Устройство автотормозов.

Тормоза – искусственное сопротивление движению поездов.

 

Классификация тормозов:

1) Ручные.

2) Пневматические (ПТ):

А) Неавтоматические – прямодействующие – (на локомотиве) работают от повышения давления.

Б) Автоматические – не прямодействующие и прямодействующие – (под вагонами) работают от понижения давления.

3) Электропневматические (ЭПТ):

А) Прямодействующие.

Б) Непрямодействующие.

4) Электрические (ЭТ):

А) Рекуперативные.

Б) Реостатные.

В) Рекуперативно-реостатные.

5) Магнитно-рельсовые (МРТ):

А) От вихревых токов.

Б) Фрикционные.

В) Смешанные.

Между колесными парами закреплен тормозной башмак – электромагнит.

На него подается напряжение. От образовавшихся электромагнитных волн он притягивается к рельсу и образует трение, вагон тормозится. Эти тормоза применяются на ЭР-200, фирменном поезде «Невский Экспресс», «Сапсан». Вес электромагнита – 262 кг, сила прижима – 10 тонн, тяжелее нашего вагона

Автоматические тормоза называются автоматическими потому, что при саморасцепе вагонов и нарушении целостности тормозной магистрали поезда, он автоматически останавливается. Кроме того, управлять тормозами (остановить поезд) можно из любого вагона при наличии специального устройства (стоп-крана).

- Пневматические (от воздуха). Представьте грузовой поезд из 60 вагонов. Через весь поезд проходит тормозная магистраль со сжатым воздухом внутри под давлением 5,2 атм (кг/см2). Управление тормозами производится из кабины машиниста. Он переводит ручку крана машиниста в положение выпуска воздуха в атмосферу (количество выпускаемого воздуха равно 0,5 атм.). В тормозной магистрали происходит понижение давления по всей длине состава. Тормозная волна пробегает от головы до хвоста состава со скоростью до 200 метров в секунду. Первые вагоны начинают тормозиться, а последние еще нет. Чем это плохо? При большой длине поезда первые вагоны затормозились раньше, а последние начинают набегать на первые. В пассажирском поезде это было бы неприятно пассажирам, поэтому изобрели электропневматические тормоза.

- Электропневматические.Они работают также как и пневматические, плюс электричество. Сверху крана машиниста установлен тормозной контроллер и приведя ручку контроллера в положение торможения машинист посылает электрический ток под каждый вагон, благодаря чему происходит одновременное плавное торможение всех вагонов и локомотива (зависит от опыта машиниста).

- Электрические. Наибольшее распространение получили на электропоездах, метро, городские трамваи. Пассажирские электровозы, грузовые ВЛ8, ВЛ10, некоторые тепловозы. Колёсные пары электровоза вращаются при помощи электромашины, которые могут работать в режиме электродвигателя, получая электроэнергию с контактной сети и вращая колёсные пары, а могут работать в режиме генератора, отдавая электроэнергию в контактную сеть за счёт вращения якоря электродвигателя колёсными парами.

На локомотиве Под вагонами  
1. Компрессор – сжимает атмосферный воздух и подает его в главный резервуар. 1) 6. Воздухораспределитель.
2) 2. Главный резервуар. 3) 7. Запасный резервуар.
4) 3. Питательная магистраль. 5) 8. Тормозной цилиндр
6) 4. Кран машиниста – для управления автотормозами. 7) 9. Рычажная передача.
8) 5. Воздушная магистраль. 9) Т 10. Тормозная колодка.
  10) 11. Колесо.
  12. Разобщительный кран.
  11) 13. Концевой кран.
  12) 14. Соединительный рукав
  13) 15.Стоп-кран
  14) 16. Отпускной поводок 15) (выпускной клапан)

Чтобы подготовить автотормоза к работе, тормозную магистраль и запасные резервуары наполняют сжатым воздухом из главного резервуара через кран машиниста до давления 5-5,2 атм.

Торможениепроизводится понижением давления воздуха в магистрали на 0,5-0,6 атм., для приведения в действие воздухораспределителей. Воздух из запасных резервуаров поступает в тормозные цилиндры, которые приводят в действие рычажную передачу и прижимают колодки к колесам.

Отпуск и зарядка тормозовосуществляется при повышении давления в магистрали, вследствие чего воздухораспределители выпускают воздух из тормозных цилиндров через выпускной клапан в атмосферу и одновременно производится зарядка запасных резервуаров.

Схема тормозного оборудования вагона.

1 – концевой рукав, 2 – концевой кран, 3, 5 – клеммная коробка ЭПТ, 4 –кран экстренного торможения, 6 – электрические провода ЭПТ, 7 – изолирующая подвеска, 8 – тройник, 9 – воздуховод, 10 – разобщительный кран 4302, 11 – рабочая камера ЭВР, 12 – ЭВР №305, 13 – ВР 292М, 14 – тормозной цилиндр, 15 – выпускной клапан №31, 16 – запасный резервуар.