Управление как процесс, функции управления.
Надежное управление – основа устойчивой работы ж/д транспорта. Его деятельность, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, имеет существенные особенности, что во многом определяет специфику всей системы управления отраслью.
Отличительной особенностью ж/д транспорта, по сравнению с другими отраслями сферы материального производства, является значительная удаленность большей части его производственных объектов от промышленных и административных центров, других крупных населенных пунктов. Поэтому ж/д транспорт имеет собственную социальную сферу – предприятия торговли, общественного питания, учреждения здравоохранения, культуры и спорта.
Несмотря на то, что централизованное управление ж/д транспортом основывается на хозрасчетных взаимоотношениях как внутри, так и между производственными системами, еще одной его важнейшей особенностью является то, что основная продукция железнодорожного транспорта – перевозка в законченном виде образуется, как правило, на уровне отрасли. Ж/д транспорт РФ функционирует как единое пр-тие с управлением из единого центра.
Вместе с тем, ввиду большой протяженности железнодорожных линий (87 тыс. км), значительного количества производственных объектов (8 тыс. предприятий, организаций и учреждений), во многом различных по назначению, технической оснащенности и способам организации производства, управление всеми объектами ж/д транспорта не может осуществляться исключительно из единого центра. Поэтому оно обеспечивается сочетанием отраслевого и территориального принципов. То есть вся ж/д сеть по технологии работы, техническим возможностям средств управления и сложившимся условиям работы разделена на значительные по протяженности и взаимосвязанные линии – ж/дороги, которые состоят из отделений ж/дорог, а в составе отделений ж/дорог действуют отраслевые линейные предприятия.
С другой стороны, административное деление сети ж/д линий на дороги и отделения обусловлено сложившимися в народном хозяйстве транспортными связями, определяемыми местами зарождения и погашения основных грузопотоков, а также техническими и организационными возможностями ж/д транспорта управлять процессом перевозок и его производственно-хозяйственным обеспечением. Дороги и их отделения, являются органами управления в установленных для них границах, выполняют роль одновременно организаторов и производителей транспортной продукции.
К основным принципам управления ж/д транспортом относятся:
· системность (комплексный подход, выражающийся в единстве государственного и хозяйственного руководства, сочетании отраслевого управления с территориальным, общественных интересов с коллективными и личными);
· многомерность и иерархичность (распределение функций управления по горизонтали и вертикали с неукоснительным соблюдением требований централизма и единоначалия):
· целенаправленность(плановость управления на всех участках работы).
Российские ж/дороги экстерриториальны. Они, хотя и проходят по определенной территории, служат нуждам всей страны. Многочисленные линейные предприятия в процессе производственной деятельности тесно взаимодействуют друг с другом, представляя собой звенья единого транспортного конвейера. Грузовые вагоны обращаются по всей сети независимо от места их приписки. Это требует строгого соблюдения графика снижения поездов и регулировочных заданий, учета общественных интересов.
Единоначалие является непременным условием осуществления принципа централизма в управлении транспортом. Единоначалие означает персональную ответственность хозяйственного руководителя за работу доверенного ему участка и предполагает инициативу не только специалистов, но и рядовых работников на всех уровнях управления ж/д транспортом при высокой общейдисциплинированности. Только всестороннее и беспрекословное соблюдение дисциплины позволяет обеспечить эффективное функционирование ж/д транспорта, его надежную и безопасную работу.
Сущность территориально-отраслевого подхода к управлению применительно к ж/д транспорту выражается в том, что управление перевозками осуществляется как бы в двух измерениях. Сеть ж/дорог разделена на дороги, дороги – на отделения, при этом низшие звенья находятся в административном подчинении высших (территориальный принцип). Одновременно осуществляется оперативно-техническое руководство по отраслям ж/д хозяйства – локомотивному, вагонному, путевому, пассажирскому и др. Это обеспечивает единство политики в развитии и эксплуатации технических средств в масштабе всей железнодорожной сети.
Решение управленческих задач на ж/д транспорте, как и в других отраслях хозяйства, обеспечивается применением трех основных групп методов:
а) административных (организационно-распорядительных);
б) экономических;
в) социально-психологических.
Административные методыоснованы на использовании таких инструментов воздействия, как регламент, норма, инструкция и подкрепляются приказами, распоряжениями и указаниями руководителей. Основными документами организационного регламентирования на ж/д транспорте являются положения о ж/дороге, отделении ж/дороги, линейном предприятии. Важную роль играют Транспортный устав железных дорог, Правила технической эксплуатации ж/дорог и другие отраслевые руководящие материалы.
Экономические методы вусловиях рыночного хозяйства имеют первостепенное значение. Они ориентируют на применение таких рычагов повышения эффективности производства, как цена, прибыль, рентабельность, кредит и другие.
Социально-психологические методывключают широкий спектр приемов социальной мотивации и морального воздействия на производственные коллективы и отдельных работников. К. ним относятся выявление и моральное поощрение лучших работников и коллективов, формирование убежденности, зрелости и активности трудящихся путем воздействия на их гражданские и патриотические чувства.
На ж/д транспорте, как и на других видах транспорта, применяются не отдельные, а вся совокупность указанных выше методов. Органическое сочетание оправдавших себя приемов и способов решения управленческих задач, живая организаторская работа являются еще более настоятельными в условиях рыночной экономики.
Процесс управления слагается из относительно самостоятельных, но
взаимосвязанных функций. Под функцией понимается определенный вид трудовой
деятельности или комплекс работ, закрепленных за подразделением аппарата
управления.
К общим функциям управления относятся следующие:
■ планирование
■ организация
■ координирование
■ руководство
■ стимулирование
■ контроль
Планирование представляет собой начальное и основное звено управления (выработка целей и задач, развитие производства).
Контроль заключается в систематическом наблюдении и проверке производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Главное содержание руководства – принятие решений и выработка команд по их реализации (подбор, расстановка и повышение квалификации кадров)
Структура, функции и органы управления ОАО «РЖД».
Для осуществления функций хозяйственного управления ж.д. транспортом создаётся хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).
Учредителем ОАО «РЖД» выступает Правительство РФ. Ввиду особой значимости ж.д. транспорта 100% акций ОАО «РЖД» находятся в государственной собственности, продаже или иному отчуждению не подлежат.
ОАО «РЖД» передаётся в собственность имущество государственных предприятий и организаций федерального ж.д. транспорта, которое вносится в её уставный капитал, а также производится реструктуризация бюджетных задолженностей данных предприятий и организаций с учётом выполнения ими государственных и социально значимых перевозок. ОАО «РЖД» становится правопреемником по обязательствам всех предприятий и организаций, имущество которых передано ОАО.
Ж/дороги входят в ОАО «РЖД» на правах её обособленных структурных подразделений - филиалов.
Отделения ж/дорог являются структурными подразделениями ж/дорог. Функционально отделения ж/дорог являются в части управления связующим звеном между ж/дорогами и линейными подразделениями, непосредственно обеспечивающими перевозочный процесс.
Входящие в состав ОАО «РЖД» заводы по ремонту подвижного состава, путевой техники и производству технических средств для ж.д. транспорта являются частью его единого производственно-технического комплекса. На втором этапе реформирования рассматривается вопрос о создании компаний по управлению данными заводами в виде дочерних открытых акционерных обществ ОАО «РЖД».
В составе ОАО «РЖД» сохраняются специальные строительные подразделения, обеспечивающие воспроизводство основных фондов инфраструктуры ж.д. тр-та в условиях непрерывности производства.
В ОАО «РЖД» сосредоточиваются следующие функции централизованного упр-ния:
- оперативное управление перевозочным процессом;
- организация и контроль обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;
- организация разработки и выполнения графика движения поездов по сети ж/дорог;
- финансовое планирование, бюджетирование и корпоративное управление;
- осуществление внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подразделений ОАО;
- разработка и реализация единой инвестиционной стратегии ОАО;
- управление персоналом;
- управление информационными ресурсами;
- совершенствование технологии работы ж.д. транспорта;
- проведение единой научно-технической и инновационной политики, разработка и освоение нового подвижного состава;
- внешнеэкономическая и международная деятельность, реализация международных соглашений и договоров в области железнодорожного транспорта;
- проведение единой согласованной социальной политики;
- другие функции, направленные на обеспечение устойчивой работы ж.д. транспорта.