Качество перевозок (транспортная продукция)
Время, скорость доставки грузов и степень их сохранности являются важнейшими показателями качества тр-тной продукции, оказывающими непосредственное влияние на качество и эффективность тр-тного обслуживания производства.
Ускорение доставки уменьшает, а замедление – увеличивает массу грузов, единовременно находящуюся в процессе обращения на транспорте (в натуральном или стоимостном измерении). Это означает соответственно ускоренный или замедленный переход грузов транспортной сферы в сферу производственного или личного потребления.
Потребность в стоимостном измерении грузовой массы в пути возникла из нужд практики, главным образом в целях экономического сравнения видов транспорта и способов перемещения, различающихся продолжительностью доставки грузов:
v для сетевого уровня управления стоимость грузовой массы,единовременно находящейсяв пути Мопределяется:
М = Цгр * åРгод * tгод/ 365
Цгр=средняя цена 1 т перевозимых грузов, руб.;
åРгод =годовой объем перевозок грузов;
tгод =среднее время (продолжительность) доставки грузов, сут.;
v для сети дорог и их отделений:
М = (Цгр * åРгод / 365) * (lгр / vд) или М = Цгр * åРLгод / (365*vд)
lгр =средняя дальность перевозок грузов или груженый рейс вагона, км;
vд =средняя скорость доставки груза, км/сут.;
åРLгод =годовой грузооборот соответственно сети, дороги или отделения, т-км;
v для отдельных ж.д. линий или участков:
М = (Цгр *Ггод * lлин / (365*24*vм) или М = Цгр * åРLлингод / (365*24*vм)
Ггод =годовая густота грузопотока на ж.д. линии или участке, т-км на 1 км;
lлин =протяженность ж.д. линии или участка, км:
vм=маршрутная или участковая скорость передвижения вагонов с грузами на ж.д. линии или участке, км/ч;
v стоимость грузовой массы, единовременно находящейся на станциях погрузки и выгрузки в процессе выполнения грузовых операций с вагонами и на тр-тных складах, при хранении грузов определяется:
М = (Цгр *åРгр * tгр / (365*24) или М = Цгр * åРгр * tхр / (365*24)
åРгр=годовой объем отправления и прибытия (в сумме) грузов по станции;
tгр=среднее время нахождения грузов на станции в расчете на одну грузовую операцию ч;
tхр=среднее время хранения грузов на складах ст-ции по отправлению и по прибытию, ч.
Уровень сохранности перевозимых грузов может быть выражен абсолютными и относительными показателями:
· общими потерями (в натуральном и стоимостном измерении) или убытками
· удельными их величинами по отношению к объему перевозок или грузообороту.
Общая сумма убытков от утраты, порчи или повреждения грузов может быть определена по данным статистической отчетности для всех предъявленных транспорту претензий грузовладельцев с выделением из них части претензий, принятых на ответственность транспорта и оплаченных им.
Повышение сохранности перевозимых грузов выражается обычно снижением их потерь (от утраты, порчи и повреждения) по сравнению с установленными нормативами естественной убыли, а также снижением убытков от уплаты штрафов грузовладельцам за допущенные транспортом несохранные перевозки. Нормы естественной убыли, утвержденные в Правилах перевозок грузов, отражают не все потери, а лишь ту их часть, которая зависит от естественных свойств грузов и за которую при соблюдении нормальных условий перевозок транспорт не несет материальной ответственности. Фактические потери, которые обычно выше нормативных, складываются из потерь по нормам естественной убыли грузов и их сверхнормативных потерь, ответственность за которые распределяется между грузовладельцами и транспортом.
Удельные относительные показатели потерь и убытков более сопоставимы и позволяют анализировать уровень сохранности при перевозке грузов разными способами с участием разных видов транспорта и для разных уровней управления. При наличии достоверной отчетности представляется возможным определять потери и убытки в масштабе всей транспортной системы (ТС) страны при перемещении грузов непосредственно от мест производства к местам потребления, включая хранение на складах транспорта и грузовладельцев. В последнем случае речь идет о сохранности как показателе качества транспортного обслуживания народного хозяйства всеми видами транспорта, входящими в ТС страны, и внутрипроизводственным транспортом.
Экономический ущерб, связанный с текущими потерями грузов за год, опр-ся:
Упэгр = Цгр *åРгод *а / 100 или Упэгр = (Цгр – Цгрост)*åРгод * а' / 100
Цгр, Цгрост = начальная и остаточная цена 1 т перевозимых грузов, руб;
а, а' =нормативные или фактические потери от перевозимых грузов соответственно при полной их утрате или частичном повреждении (порче), %.
Возникает вопрос, каким образом включить величину М при экономич. сравнении мероприятий по срокам окупаемости и коэффициенту эффективности. Величину М принято суммировать с инвестициями по каждому сравниваемому варианту мероприятий. Полученную в результате расчета величину М суммируют с капит. вложениями:
Трок = (К2 + М2) – (К1 – М1) / (Э1 –Э2) < Тнок
При сравнении множества мероприятий:
Спр1 = Эi + Ен * (Кi + Мi) стремиться к min
Спр1 = Эi + (Кi + Мi) / Тнок стремиться к min
Важным показателем качества перевозочного процесса является степень его равномерности и ритмичности, которая может быть измерена соответствующими коэффициентами, отражающими колебания размеров этих перевозок во времени и в пространстве (по регионам, направлениям, участкам сети путей сообщения), – коэффициенты неравномерности, обратности, "пика-фактора".
43.Основные принципы, виды и методы планирования на железнодорожном транспорте.
План – это программа работ, подкреплённая соответствующими трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.
Планы делятся на:
Ø долгосрочные (>10 лет);
Ø среднесрочные (3-5 лет;
Ø текущие (1 год, квартал, месяц, оперативный план).
Структура годового плана:
1. Показатели объёма работ.
2. Технико-производственные (качественные) показатели работ.
3. План по труду (производительность труда, численность работников, среднемесячная заработная плата и фонд заработной платы).
4. План эксплуатационных расходов (по статьям расходов и по элементам затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материал, топливо, эл. энергию, прочие материальные затраты, амортизация).
5. Калькуляция себестоимости.
Порядок формирования плана.
1. Ряд показателей плана устанавливается на основе схем грузопотоков и вагонопотоков (т-км эксплуатационные, т-км брутто, ваг-км, поездо-км)
2. Ряд показателей устанавливается на основе производственной мощности локомотивного и вагонного депо (программа ремонта локомотивов и вагонов и т.п.).
3. Численность, фонд заработной платы, доходы и расходы устанавливаются расчётно. Каждое предприятие разрабатывает план в условиях заданного объёма работ и лимитов численности, фондов заработной платы и расходов.
Система оплаты труда в ОАО РЖД.
1. определение тарифной з/п с учетом разряда рабочего
2. рассчитывают КТУ с учетом + и - данного конкретного работника в работе
3. тарифная з/п уменьшается на КТУ
недостатки КТУ:
1. субъективность в установлении КТУ
2. существенная зависимость члена бригады от бригадира
для тарифной, бестарифной и бригадной системы основным источником выплаты з/п по всем категориям работающих являются фонд з/п может быть рассчитан на основе:
1. среднесписочной плановой численности работающих Чсп.план.* сред. з/п* 1работающего c доплатами и надбавками
2. общего объема выпускаемой продукции* на норматив з/п*1 рубль выпускаемой продукции
з/п является объектом государственного регулирования, что осуществляется посредствам трудового кодекса
все вышеперечисленные системы оплаты труда не совершенны.
состав з/п:
1. постоянная:
* тарифная ставка
* должностной оклад
2. переменная:
* премии:
ФОТ:
текущие и единовременные
и др источники
* надбавки:
выплаты компенсирующего характера
выплаты стимулирующего характера
региональное регулирование
* доплаты
* сдельный приработок
* вознаграждения за год
выплаты компенсирующего характера:
* выплаты рабочих, занятых на тяжелых работах и работах связанных с вредными, опасными условиями труда
* в ночное время 40% за каждый час работы
* сверхурочная работа за первые 2часа в 1,5 размере, за последующие часы в 2ом размере
* работа в выходные дни двойная расценка
* за разъездной характер работы
* за подвижный характер работы
* в период особо сложных метеорологических условия работы на открытом воздухе на 10% повышается часовые тарифные ставки, должностные оклады
выплаты стимулирующего характера:
* за профессиональное мастерство
* классные звания работником определенных профессий
* руководителям и специалистам за ученые степени
* за высокий уровень квалификации
* за высокие достижения в труде,За выполнение особо важной работы.
Региональная надбавка (регулирование)
Доплата осуществляется дифференцируемо в зависимости от конкретных районов и выслуги лет. Мах допустимая надбавка равна 40%.
Материальное поощрение- премии, возможны за:
-повышение эффективности результатов труда;
-по снижению производственных издержек;
-обеспечение режима экономии, регионального использования материальных и топливно-энергетических ресурсов;
-за выполнение особо важных заданий;
-к юбилейным датам;
-работ, обеспечивающих безаварийную работу;
-вознаграждение за год по филиалам и подразделениям;
Оплата труда рабочих осуществляется по тарифной сетке, которая состоит из 4 уровней:
1. Оплата труда рабочих не связанных с движением поездов, ремонтом и обслуживанием ж.д. подвижного состава и технических средств.
2. Связанные с движением поездов, ремонтом и обслуживанием ж.д. подвижного состава и технических средств.
3. Обслуживание и содержание путей со скоростным движением и высокоскоростными линиями.
4. Оплата рабочих локомотивных бригад
6.Планирование доплат и надбавок:
Кроме тарифной ставки при расчете среднемесячной з/п учитывают стимулирующие и компенсирующие доплаты . Доплаты компенсирующие:
1)за работу в праздничные дни: 12*100/366=3,3%
2)за работу в ночное время – считается с 22 до 6 утра, каждый час оплачитваеся на 40% выше :8*0,4*100/24=13,3
3)доплаты за класс-квалификации – для лок бригад за право управления несколькими видами устанавливается доплата от10-25% от тар ставки
4)региональная надбвка – до 70% от тар ставки
5)премии – на каждом предприятии разрабатываются положения о премировании, в котором приводятся показатели за которые начисляется премия и ее размер.
12.Планирование производственной деятельности станции.
На станции начинается и завершается производственный процесс – перевозка. Станция является структурным подразделением отделения дороги.
По своему назначению и парку станции делятся на:
Ø грузовые;
Ø сортировочные;
Ø участковые;
Ø промежуточные.
Годовой план работы составляется на грузовой и сортировочной станциях.
Грузовая станция. Её основное назначение – выполнение грузовой и коммерческой работы.
На грузовой станции производится приём к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка грузов, переработка контейнеров, оформление перевозочных документов, коммерческих документов, обслуживание информацией грузоотправителей и грузополучателей о подходе, прибытии и выдаче грузов.
Сортировочная станция. Её основное назначение – приём и отправление поездов, их расформирование и формирование, пропуск поездов без переработки и с переработкой, устранение выявленных неисправностей вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад.
Станция наделяется производственными фондами, обеспечивается трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.
В основных фондах станции находятся: осветительные машины и здание конторы.
Основные задачи станции:
1. Выполнение плана перевозки грузов.
2. Обеспечение безопасности движения поездов.
3. Охрана грузов и подвижного состава; охрана окружающей природной среды.
4. Снижение эксплуатационных расходов и повышение производительности труда.
Для реализации этих задач станция выполняет следующие функции:
1. Приём, отправка, пропуск поездов в соответствии с графиком движения.
2. Приём к перевозке, погрузка, выгрузка, сортировка груза.
3. Выдача грузов и оформление перевозочных документов.
Расформирование и формирование поездов в соответствии с планом.
13. Станция осуществляет производственную хозяйственную деятельность в соответствии с планом отделения дороги. Для разработки годового плана отделения дороги задаёт:
1. Выгонооборот, отправление вагонов с подразделением на транзитные с переработкой и транзитные без переработки, а также местные вагоны.
2. Рабочий парк вагонов.
3. Число маневровых локомотивов.
По грузовой работе:
1. Отравление грузов в тоннах и вагонах.
2. Прибытие грузов в тоннах и вагонах.
Каждая станция устанавливает задание по производительности труда, численности работников, лимиту фонда заработной платы и эксплуатационных расходов.
Структура годового плана:
1. Показатели объёма работы.
2. Качественные показатели.
3. План по труду.
4. План эксплуатационных расходов.
На основе установленных отделением дороги для станции объёма отправления (погрузки) грузов (тыс. т/год) и прибытии (выгрузки) определяется количество погруженных и выгруженных тонн на каждой станции.
Ргод = Рпогр+Рвыгруж (в тыс. т)
Количество погруженных и выгруженных вагонов (т/сут.) рассчитывается только по погрузке (делением объёма погрузки на среднюю статическую нагрузку):
В = Рпогр/(Рст*366)
Средняя статическая нагрузка определяется структурой грузов, структурой вагонного парка и техническими нормами загрузки по радом грузов.
Местные вагоны – такие вагоны, с которыми выполняется хотя бы одна грузовая операция.
Вагонооборот станции – это сумма транзитных вагонов с переработкой, транзитных вагонов без переработки и местных вагонов.
Рабочий парк вагонов:
Пв= (Птр.с.пер*tтр.с.пер+Птр.без.пер*tтр.без.пер+Пместн*tместн)/24
где П - число соответствующих вагонов, t – время простоя.
Рабочий парк определяется каждые сутки, и каждое превышение нормы оценивается как отрицательный результат.
Количество маневровых локомотивов устанавливается для каждой станции отделением дороги. И это отделение оплачивает работу локомотивов.