Экономическая эффективность повышения населенности вагона.
Средняя населенность пасс.вагона показывает число пассажиров, приходящихся в среднем на каждый вагон, используемый для пасс.перевозок, и опр. по фор-ле:
; -ваг-км пассажирского парка
Населенность пассажирского вагона - важнейший резерв улучшения использования вагонного парка. Ее значение в пассажирском движении примерно такое же, как динамической нагрузки вагона в грузовом движении.Это основной показатель использования пасс вагона по мощности. Если объем перевозок не меняется при увеличении населенности, его можно выполнить меньшим вагонным парком, а если растет объем перевозок, его можно выполнить тем же парком. Ж/д тр-ту всегда выгодно увеличивать населенность, однако чтобы не ухудшать условия поездки пасс, надо ее увеличивать за счет использования свободных мест, а не за счет исключения из составов комфортных ваг, если на них есть спрос.
Населенность вагона зависит от:
1) стр-ры вагонного парка. Чем больше в поезде более комфортабельных вагонов, тем при прочих равных условиях будет ниже населенность вагона.
2) от степени соответствия поездопотоков пассажиропотокам на направлениях: если число поездов завышено, населенность всегда будет ниже.
3) состава поезда в вагонах. При одном и том же кол-ве пассажиров в поезде при увеличении составности поезда населенность будет снижаться.
Для обеспечения высокой населенности вагонов при наиболее полном удовл-нии насел-ти в перевозках, необходимо следить систематически за населенностью вагонов в каждом поезде и в зависимости от пассажиропотока регулировать поездопотоки и число вагонов в поезде.
Увеличение населенности обеспечивает след. эк. эффект:
1) высвобождение ваг.парка. ,
2) При высвобождении ваг. парка уменьшается потребность в капит. вл. в ваг. парк
3) Если высвобождается ваг. парк, уменьшается потребность в развитии станционных путей. Длина станц.путей=3 его длины (вагона!) на 1 вагон! км
4) Капит. вл. в развитие станц. путей:
5) Сокращается пробег вагонов, а при одном и том же кол-ве вагонов в поезде уменьшается и пробег поездов, а, значит, высвобождается пропускная способность.
,
6) пропускная способность измеряется в парах поездов, следовательно, сокращается пропуск.сп-ть ж.д.
7) экономятся капит. вл. в развитие пропускной сп-ти ж.д.:
8) уменьшение пар поездов уменьшает потребность в парке поездных локомотивов:
9) сокращаются кап вложения в пополнение парка лок
10) при сокращении пробега ваг уменьшаются тонн-км брутто
11) сокращается потребность в топливе и электроэнергии для тяги поездов
Рост населенности вагона увеличивает среднесуточные пробеги ваг и лок и их производительность. Если лок требуется меньше, то меньше необходимо лок бригад, сокращается потребность в проводниках, если не меняется система обслуживания ваг. Населенность больше, чем др кач показатели влияет на себестоимость перевозок (обратная зависимость). В среднем при увеличении населенности на 10% с/с перевозок сокращается на 5%
2.Экономическая эффективность увеличения состава поезда.
Состав поезда - важнейший резерв высвобождения пропускной способности ж/дорог. Его в пассажирском движении примерно такое же, как вес поезда в грузовом движении. Это показатель использования пасс лок по мощности
Величина состава поезда зависит от:
· размеров пассажиропотока направлений ж/дороги,
· мощности локомотива
· профиля пути
· скорости движения поезда
· длины посадочных платформ
Увеличение состава поезда обеспечивает след. эк. эффект:
1) Увеличение состава поезда в ваг позволяет одним и тем же парком ваг перевезти одно и тоже кол-во пасс при меньшем числе поездов.
2) высвобождается парк поездов
3) экономия кап вложений
4) уменьшение пар поездов уменьшает потребность в парке поездных локомотивов:
5) сокращаются кап вложения в пополнение парка лок
Сокращается потребность в лок бригадах, в развитии и реконструкции лок депо. Чем больше вес, тем меньше удельное сопротивление. При увеличении состава удельное сопротивление движению сокращается, поэтому уменьшается потребность в топливе и электроэнергии для тяги поездов. При росте состава незначительно увеличиваются расходы на содержание верхнего строения пути. При уменьшении состава улучшается кач показатели работы лок во времени. Растет среднесуточный пробег, следовательно, растет производительность лок. Увеличение состава снижает себестоимость, но в значительно меньшей степени, чем населенность. Увеличение состава до слишком больших размеров – вынужденная мера, т.к. это ухудшает условия посадки и высадки пасс, необходимо удлинение посадочных платформ, приемоотправочных путей и путей отстоя состава (нужны доп кап вложения). Слишком длинный состав не обеспечивает снижении е себестоимости перевозок, т.к. в зимнее время при вождении состава 1 лок его мощности не хватает для отопления ваг. А при использовании 2 лок мощность 2-ого используется не польностью
3. Экономическая эффективность увеличения скорости движения поездов.
Если населенность и состав поезда имеют важное значение для тр-та, то увеличение скорости, особенно маршрутной, необходимо для пасс. Скорость движения пассажирских поездов явл важнейшим показателем качества обслуживания пасс.
Скорость движения пасс. поездов зависит от:
-мощности лок-ва
-профиля пути
-состояния верхнего строения пути
-2-х путная или 1-путная ж.д.
-длины состава поезда
-размеров движения груз. поездов на каждом из направлении.
Участковая скорость движения поездов можно увеличить за счет увеличения технич. скорости или за счет уменьшения стоянок и их ликвидации. Эффект будет разным
В одном и в другом случае повышение скорости обеспечивает высвобождение подв. Состава. Это высвобождение пропорционально высвобожденным лок- и ваг-часам.
1) Ваг-часы:
Следовательно, высвобождается парк:
2)Лок-часы: ⇒
3) Экономия капитальных вложений в подвижной состав:
Ваг:
Лок:
Парк маневровых локомотивов не сокращается, если участковая скорость растет за счет роста технической. Парк сокращается, если при уменьшении простоя на ст, сокращается число прицепок и отцепок прямых беспересадочных ваг.
Если уменьшается число стоянок, то несколько сокращается потребность в развитии станционных путей, а, значит, и в капитальных вложениях
км
Если меньше лок, то требуется меньше лок бригад, а при уменьшении числа ваг сокращается потребность в проводниках.
Если увеличивается техническая скорость, то можно пропустить больше поездов ⇒ улучшается использование пропускной способности ж/д и экономится фин. ср-ва на ее развитие.
Неодинаковое влияние скорости на топливо и электроэнергию для тяги поездов. Если растет технич скорость, расход топлива увеличивается. Если растет участковая за счет сокращения стоянок, то расход топлива и электроэнергии сокращается, т.т. уменьшается число разгонов и торможений, уменьшается расход топлива, электроэнергии на стоянках.
Скорость по-разному влияет на себестоимость и эксплуатационные расходы. Если увеличивается техническая скорость, растут расходы на содержание колесных пар и верхнего строения пути. Если сокращаются стоянки, уменьшаются расходы на содержание станционных путей.
При высвобождении ваг-часов и лок-часов снижаются расходы на содержание ваг и лок парков.
В целом при увеличении скорости на 10% с/с снижается на 1,2-1,5%.
При расчете эффекта от улучшения качественного показателя, его величину необходимо сравнивать с теми затратами, кот связаны с улучшением показателя (если скорость растет за счет улучшения состояния верхнего строения пути, то эффект от увеличения скорости надо сравнить с дополнительными затратами).
30.