Примерная тематика лекционного курса

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Е.А. Гриднева

ФИЛОСОФИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНИОВ

НЕГУМАНИТАНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Е.А. Гриднева

ФИЛОСОФИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНИОВ

НЕГУМАНИТАНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Киров

 

ББК Ю0(07)

Ф 561

 

Допущено к изданию методическим советом гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве методических рекомендаций для студентов негуманитарных специальностей всех форм обучения

 

Рецензент

кандидат философский наук,

доцент кафедры философии и культурологии
ФГБОУ ВПО «ВятГУ», Т. Г. Иванцева

 

 

Гриднева Е.А. Философия. Методические рекомендации для студентов негуманитарных специальностей / Е.А. Гриднева. – Киров: изд-во ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014. – 21 с.

 

ББК Ю0 (07)

 

Учебное издание подготовлено для студентов технических и экономических специальностей в целях обеспечения учебного курса по философии. Основная философская проблематика представлена в пособии как в историческом, так и теоретическом плане. Осознанная “избыточность” тем семинарских занятий позволяет выстраивать маршрут знакомства с философией в зависимости от места курса философии в учебных планах профессиональной подготовки и интересов студентов конкретной специальности. Дидактический материал рассчитан на студентов ВятГУ.

 

 

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014

 
 

 


Предисловие

 

Философское знание занимает особое место в истории человечества – его появление в античном мире ознаменовало переход от мифологической конкретности мировидения к Логосу, к рационалистическому осмыслению мироустройства, определив тем самым специфику и основания всей европейской культуры, что, в свою очередь, определяет значимость роли философии в формировании личностной и профессиональной культуры современного человека. Сегодня, когда весь мир находится в состоянии острой нестабильности, пронизан множеством, зачастую взаимоисключающих тенденций, каждому человеку, чтобы быть продуктивным, достигать поставленные цели, выстраивать качественные коммуникации с людьми, крайне важен навык осознания своей встроенности в мир – природный, социальный, мир культуры – навык осмысления взаимозависимости человека и мира. Практическая ценность философии для современного человека – в формировании такого навыка.

Учебно-методическое пособие ”Философия” предназначено для студентов всех форм обучения, в первую очередь, технических и экономических специальностей, но также может быть использовано и студентами других образовательных направлений. Методически курс ”Философия” блоками своих тем связан как со всем циклом социально-гуманитарных дисциплин, так и с методологически-мировоззренческими темами общепрофессиональных дисциплин. Пособие ориентировано на дидактические единицы Госстандарта РФ по философии.

Заявленные темы лекций и семинаров составлены таким образом, что позволяют в рамках курса в зависимости от целей профессиональной подготовки и интересов и степени подготовленности студентов осуществлять наиболее оптимальный выбор тем лекций и как дублировать лекционные темы на практических занятиях, так и выстраивать темы лекционных и семинарских занятий комплиментарно.

По теме каждого семинарского занятия предлагаются вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание, а также список источников, позволяющих каждому студенту подготовить качественные ответы на эти вопросы. Учебная и справочная литература по всем темам семинарских занятий приводится на с. 4-5, к каждой теме отдельно прилагается список дополнительной литературы. Вся указанная в пособии литература наличествует в библиотеке ВятГУ. Сопровождающий тему глоссарий помогает студенту как сконцентрировать свое внимание на наиболее важных понятиях темы, так и проверить свой уровень подготовки к семинарскому занятию.

В пособии также представлена тематика самостоятельной работы по курсу философии: информационных сообщений, смысловых конспектов, теоретических докладов, творческих эссе, миниэссе. Она может быть интересна тем студентам, кто нацелен на более глубокое постижение основ философии или тем, кто хочет компенсировать потери учебного материала, произошедшие в силу каких-либо причин.

 

 

Примерная тематика лекционного курса

 

 

  Разделы и темы
  Раздел I. Становление философской проблематики
Возникновение и сущность философского знания.
Главные проблемы античной философии
Философия Средневековья
Главные философские проблемы 17-18 вв.
Немецкая классическая философия
Особенности и главные проблемы русской философии
  Раздел II. Проблемы современного философского знания
Бытие
Сознание
Социальная философия
Познание и научная картина мира
Философская антропология
Философия техники
Философия и актуальные проблемы современности

 

Учебная литература:

Губин В. Д. Основы философии. - М., 2013.

Губин В. Д. Философия. - М., 2012.

Губин В. Д. История мировой философии. – М., 2007

Евлампиев И. И. История русской философии. - М., 2002.

Замалеев А.Ф. Лекции по русской философии. - СПб., 1999.

История философии: Запад – Россия – Восток. В 4х кн. – М., 1996-2000.

Канке В. А. История философии. Мыслители, концепции, открытия. – М., 2003

Канке В. А. Современная философия. – М., 2010.

Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2006.

Канке В.А. Философия для экономистов.– М., 2013.

Родчанин Е. Г Философия для технических вузов. Исторический и систематический курс. - Ростов н/Д., 2011

Спиркин А.Г. Философия для технических вузов. – М., 2008