелые и др.), уровня средней заработной платы в стране, причин нетрудоспособности и нуждаемости и других социально значимых обстоятельств;
3) финансирование социального обеспечения за счет государственного бюджета и обязательных страховых взносов;
4) универсальность и комплексность социального обеспечения, то есть гарантированность при наступлении различных социально значимых обстоятельств, предусмотренных законом, и возможность получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот);
5) установление уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума, что прямо следует из конституционного положения (ст. 7), где Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Следует отметить, что в последние годы получили широкое развитие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения. Их характерной особенностью является то, что они закрепляются непосредственно в законодательстве.
2. Примером тому может служить, в частности, Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
В статье 5 этого закона изложены следующие принципы социального обслуживания:
1) адресность; 2) доступность; 3) добровольность; 4) гуманность; 5) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальность; 7) профилактическая направленность.
Указанные принципы нацелены на то, чтобы социальное обслуживание населения соответствовало государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Однако здесь необходимо хорошо понимать, что право социального обеспечения в складывающихся социально-экономических условиях является подотраслью социального права как правового механизма в реализации социальной политики государства.
3.Законопроект "О социальной безопасности и социальном развитии" – декабрь 2000 г.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации.
Деятельность по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации включает в себя:
· активизацию социальной деятельности уже существующих государственных, парламентских органов, органов местного самоуправления, научных институтов и иных уже функционирующих организаций в пределах их полномочий для повышения уровня заинтересованности их в социальном развитии общества,
· активизацию творческого потенциала населения по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации,
· создание соответствующих федеральных и местных нормативных подзаконных актов.
Основными задачами деятельности по обеспечению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации являются:
· выявление и оценка очагов потенциальной социальной опасности, конфликтных ситуаций, поиск и оценка потенциальных резервов повышения социальной безопасности и ускорения социального развития,
· оценка ущерба от любой антиобщественной деятельности, начисление и предъявление наносителю сумм для его компенсации в пользу пострадавших;
· разработка и реализация программ и проектов, направленных на повышение социальной безопасности и ускорение социального развития,
· поиск, оценка и отбор для широкого использования уже существующих экономических механизмов, средств и методов ускорения социального развития,
· разработка и создание средств широкого применения материального и морального поощрения за ускоренное социальное развитие и материальных санкций за наносимый социальный ущерб,
· налаживание системы регулярного (непрерывного) определения социальной эффективности организационно-технических проектов, программ, законопроектов, предложений, новшеств, реализованных нововведений и функционирующих объектов,
· методическое и организационное обеспечение работ по социальной экспертизе социально значимых объектов, исследований и разработок, представляемых для получения государственных и иных наград, грантов и т.д.
· разработка практических методов активизации творческого потенциала населения по повышению социальной безопасности и ускорению социального развития Российской Федерации.