Индепендентская республика

После казни короля в 1649 г парламент объявил Англию республикой. Палата лордов была упразднена а палата оощин объявила себя верховной властью. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входило:

противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны.

Обязанная своим установлением народным массам, республика тем не менее, ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель.

Парламент принимает ряд мер по переходу к республике, с целью её легитимизации. 6 января назначается комиссия для выработки проекта новой большой государственной печати(проект был принят 9 марта). 27 января – постановление о том,что в любых официальных документах вместо ранее принятого«именем его величества» следует писать «именем хранителей свободы Англии, властью парламента». 30 января – принятие акта о том, что провозглашение любого королём без согласияпарламента является государственной изменой. 6 февраля принимается билль об устранении палаты лордов, 7 февраля –билль об устранении королевского звания («должности короля» - the office of the king). Актом парламента от 17 марта1649г. королевская власть объявлялась уничтоженной, как«ненужная, обременительная и опасная для блага народа».Через 2 дня её судьбу разделила палата лордов. Наконец, конституционное закрепление республиканской формы правления было закреплено актом 19 мая 1649 года. В нём Англия провозглашалась как «республика» (Commonwealth) и свободное гос (free state), верховной властью в гос объявл «Представители Народа в Парламенте», высший орган исполнительной власти –Государственный совет Сам Государственный совет был учреждён решениями парламента ранее: 7 и 13 февраля. В соотв с этими док он представлял собой вспомогательный орган, подчинённый парламенту, с полномочиями лишь на один год. Членами совета могли становиться только лица, согласные с осуждением и казнью Карла I, а также с упразднением палаты лордов и королевской власти. Подобные условия оказались неприемлемыми для некот потенциальных членов

Гос совета, поэтому с ними были заключены персональные компромиссные обязательства. Вообще же состав этого органа вызвал сильные споры, в результатекот был составлен список из 41 человека. Также поначалу в совете не было должности председателя, против которой выступал парламент, опасавшийся узурпации власти в руках одного человека. Но впоследствии председателем назначил сам себя Джон Бредшоу и остался на этом посту. В задачи Гос Совета входило: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны, но из 41его члена только 11 не явл одновременно членами парламента. В Государственном Совете всю власть осуществляла официально верхушка армии во главе с О. Кромвелем. Хотя в документах Государственный совет выглядел лишь исполнительным органом парламента, в действительности он занял значительно более высокое положение и во время их совместного существования скорее он преобладал над парламентом, послушно исполнявшим все его решения, чем наоборот. Таким образом, стольторжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрыто йпарламентским фасадом. Политическая система власти была нестабильной. В составе Долгого парламента после 1649г. оставалось около 80членов (т.н. «охвостье»). В заседаниях и решениях дел принимали участие ещё меньшее количество. Большинство из них были одновременно членами Гос Совета и Совета армии. Чрезвычайно возросли авторитет и личная военная власть О. Кромвеля. К осени 1651 года минуло 11 лет с момента избрания Долгого парламента. Оставшееся от него«охвостье» явно не торопилось ни с самороспуском, ни с установлением предельного срока своих заседаний. Когда стало очевидным, что «охвостье» готовит избирательный закон, кот обеспечивалось возвращение его членов в новый парламент, его час пробил. Обязанная своим установлением народным массам, республика, тем не менее, ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель.


40. "Хабеас корпус акт" 1679 г.

Май 1679 г. представлен тем, что на парламентских выборах в Англии победили виги, кот желали ограничить власть Карла II. Верные данному делу, они приняли «Хабеас корпус акт». Основная мысль данного документа сводилась к тому, что лицо, считавшее, что оно неправомерно лишено свободы, могло обратиться в Суд королевской скамьи с просьбой выдать ему приказ «Хабеас корпус», носивший характер повеления должностному / частному лицу представить арестованного в суд, а также дать свои объяснения о мотивах задержания. После этого магистрат в упрощенном порядке рассматривал обстоятельства дела и принимал одно из следующих решений: 1) освободить задержанного; 2) продолжать его дальнейший арест; 3) освободить под залог.

Необходимо отметить, что изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» (его официальное наименование звучало как Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) устранил серьезные недочеты к судебной практике.

Обращаясь же к судебному процессу, нужно сказать, что судье, к которому доставляли задержанного, следовало в течение двух дней: 1) освободить его; 2) подвергнуть аресту; 3) отпустить под залог. Освобожденный на основании «Хабеас корпус» не мог быть вторично арестован по тому же обвинению. Виновные в этом подвергались штрафу в 500 фунтов стерлингов. Для предупреждения «заточения за морями» запрещалось отсылать жителей Англии и Уэльса в качестве заключенных в заморские владения. Нарушившие это правило наказывались штрафом в пользу потерпевшего в размере 500 фунтов стерлингов и увольнением с должности. В выдаче приказа «ХК» часто отказывали на том основании, что распоряжение об аресте было сделано по указанию короля / Тайного совета, / что прошение подано в каникулярный период. Не существовали обязательные для должностных лиц процессуальные сроки, а также санкции за неисполнение требований суда. Если же арестованного отправляли в заморские владения Англии, он терял всякую возможность прибегнуть к получению вышеупомянутого приказа. Однако, несмотря на отдельные явные пробелы в применении и исполнении, изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» устранил большинство недочетов в судебной практике. В данном случае шерифу / тюремному смотрителю надлежало в определенный срок со дня получения приказа «Хабеас корпус» (в зависимости от расстояния) доставить арестованного в выдавший это предписание суд и дать подробный отчет о причинах ареста. В случае, если должностное лицо отказывалось подчиниться, оно: 1) в первый раз уплачивало потерпевшему штраф в 100 фунтов стерлингов, 2) во второй – 200 фунтов стерлингов и подлежало увольнению с должности. Позднее было установлено предписание для судей, согласно которому они были обязаны выдавать приказ «Хабеас корпус» не только в сессионный период, но и во время каникул. Нарушение этого правила влекло уплату потерпевшему пени в сумме 500 фунтов стерлингов. Должностному лицу предписывалось в течение шести часов выдать арестованному копию распоряжения об аресте. В результате относительно короткого периода времени в процессе перестановок в правящей верхушке Англии, вызванной недовольством политикой Карла II, дворянство и английская буржуазия предложили в 1688 году правителю Нидерландов Вильгельму Оранскому занять английский престол. Так, 1688 год в Англии прошел под знаком названных событий, обозначенных как «Славная революция». Следует отметить, что она стала возможна в результате достигнутого компромисса между буржуазией и дворянством.

 

41Билль о правах" 1689 г.

"БИЛЛЕМ" (bill) - в Великобритании и других англоязычных странах называется ЗАКОНОПРОЕКТ. Также это название некоторых конституционных актов. Существуют два основных документа с названием "Билль о правах" (Bill of Rights): Принятый в 1689 г. в Великобритании акт, узаконивший конституционную монархию. Если вкратце, то он ограничивал власть короля в законодательной и финансовой области и устанавливал некоторые гарантии прав личности против произвола королевской власти.

Содержание Билля о правахХарактерно, что первоначальное название Билля было иным и выглядело так: "Акт, декларирующий права и свободы подданных и устанавливающий порядок наследования короны". В литературе поэтому встречаются такие названия этого документы, как "Билль прав" и "Декларация прав". Как и ранее принимавшиеся документы конституционного характера, "Билль о правах" начинается с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом II. Далее указывается, что: король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов (ограничение суспензивной власти короля), освобождать кого бы то ни было из-под их действия (ограничение диспензивной власти короля), разрешать какие-либо изъятия из законов. Король не может взимать сборов в свою пользу без согласия парламента. Набор и содержание войска возможно лишь с согласия парламента. Выборы в парламент должны быть свободными. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается. Подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства. Запрещается требовать чрезмерных залогов, штрафов, применять наказания, не предусмотренные законом. Большая часть этих положений отразила принципы естественного, неотчуждаемого права человека и гражданина. В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и поныне. Дальнейшее развитие это положение получило в Акте об устроении. Итак, Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, провел, правда не очень четко, границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король, наряду с парламентом, участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власти. Билль стал долговременной основой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсегда верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики.

42 "Акт об устроении 1701г"

В 1701 г. был принят еще один важнейший конституционный закон Англии - Акт об устроении, или Закон о престолонаследии. Полное название - Акт о будущем (дальнейшем) ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и свобод (вольностей) подданных (подданного). (Act of Settlement). Важное место в этом законе занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Актом предусматривалось, что всякий обладатель короны Англии должен присоединиться к англиканской церкви. Это правило действует и поныне. Агентство ИТАР-ТАСС сообщало, что вопрос об отмене данного положения поднимался в ноябре 1999 года, однако премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) отказался аннулировать закон, сославшись на то, что подобная отмена "слишком сложна". Интересно, что жена и дети премьера - католики, а его позиция вызвала жесткую критику со стороны католических иерархов Шотландии.

Возвращаясь к содержанию закона, здесь же устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента. Закон лишал короля права помилования в отношении лиц, привлеченных к ответственности в порядке импичмента. То есть, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента.

Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения:

· Одно из них устанавливало так называемый принцип (правило) контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем по тем или иным государственным вопросам, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра, т.е. члена Тайного совета (Privy Council). Контрассигнатура - это обязательная сопроводительная подпись. Через четыре года это правило было отменено, но впоследствии стало незаменимым и непременным элементом процедуры оформления правительственных решений.

· Второе важное положение состояло в запрете на совмещение чиновной должности с депутатской. Это касалось только нижней палаты (Палаты общин). В 1707 году этот запрет был отменен для ряда должностей (напр. министров).

· Третье важное положение заключалось в установлении принципа несменяемости судей. До этого времени судьи занимали свои должности, пока это было "угодно королю". В соответствии в Актом они выполняют свои обязанности до тех пор, пока "ведут себя беспорочно" (quam diu se bene gesseriunt). Отстранить их от должности можно только по решению парламента. Это правило имело большое значение для развития английской конституции, так как провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

43Формирование парламентской монархии. Закон "О парламенте" 1911 г.

можно сказать, что английская конституция построена на идее разделения властей, хотя и проводит ее недостаточно последовательно. Завершилось оформление английской конституционной монархии, которую стали называть, с учетом верховенства властных полномочий парламента, также парламентарной монархией. Ее основными особенностями стали:

· верховенство парламента в системе взаимоотношений ветвей власти

· ответственность министров за результаты своей деятельности перед парламентом

· независимость судей

· судебный надзор за законностью арестов с возмещением причиненного вреда

·

Революция XVIII в. положила начало оформлению конституционной монархии в Англии, как одной из форм буржуазного государства. Важнейшие конституционные акты Англии впервые в истории утвердили принципы разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), выразившихся в верховенстве законодательного органа - парламента, ответственности министров перед парламентом и независимости судей.

С конца XVIII столетия в стране усиливается движение за реформу избирательной системы. В нем принимали участие различные политические силы, но наиболее актуальной проблема приобретения политической власти и доступа в парламент была для промышленной буржуазии. Промышленная революция была на подъеме, она изменила социальный облик общества и остро поставила вопрос о преодолении политической монополии землевладельческой аристократии на политическую власть. Таким образом, борьба за парламентскую реформу 1832 года явилась одним из важнейших направлений политической истории Англии конца XVIII - первой трети XIX в. Борьба за реформу являлась борьбой за демократию.

Вместе с тем, несмотря на видимые успехи движения за реформу в XVIII в., осуществление ее оказалось возможным лишь к 30-м годам XIX в., когда сформировалась социальная база для ее осуществления; возникли новые формы борьбы: организация массового внепарламентского движения, соответствующих общественных структур, массовое народное движение в пользу парламентской реформы во многом предопределило принятие билля 1832 года и оказывало огромное влияние на внутриполитическую борьбу двух буржуазных партий. Именно к 1832 г. в Англии были созданы условия для превращения английского парламента в орган, обеспечивающий политическое лидерство английской промышленной буржуазии.

Усиление промышленной буржуазии обусловило ее стремление доминировать и, как следствие, стимулировало дальнейшую модернизацию политической системы английского общества. Такая модернизация, однако, осуществлялась медленно и постепенно, путем новых компромиссов, и сопровождалась эволюцией конституционной монархии от дуалистической к парламентарной, формированием системы парламентаризма.

Реформа парламента 1911 г. представляла собой оче­редной вариант старого компромисса между буржуазией и аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинив­шие себе палату общин, получили возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия не со­биралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь на ее "сдерживающую" роль по отноше­нию к нижней палате. В условиях меняющейся политиче­ской ситуации двухлетняя проволочка с принятием какого-либо "невыгодного" законопроекта могла оказаться фаталь­ной для его судьбы. Так, например, законопроект об отмене "двойного вотума", который вносился в парламент в 1913 и 1931 гг., дважды отвергался лордами и в результате изме­нившихся обстоятельств (война и мировой экономический кризис) неоднократно снимался с повестки дня.

В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парла­менте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. Кроме того, в первые послевоенные годы был отменен За­кон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социаль­ных служб.