Проблема внешних эффектов и ее решение.

Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.

Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной обществен­ной выгоде: MSC = MSB.

Поскольку MSC = МРС + МЕС, a MSB = МРВ + МЕВ, то

МРС + МЕС = МРВ + МЕВ.

При отрицательных внешних эффектах МЕВ (0) и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так:

МРС + МЕС= MSB.

При положительных внешних эффектах МЕС (0) и МРС = MSC, поэто­му решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:

MSC = МРВ + МЕВ.

Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий такие внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эф­фекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.

 

1.5.Частньш сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза–Стиглера.

В частном секторе экономике проблема экстерналий в определенных случаях может быть решена в ходе функционирования са­мого рыночного механизма без постороннего вмешательства. Этому могут способствовать соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации.

Решению проблемы могут способствовать, например, слияния, то есть объединения производителей и получателей внешних эффектов в одно целое, — на­пример, фирму, общество потребителей и т. д. Тем самым бывшие внешние эф­фекты автоматически становятся внутренними, и происходит необходимая кор­ректировка объемов и технологий производства соответствующих благ.

Далее, проблема экстерналий может решаться путем формирования и действия общественных обычаев — внеэкономических методов решения экономических проблем, таких как моральные нормы, традиции и т. п. способы влияния на поведение экономических субъектов, порождающее внешние эффекты. Эти способы, издавна используемые человечеством, реализуются через воспитание, общественное мнение (поддержка одних действий и осуждение других) и т. д. В определенных обстоятельствах они ведут к корректировке поведения таких лиц, поскольку издержки на устранение причин внешних эффектов оказываются меньше потерь, связанных с утратой репутации, в том числе порой ведущих к прямому экономическому ущербу игнорирующих принятые в данном общест­ве правила поведения. Именно к этим средствам относится "золотое правило морали": "Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы они поступали с то­бой".

Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности, способствующее решению проблемы экстерналий, может происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае споров, при этом могут привлекаться и судебные инстанции, например, для оп­ределения и защиты прав собственности. После того, как права собственности на соответствующие ресурсы и продукты выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей про­дукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае "невиди­мые" прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.

Теорема Коуза (точнее, Коуза-Стиглера, поскольку именно Стиглеру принадлежит само это выражение и его исходная формулировка) гласит: при ну­левых транс-акционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издерж­ки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и дости­жение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительны. В результате таких переговоров все неучтенные ранее в рыночных расчетах ресур­сы получают денежную оценку, и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.

Действительно, если права собственности принадлежат источнику нега­тивной экстерналий, то возможная плата получателя внешнего эффекта за снижение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до дос­тижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем разница между предельной выгодой и частными предельными издержками производите­ля такого продукта, поскольку на всем интервале от Qp до Qs MEC > MSB — МРС, например, для Q' (рис. 7).

Рис.7

Если же права собственности принадлежат получателю негативной экстерналии, то возможная плата источника внешнего эффекта за доведение объе­ма выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем предельные внеш­ние издержки, поскольку разница между предельной выгодой и частными пре­дельными издержками производителя такого продукта MSB — МРС на всем интервале от 0 до Qp больше MEC, например, для Q' (рис. 8).

Рис. 8

 

Итогом же переговоров в любом случае окажется социально оптимальное количество данного блага Qs, что и следует из теоремы Коуза-Стиглера.

Важно отметить, что хотя распределение прав собственности не влияет, на оптимальное размещение ресурсов, оно существенно воздействует на доходы экономических субъектов, которые, конечно, будут различны при разных вариантах распределения прав собственности. Эти две стороны значения прав собст­венности — для решения проблемы экстерналий и для имущественного поло­жения экономических субъектов — нельзя смешивать.

Таким образом, в рамках возможностей адекватного функционирования частного сектора рыночной экономики экстерналий существуют только времен­но, лишь на тот период, который необходим рыночному механизму, чтобы вы­явить и "переварить" указанными выше способами возникающие расхождения между частными и социальными издержками и выгодами.

1.6.Государство и внешние эффекты.

Тем не менее многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, что транс-акционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Ес­ли такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналий не будут устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналий устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия,

Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных норм вред­ных воздействий на окружающую среду. Такие меры позволяют сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов. Например, если они живут и действуют в разных районах и предельные выгоды у них не совпадают, за ис­ключением данной (определяемой единой рыночной ценой Рр), то установле­ние единого допустимого административно определенного количества данного порождающего экстерналий товара qа не устранит неэффективного размеще­ния ресурсов (qa > Qis), и первый производитель будет превышать социально оптимальный объем выпуска, но qa < Q2s, и второй производитель не сможет достичь социально оптимального объема выпуска), хотя и может способствовать снижению размеров потерь эффективности (рис. 9).

Рис. 9

 

Аналогичной будет ситуация при расхождении издержек у различных производителей товаров, порождающих внешние эффекты. И в этом случае ус­тановление единого допустимого административно определенного количества подобного товара qa не устранит неэффективного размещения ресурсов (теперь qa < Qis, и первый производитель уже не сможет достичь социально оптималь­ного объема выпуска, но qa > Q2s второй производитель, наоборот, будет превышать социально оптимальный объем выпуска), хотя также может способ­ствовать снижению размеров потерь эффективности (рис.10).

Рис. 10

Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффек­ты экономических субъектов административные органы теоретически могли бы установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности (количества продукции, предельно допустимые концентрации выброса вредных веществ и т. д.), но это было бы связано со слишком высокими административ­ными издержками на получение необходимой информации, определение таких параметров и проверку выполнения административных решений. К тому же число регулируемых таким образом экономических субъектов слишком велико. Поэтому в реальных экономических условиях это неосуществимо. Недавняя практика административного регулирования деятельности предприятий в нашей стране подтверждает этот вывод.

Корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог (налог Пигу) на производителя негативной экстерналии устанавливается в размере, рав­ном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продук­ции:

Т = МЕС,

где Т — размер корректирующего налога.

Тогда МРС +Т = MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это ведет к сокращению производства продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня От = Qs (рис. 11).

Рис. 11

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предель­ной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивны­ми экстерналиями:

G = МЕВ,

где G — размер корректирующей субсидии.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до эффективного с точки зрения размещения ресурсов уровня Qg = Qs (рис. 12).

Рис. 12

Однако практические проблемы установления корректирующих налогов и субсидий также значительны. Это тоже связано с высокими административ­ными и транс-акционными издержками сбора необходимой информации, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т. д. Свою роль играет и проти­воречие интересов вовлеченных в такие проблемы сторон: производителей и потребителей продукции и получателей внешних эффектов. Тем не менее некоторые налоги и субсидии уже используются в практике отдельных стран.

Создание рынков прав на загрязнения. Важная сфера деятельности госу­дарства — создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это "Позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее рынки, и подключить под государственным контролем рыночный механизм к решению проблемы экстерналий. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов, рынки прав на загрязнения (чаще всего на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем механизма перепродажи лицензий на загрязнения.

Устанавливая определенный допустимый объем загрязнений Q', государство тем самым определяет фиксированный объем S предложения прав на загрязнения. Рыночная цена Р' определяется с учетом спроса D на загрязнения (рис. 13).

 

Рис. 13

Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше из­держек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не поку­пать такую лицензию, а осуществить необходимые сравнительно более дешевые меры. В ином случае им придется купить ее и сократить производство данной продукции или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся слишком высоки.

 

2.Общественные блага. Общественный выбор

и благосостояние: роль государства.