Управление как процесс, функции управления.

Надежное управление – основа устойчивой работы ж/д транспорта. Его деятельность, по сравнению с други­ми отраслями народного хозяйства, имеет существенные особен­ности, что во многом определяет специфику всей системы управ­ления отраслью.

Отличительной особенностью ж/д транспорта, по сравнению с другими отраслями сферы материального производства, является значительная удаленность большей части его производственных объектов от промышленных и административ­ных центров, других крупных населенных пунктов. Поэтому ж/д транспорт имеет собственную социальную сферу – предприятия торговли, общественного питания, учреждения здравоохранения, культуры и спорта.

Несмотря на то, что централизованное управление ж/д транспортом основывается на хозрасчетных взаимоотно­шениях как внутри, так и между производственными системами, еще одной его важнейшей особенностью является то, что основная продукция железнодорожного транспорта – перевозка в закончен­ном виде образуется, как правило, на уровне отрасли. Ж/д транспорт РФ функ­ционирует как единое пр-тие с управлением из единого цен­тра.

Вместе с тем, ввиду большой протяженности железнодорожных линий (87 тыс. км), значительного количества производственных объектов (8 тыс. предприятий, организаций и учреждений), во многом различных по назначению, технической оснащенности и способам организации производства, управление всеми объек­тами ж/д транспорта не может осуществляться ис­ключительно из единого центра. Поэтому оно обеспечивается со­четанием отраслевого и территориального принципов. То есть вся ж/д сеть по технологии работы, техническим возмож­ностям средств управления и сложившимся условиям работы разделена на значительные по протяженности и взаимо­связанные линии – ж/дороги, которые состоят из отделений ж/дорог, а в составе отделений ж/дорог действуют отраслевые линейные предприятия.

С другой стороны, административное деление сети ж/д линий на дороги и отделения обусловлено сложившимися в народном хозяйстве транспортными связями, определяемыми местами зарождения и погашения основных грузопотоков, а так­же техническими и организационными возможностями ж/д транспорта управлять процессом перевозок и его про­изводственно-хозяйственным обеспечением. Дороги и их отделе­ния, являются органами управле­ния в установленных для них границах, выполняют роль одновре­менно организаторов и производителей транспортной продукции.

К основным принципам управления ж/д транс­портом относятся:

· системность (комплексный подход, выражающийся в един­стве государственного и хозяйственного руководства, сочетании отраслевого управления с территориальным, общественных инте­ресов с коллективными и личными);

· многомерность и иерархичность (распределение функций уп­равления по горизонтали и вертикали с неукоснительным соблю­дением требований централизма и единоначалия):

· целенаправленность(плановость управления на всех участках работы).

Российские ж/дороги экстерриториальны. Они, хотя и проходят по определенной территории, служат нуждам всей страны. Многочисленные линейные предприятия в процессе про­изводственной деятельности тесно взаимодействуют друг с другом, представляя собой звенья единого транспортного конвейе­ра. Грузовые вагоны обращаются по всей сети независимо от места их приписки. Это требует строгого соблюдения графика снижения поездов и регулировочных заданий, учета обществен­ных интересов.

Единоначалие является непременным условием осуществления принципа централизма в управлении транспортом. Единоначалие означает персональную ответственность хозяйственного руково­дителя за работу доверенного ему участка и предполагает инициативу не только специалистов, но и рядовых работников на всех уровнях управления ж/д транс­портом при высокой общейдисциплинированности. Толь­ко всестороннее и беспрекословное соблюдение дисциплины позво­ляет обеспечить эффективное функционирование ж/д транспорта, его надежную и безопасную работу.

Сущность территориально-отраслевого подхода к управлению применительно к ж/д транспорту выражается в том, что управление перевозками осуществляется как бы в двух измере­ниях. Сеть ж/дорог разделена на дороги, дороги – на от­деления, при этом низшие звенья находятся в административном подчинении высших (территориальный принцип). Одновременно осуществляется оперативно-техническое руководство по отраслям ж/д хозяйства – локомотивному, вагонному, пу­тевому, пассажирскому и др. Это обеспечивает единство политики в развитии и эксплуатации технических средств в масштабе всей железнодорожной сети.

Решение управленческих задач на ж/д транспор­те, как и в других отраслях хозяйства, обеспечивается применени­ем трех основных групп методов:

а) административных (организационно-распорядительных);

б) экономических;

в) социально-психологических.

Административные методыоснованы на использовании таких инструментов воздействия, как регламент, норма, инструкция и подкрепляются приказами, распоряжениями и указаниями руко­водителей. Основными документами организационного регламентирования на ж/д транспорте являются положения о ж/дороге, отделении ж/дороги, линейном пред­приятии. Важную роль играют Транспортный устав железных до­рог, Правила технической эксплуатации ж/дорог и другие отраслевые руководящие материалы.

Экономические методы вусловиях рыночного хозяйства имеют первостепенное значение. Они ориентируют на применение таких рычагов повышения эффективности производства, как цена, при­быль, рентабельность, кредит и другие.

Социально-психологические методывключают широкий спектр приемов социальной мотивации и морального воздействия на про­изводственные коллективы и отдельных работников. К. ним отно­сятся выявление и моральное поощрение лучших работников и кол­лективов, формирование убежденности, зрелости и активности тру­дящихся путем воздействия на их гражданские и патриотические чувства.

На ж/д транспорте, как и на других видах транс­порта, применяются не отдельные, а вся совокупность указанных выше методов. Органическое сочетание оправдавших себя приемов и способов решения управленческих задач, живая организаторс­кая работа являются еще более настоятельными в условиях рыноч­ной экономики.

Процесс управления слагается из относительно самостоятельных, но

взаимосвязанных функций. Под функцией понимается определенный вид трудовой

деятельности или комплекс работ, закрепленных за подразделением аппарата

управления.

К общим функциям управления относятся следующие:

■ планирование

■ организация

■ координирование

■ руководство

■ стимулирование

■ контроль

Планирование представляет собой начальное и основное звено управления (выработка целей и задач, развитие производства).

Контроль заключается в систематическом наблюдении и проверке производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Главное содержание руководства – принятие решений и выработка команд по их реализации (подбор, расстановка и повышение квалификации кадров)

Структура, функции и органы управления ОАО «РЖД».

Для осуществления функций хозяйственного управления ж.д. транспортом создаётся хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Учредителем ОАО «РЖД» выступает Правительство РФ. Ввиду особой значимости ж.д. транспорта 100% акций ОАО «РЖД» находятся в государственной собственности, продаже или иному отчуждению не подлежат.

ОАО «РЖД» передаётся в собственность имущество государственных предприятий и организаций федерального ж.д. транспорта, которое вносится в её уставный капитал, а также производится реструктуризация бюджетных задолженностей данных предприятий и организаций с учётом выполнения ими государственных и социально значимых перевозок. ОАО «РЖД» становится правопреемником по обязательствам всех предприятий и организаций, имущество которых передано ОАО.

Ж/дороги входят в ОАО «РЖД» на правах её обособленных структурных подразделений - филиалов.

Отделения ж/дорог являются структурными подразделениями ж/дорог. Функционально отделения ж/дорог являются в части управления связующим звеном между ж/дорогами и линейными подразделениями, непосредственно обеспечивающими перевозочный процесс.

Входящие в состав ОАО «РЖД» заводы по ремонту подвижного состава, путевой техники и производству технических средств для ж.д. транспорта являются частью его единого производственно-технического комплекса. На втором этапе реформирования рассматривается вопрос о создании компаний по управлению данными заводами в виде дочерних открытых акционерных обществ ОАО «РЖД».

В составе ОАО «РЖД» сохраняются специальные строительные подразделения, обеспечивающие воспроизводство основных фондов инфраструктуры ж.д. тр-та в условиях непрерывности производства.

В ОАО «РЖД» сосредоточиваются следующие функции централизованного упр-ния:

- оперативное управление перевозочным процессом;

- организация и контроль обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;

- организация разработки и выполнения графика движения поездов по сети ж/дорог;

- финансовое планирование, бюджетирование и корпоративное управление;

- осуществление внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подразделений ОАО;

- разработка и реализация единой инвестиционной стратегии ОАО;

- управление персоналом;

- управление информационными ресурсами;

- совершенствование технологии работы ж.д. транспорта;

- проведение единой научно-технической и инновационной политики, разработка и освоение нового подвижного состава;

- внешнеэкономическая и международная деятельность, реализация международных соглашений и договоров в области железнодорожного транспорта;

- проведение единой согласованной социальной политики;

- другие функции, направленные на обеспечение устойчивой работы ж.д. транспорта.