В. Ускорение оборачиваемости оборотных средств как способ снижения текущих финансовых потребностей

 

Рассмотрим те возможности по сокращению текущих финансовых потребностей фирмы и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к стыку финансов и сбыта:

- принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, полностью соответствующий формуле Дюпона;

- скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование);

- учет векселей и факторинг.

Рассмотрим определение скидок покупателям за сокращение сро­ков расчета (спонтанное финансирование).

Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец, по существу, предоставляет своему партнеру кредит, который, вопре­ки бытующему мнению, отнюдь не является бесплатным. Предоставляя отсрочку в 45 дней, организация идет на упу­щенную выгоду (тот же убыток) — по крайней мере в сумме банков­ского процента, который мог бы «набежать» за 1,5 месяца, получи орга­низация ее немедленно. Более того, если рентабельность превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная организацией в оборот, могла бы принести еще большее при­ращение.

С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не пре­доставляя коммерческого кредита. В странах с развитой рыночной эко­номикой давно был найден и успешно применяется способ облегчения трудностей работы поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование.Если вы оплатите товар до истечения определенного срока, то сможете воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока вы платите сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа.

Вот пример из американской практики. Товар продается на усло­виях: скидка 1% при платеже в 15-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. Уровень банковского процента — 10% годовых.

Поскольку 24,2% > 10%, есть смысл отклонить предложение поставщика: отказ от скидки обойдется на 14,2 процентных пункта (или более чем вдвое) дороже банковского кредита.

Спонтанное финансированиепредставляет собой относитель­но дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными срока­ми льготного периода.

Эффективность управления текущими активами и текущими пас­сивами можно также повысить, разумно используя учет векселей и факторингс целью превращения текущих финансовых потребностей в отрицательную величину и ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Интерес вызывает главное экономи­ческое предназначение учета векселя — немедленное превращение деби­торской задолженности поставщика в деньги на его счете. Но за это удовольствие приходится платить:

Дисконт, р = Номинальная стоимость векселя – Сумма выплаты банковскому клиенту, р. (6.4)

Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней, оста­ющихся от дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу век­селя и размеру банковской учетной ставки:

Дисконт, р = [Номинал векселя, р х Число дней от даты учета до даты платежа] : [100% х х 360 дн.] х учетная ставка банка. (6.5)

Чем больше номинальная стоимость векселя, тем большую сумму удержит банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней оста­ется до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку.

Чтобы ускорить получение денег по векселю, владельцу не обяза­тельно продавать его банку, можно и заложить. Но при этом, как пра­вило, банк требует так называемого аваля,т.е. гарантии своевремен­ности платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо либо одно из лиц, подписавших вексель.

Факторинг.Слово «factor» в переводе с английского языка означает маклер, посредник.С экономической точки зрения, факто­ринг относится к посредническим операциям.

Факторингможно определить как деятельность специализирован­ного учреждения (факторинговой компании или факторингового отде­ла банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

1) факторинговая компания (или факторинговый отдел банка)— специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;

2) клиент (поставщик товара, кредитор)— промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

3) предприятие (заемщик)— фирма — покупатель товара.

Взаимоотношения между этими сторонами представлены на рис. 2, прил 5.

Факторинговые услуги предоставляются без финансирования или с финансированием.

В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступле­нии срока платежа.

Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. Приэтом факторинговая компания по сути дела предоставля­ет кредитсвоему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторин­говая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.

Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступ­ления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, поскольку досрочное предоставление денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и международных операций: факторинго­вая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фак­туры даже в случае неплатежеспособности должников.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:

1) комиссии(платы за обслуживание в процентах от суммы сче­та-фактуры);

2) процентов,взимаемых при досрочной оплате представленных документов.

Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т.е. получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для небольших организаций, ибо именно у них проблема временного недостатка ликвидных средств и недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников стоит наиболее остро. Полезность факторинга для организаций в первичный период их со­здания иначала производственной деятельности трудно переоценить.

Вместе с тем тормозом являются дороговизна кредита, почти пол­ное отсутствие методической базы факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.

Факторинг, как и учет векселей, имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок. Это обычно бывает, когда:

- организация имеет возможность применять средства с рента­бельностью, превышающей ставку учетного процента и (или) стоимость (в %) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом
временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно оче­видном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также, когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам;

- потери от инфляции грозят превысить расходы по учету вексе­ля и (или) факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогно­зируемым уровнем инфляции (и то и другое — в процентах за рассмат­риваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли
будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты.

- нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсроч­ки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.