Устройство автотормозов.
Тормоза – искусственное сопротивление движению поездов.
Классификация тормозов:
1) Ручные.
2) Пневматические (ПТ):
А) Неавтоматические – прямодействующие – (на локомотиве) работают от повышения давления.
Б) Автоматические – не прямодействующие и прямодействующие – (под вагонами) работают от понижения давления.
3) Электропневматические (ЭПТ):
А) Прямодействующие.
Б) Непрямодействующие.
4) Электрические (ЭТ):
А) Рекуперативные.
Б) Реостатные.
В) Рекуперативно-реостатные.
5) Магнитно-рельсовые (МРТ):
А) От вихревых токов.
Б) Фрикционные.
В) Смешанные.
Между колесными парами закреплен тормозной башмак – электромагнит.
На него подается напряжение. От образовавшихся электромагнитных волн он притягивается к рельсу и образует трение, вагон тормозится. Эти тормоза применяются на ЭР-200, фирменном поезде «Невский Экспресс», «Сапсан». Вес электромагнита – 262 кг, сила прижима – 10 тонн, тяжелее нашего вагона
Автоматические тормоза называются автоматическими потому, что при саморасцепе вагонов и нарушении целостности тормозной магистрали поезда, он автоматически останавливается. Кроме того, управлять тормозами (остановить поезд) можно из любого вагона при наличии специального устройства (стоп-крана).
- Пневматические (от воздуха). Представьте грузовой поезд из 60 вагонов. Через весь поезд проходит тормозная магистраль со сжатым воздухом внутри под давлением 5,2 атм (кг/см2). Управление тормозами производится из кабины машиниста. Он переводит ручку крана машиниста в положение выпуска воздуха в атмосферу (количество выпускаемого воздуха равно 0,5 атм.). В тормозной магистрали происходит понижение давления по всей длине состава. Тормозная волна пробегает от головы до хвоста состава со скоростью до 200 метров в секунду. Первые вагоны начинают тормозиться, а последние еще нет. Чем это плохо? При большой длине поезда первые вагоны затормозились раньше, а последние начинают набегать на первые. В пассажирском поезде это было бы неприятно пассажирам, поэтому изобрели электропневматические тормоза.
- Электропневматические.Они работают также как и пневматические, плюс электричество. Сверху крана машиниста установлен тормозной контроллер и приведя ручку контроллера в положение торможения машинист посылает электрический ток под каждый вагон, благодаря чему происходит одновременное плавное торможение всех вагонов и локомотива (зависит от опыта машиниста).
- Электрические. Наибольшее распространение получили на электропоездах, метро, городские трамваи. Пассажирские электровозы, грузовые ВЛ8, ВЛ10, некоторые тепловозы. Колёсные пары электровоза вращаются при помощи электромашины, которые могут работать в режиме электродвигателя, получая электроэнергию с контактной сети и вращая колёсные пары, а могут работать в режиме генератора, отдавая электроэнергию в контактную сеть за счёт вращения якоря электродвигателя колёсными парами.
На локомотиве | Под вагонами |
1. Компрессор – сжимает атмосферный воздух и подает его в главный резервуар. | 1) 6. Воздухораспределитель. |
2) 2. Главный резервуар. | 3) 7. Запасный резервуар. |
4) 3. Питательная магистраль. | 5) 8. Тормозной цилиндр |
6) 4. Кран машиниста – для управления автотормозами. | 7) 9. Рычажная передача. |
8) 5. Воздушная магистраль. | 9) Т 10. Тормозная колодка. |
10) 11. Колесо. | |
12. Разобщительный кран. | |
11) 13. Концевой кран. | |
12) 14. Соединительный рукав | |
13) 15.Стоп-кран | |
14) 16. Отпускной поводок 15) (выпускной клапан) |
Чтобы подготовить автотормоза к работе, тормозную магистраль и запасные резервуары наполняют сжатым воздухом из главного резервуара через кран машиниста до давления 5-5,2 атм.
Торможениепроизводится понижением давления воздуха в магистрали на 0,5-0,6 атм., для приведения в действие воздухораспределителей. Воздух из запасных резервуаров поступает в тормозные цилиндры, которые приводят в действие рычажную передачу и прижимают колодки к колесам.
Отпуск и зарядка тормозовосуществляется при повышении давления в магистрали, вследствие чего воздухораспределители выпускают воздух из тормозных цилиндров через выпускной клапан в атмосферу и одновременно производится зарядка запасных резервуаров.
Схема тормозного оборудования вагона.
1 – концевой рукав, 2 – концевой кран, 3, 5 – клеммная коробка ЭПТ, 4 –кран экстренного торможения, 6 – электрические провода ЭПТ, 7 – изолирующая подвеска, 8 – тройник, 9 – воздуховод, 10 – разобщительный кран 4302, 11 – рабочая камера ЭВР, 12 – ЭВР №305, 13 – ВР 292М, 14 – тормозной цилиндр, 15 – выпускной клапан №31, 16 – запасный резервуар.