В. Инфраструктура бюджетного процесса. Аналитический, учетный, организационный и программно-технический блоки

 

Для внедрения в практику работы организаций системы бюдже­тирования необходим ряд обязательных условий.

1. Наличие необходимой методологической и методической базы разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а также квалифицированных специалистов, способных применять эту методо­логию на практике. Методическая и методологическая база составле­ния, контроля и анализа исполнения сводного бюджета составляет ана­литический блокбюджетного процесса.

2. Наличие соответствующей количественной информации о дея­тельности организации, достаточной для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Источни­ком подобной информации может стать управленческий учет, регистри­рующий факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспе­чения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета в организации составляет основу учет­ного блокабюджетного процесса.

3. Наличие организационной структуры и системы управления бюджетированием.

Понятие организационной структуры включает в себя:

- количество и функции служб аппарата управления, в чьи обя­занности входит разработка, контроль и анализ бюджетов организации,

- совокупность структурных подразделений, являющихся объек­тами бюджетирования (центрами ответственности), которым назнача­ется бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Система управления бюджетированием — это регламент взаимо­действия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерыв­ным и повторяющимся (регулярным), то в соответствующие сроки в аппарат управления из структурных подразделений должна посту­пать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

С другой стороны, структурные подразделения должны своевре­менно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррек­тивы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот — совокупность регулярных, закреплен­ных в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкци­ях информационных потоков подразделений организации в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.

Организационная структура и система управления составляют организационный блокбюджетного процесса.

4. Наличие программно-технических средств, используемых струк­турами организации, задействованными в бюджетном процессе, так как процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предпо­лагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. Данные средства составляют про­граммно-технический блоксистемы бюджетирования в средних и круп­ных организациях.

Все четыре блока бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования в организа­ции (рис. 4, прил. 10).

Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охва­тывает совокупность информационных потоков, напрямую определя­емых действующей системой управленческого учета, с другой стороны, он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.

Конечными результатами бюджетного процесса являются плано­вые формы сводной финансовой отчетности:

- отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) — «итог» операционного бюджетирования;

- отчет о движении денежных средств и отчет об изменении финансового состояния — «итог» финансовых бюджетов;

- отчет об инвестициях — «итог» инвестиционного бюджетиро­вания;

- баланс — интегральный «итог», объединяющий результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

Приведем основные понятия и категории сводного бюджета про­мышленного предприятия, используемые в бюджетировании.

Сводный бюджет(от англ. master budget) — план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сферы деятельности предприятия и подразделения, составляющие его организационную структуру. В отечественной и пере­водной литературе также часто встречаются определения «основной бюджет», «мастер-бюджет». Сводный бюджет состоит из трех подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.

Операционный бюджет— подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом дохо­дов (выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Опера­ционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) рас­ходов, бюджета закупок.

Инвестиционный бюджет— подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капи­тальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период. В литературе также встречается определение «бюджет капитала».

Финансовый бюджет— подбюджет 1-го уровня, входящий в со­став сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во-первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвид­ных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприя­тия на бюджетный период. В литературе встречаются также определе­ния «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».

Бюджет продаж— подбюджет 2-го уровня, входящий в состав опе­рационного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выруч­ки), физического объема и структуры продаж, себестоимости продаж (реализации) и сбытовых (прямых коммерческих) расходов предприя­тия на бюджетный период.

Бюджет производства— подбюджет 2-го уровня, входящий в со­став операционного бюджета и являющийся планом физического объема и структуры выпуска (производственной программы) и производствен­ных затрат и себестоимости выпуска предприятия на бюджетный период.

Бюджет запасов (готовой продукции)— подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом изме­нения стоимостного и физического объема и структуры запасов гото­вой продукции предприятия за бюджетный период.

Бюджет закупок— подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) и измене­ния складских запасов материальных оборотных средств предприятия за бюджетный период. В литературе встречаются также определения «бюджет снабжения», «бюджет заготовления».

Постоянные расходы (затраты)— текущие расходы предприя­тия по поддержанию общих условий хозяйственной деятельности и не зависящие от колебаний объемов продаж и выпуска. Постоянные затра­ты состоят из общехозяйственных (административных) расходов и общих коммерческих расходов (реклама имиджа фирмы, оплата труда службы сбыта и пр.). В литературе также встречается определение «периодиче­ские расходы». В противоположность «постоянным затратам», осталь­ная часть текущих расходов предприятия, зависящая от колебаний объ­емов выпуска и сбыта отдельных видов продукции, относится к пере­менным затратам.

Бюджет постоянных расходов— подбюджет 2-го уровня, входя­щий в состав операционного бюджета и являющийся планом постоян­ных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов предприя­тия на бюджетный период.

Производственные затраты— затраты предприятия, возника­ющие на стадии производства и обусловленные величиной и структу­рой выпуска.

Бюджет производственных затрат— подбюджет 3-го уровня, вхо­дящий в состав бюджета производства и являющийся планом величи­ны и структуры производственных затрат за бюджетный период.

Себестоимость выпуска— плановый и отчетный показатель (в разрезе видов продукции), входящий в бюджет производства. Исчис­ляется как разница производственных затрат и изменения остатков незавершенного производства за бюджетный период.

Коммерческие расходы— расходы предприятия, связанные с про­движением и сбытом продукции предприятия на рынке. Коммерческие расходы предприятия состоят из общих коммерческих и сбытовых (пря­мых коммерческих) расходов.

Сбытовые (прямые коммерческие) расходы— расходы предприя­тия по реализации отдельных видов готовой продукции и обусловлен­ные величиной и структурой продаж.

Бюджет сбытовых (прямых коммерческих) расходов— подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета продаж и являющийся планом прямых коммерческих расходов в разрезе сбыта отдельных видов продукции за бюджетный период.

Прямые затраты— переменные затраты, которые могут быть непо­средственно отнесены на производство и сбыт отдельных видов про­дукции. В зависимости от формирования по стадиям финансового цик­ла прямые затраты подразделяются на прямые производственные затраты и часть сбытовых (прямых коммерческих) расходов.

Косвенные расходы— статьи переменных затрат предприятия, которые при используемой системе учета не могут быть непосредствен­но списаны на себестоимость выпуска и реализации отдельных видов продукции. Для распределения косвенных расходов по видам продук­ции используются специальные методы. В зависимости от стадий финансового цикла косвенные затраты подразделяются на общепро­изводственные и коммерческие (часть прямых коммерческих расходов).

Накладные расходы(от англ. overhead costs) — термин бухгал­терского учета, включающий все виды текущих затрат предприятия, не относящихся к прямым затратам. Накладные расходы включают в себя косвенные переменные затраты и постоянные (периодические) затраты.

Внереализационные расходы— текущие расходы предприятия, не связанные с ведением хозяйственной деятельности и не включаемые в управленческом учете в себестоимость выпуска и реализации. В кате­горию внереализационных расходов включаются отчисление части прибыли (дивиденды) акционерам, безвозмездное финансирование других предприятий и организаций, начисление премиального фонда персонала предприятия по итогам бюджетного периода, содержание социальной сферы. В литературе также встречается определение «трансферты из чистой прибыли».

Бюджет прямых материальных затрат— подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части расходования мате­риальных и финансовых оборотных ресурсов (сырье, материалы, комп­лектующие, субподряд сторонних организаций) за бюджетный период.

Бюджет прямых затрат труда— подбюджет 4-го уровня, входя­щий в состав бюджета производственных затрат и являющийся пла­ном прямых производственных затрат в части прямых затрат по оплате труда за бюджетный период.

Бюджет общепроизводственных расходов— подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом всех косвенных производственных расходов предпри­ятия за бюджетный период.

Отчет о финансовых результатах и их использовании— основной плановый и отчетный документ операционного бюджета, содержащий данные по величине и структуре выручки, себестоимости реализации и внереализационных расходов и конечных финансовых результатов (маржинального дохода, балансовой и чистой прибыли). Другим наз­ванием является отчет о прибылях и убытках.

Выручка— показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в основной плановый и отчетный документ операционного бюджета — отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как стоимостной объем реализации продукции предприятия за отчетный период. Различают показатели собственно «выручки» (или «брутто-выручки») и «нетто-выручки» (за вычетом косвенных налогов, в пер­вую очередь налога на добавленную стоимость).

Себестоимость реализации— показатель (в разрезе видов про­дукции), включаемый в основной плановый и отчетный документ опе­рационного бюджета — отчет о финансовых результатах и их исполь­зовании. Исчисляется как сумма себестоимости выпуска продукции, реализованной в течение бюджетного периода + величина прямых ком­мерческих расходов + величина постоянных затрат. Различают себе­стоимость реализации отдельного вида продукции (величина постоян­ных затрат не включается) и полную себестоимость реализации продукции предприятия (с включением суммы постоянных затрат). Себестоимость реализации в управленческом планировании не вклю­чает величину начисленных за бюджетный период налогов.

Маржинальный доход— показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как разность между выручкой от реализации предприя­тия и себестоимостью реализации в части переменных затрат за бюд­жетный период. Категория «маржинальный доход» используется при проведении анализа «издержки — объем — прибыль» при составлении бюджета продаж. В литературе также встречаются определения «кон­трибуционная маржа», «маржинальная прибыль», «валовая маржа».

Операционная прибыль— показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как раз­ность между выручкой от реализации и полной себестоимостью от реа­лизации или между маржинальным доходом и величиной постоянных затрат.

Валовая прибыль— показатель, включаемый в отчет о финансо­вых результатах и их использовании. Рассчитывается как сумма опе­рационной прибыли и финансового результата от прочей реализации (в основном от реализации активов предприятия — основных средств, запасов материальных оборотных средств и пр.).

Прибыль до налогообложения— показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как раз­ность между валовой прибылью и суммой начисленных за бюджетный период процентов по привлеченным средствам (кредитам).

Чистая прибыль— показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как разность между при­былью до налогообложения и суммой начисленных налогов за период.

Нераспределенная прибыль (прибыль, остающаяся в распоря­жении предприятия)— показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как разность между чистой прибылью и внереализационными расходами (трансфертами).

Отчет об инвестициях— основной плановый и отчетный документ инвестиционного бюджета, содержащий данные о величине и структу­ре инвестиционных вложений (капитальных и долгосрочных финан­совых вложений) предприятия за бюджетный период.

Отчет о движении денежных средств— один из двух основных плановых и отчетных документов финансового бюджета, содержащий данные о величине и структуре поступлений и расходов денежных средств предприятия за бюджетный период.

Отчет об изменении финансового состояния— один из двух основ­ных плановых и отчетных документов финансового бюджета, содер­жащий данные об изменениях величины и структуры оборотных средств и краткосрочных обязательств предприятия за бюджетный период.

Управленческий баланс— основной плановый и отчетный документ сводного бюджета, содержащий данные об изменениях вели­чины и структуры активов и источниках финансирования деятельно­сти предприятия за бюджетный период.

Бюджет развития— один из вариантов составления долгосрочного бюджета, в котором инвестиционный бюджет имеет не только расходную, но и доходную часть, определяемую как доход от инвестиционных вложений за инвестиционный цикл (срок полезной службы инвестиций).

Индикативный бюджет— один из вариантов составления долго­срочного бюджета, при котором бюджетные показатели не являются обязательными для центров ответственности (подразделений) и выпол­няют функции долгосрочных ориентиров развития бизнеса при выпол­нении подразделениями бюджетного задания на текущий (краткосроч­ный) бюджетный период.

Трансакционные издержки— общеэкономическая категория, обо­значающая все затраты предприятия, связанные с функционировани­ем организационной структуры и системы управления. В частности, в разряд трансакционных издержек попадают текущие расходы по веде­нию управленческого учета и планированию (бюджетированию) на предприятии.