Тест 9. «ЛОГИЧЕСКАЯ и МЕХАНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»
Цель задания Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал. Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой—5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка данных выполненного задания. Результаты опыта записываются в таблицу.
Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
К-во слов 1-го ряда (В1) | К-во запомнив-шихся слов (А1) | Коэффи-циент смысло-вой Памяти С1 | Кол-во слов 2-го ряда (В2) | Кол-во запомнив-шихся слов (А2.) | Коэф. Механи-ческой памяти С2 |
С = А : В х100,где, А – количество правильно воспроизведенных чисел, В – количество всех чисел в таблице
Тест «ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ»
Цель задания. Исследование опосредствованного запоминания методом свободного графического ассоциирования.
Необходимый материал. Слова и словосочетания:
мальчик— трус, сердитая учительница, трудная работа, развитие, ошибка, праздник, дом, ум, город, слепой музыкант, наука, подъем, движение, улица, покой.
Ход выполнения задания. Экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. После окончания чтения под каждой пиктограммой, начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение.
Обработка данных выполненного задания. Результаты работы фиксируются в таблице:
Количество предъявленных слов и сочетаний | Количество верно записанных испытуемым слов и словосочетаний | Объем памяти в % |
Тест «ОБЪЕМ КРАТКОСРОЧНОЙ ПАМЯТИ»
Цель. Показать зависимость объема памяти от индивидуальных особенностей личности. Материал. Числовые ряды.
Ход опыта. Испытуемым зачитывают ряды чисел. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают.
Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно воспроизводится
ряд из 5 чисел. Это число удержания близко к числу объемных
характеристик Мюллера (7±2).
Билет №13.