Анкета Спилберга - Ханина.

Определение уровня тревожности по опроснику Спилбергера-Ханина.

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан ЧД.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой, определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей - раздельно оценивающих реактивную (РТ - ситуационная тревожность, высказывания номер 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания номер 21-40) тревожность.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Таблица 1 «Ситуативная(реактивная) тревожность».

№ п/п   Суждение   Нет, это не так   Пожа­луй, так     Верно   Совершенно верно  
  Я спокоен          
  Мне ничто не угрожает          
  Я нахожусь в напряжении          
  Я внутренне скован          
  Я чувствую себя свободно          
  Я расстроен          
Меня волнуют возможные неудачи
  Я ощущаю душевный покой          
  Я встревожен          
  Я испытываю чувство внут­реннего удовлетворения          
  Я уверен в себе          
  Я нервничаю          
  Я не нахожу себе места          
  Я взвинчен          
  Я не чувствую скованности, напряжения          
  Я доволен          
  Я озабочен          
  Я слишком возбужден и мне не по себе          
  Мне радостно          
  Мне приятно          

2. Табл. 2 Личностная тревожность

  1. Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приве­денных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствую­щей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п   Суждение никогда   почти никогда   часто   почти всегда  
  У меня бывает приподнятое настроение          
  Я бываю раздражительным          
  Я легко расстраиваюсь          
  Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие          
  Я сильно переживаю неприят­ности и долго не могу о них забыть          
  Я чувствую прилив сил и жела­ние работать          
  Я спокоен, хладнокровен и соб­ран          
  Меня тревожат возможные трудности          
№ п/п   Суждение никогда   почти никогда   часто   почти всегда  
  Я слишком переживаю из-за пустяков          
  Я бываю вполне счастлив          
  Я все принимаю близко к сердцу          
  Мне не хватает уверенности в себе          
  Я чувствую себя беззащитным          
  Я стараюсь избегать критиче­ских ситуаций и трудностей          
  У меня бывает хандра          
  Я бываю доволен          
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня          
  Бывает, что я чувствую себя неудачником          
  Я уравновешенный человек          
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах          
  Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности.
Номер суждения Ситуационная тревожность (ответы) Номер суждения Личностная тревожность (ответы)
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
Номер суждения Ситуационная тревожность (ответы) Номер суждения Личностная тревожность (ответы)
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 4 3 2 1
1 2 3 4 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
                 
  1. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности испытуемого. При этом показателями уровней тревожности будут:
  2. 3,5-4,0 балла – очень высокая тревожность
  3. 3,0-3,4 балла – высокая тревожность
  4. 2,0-2,9 балла – средняя тревожность
  5. 1,5-1,9 балла – низкая тревожность
  6. 0,0-1,4 балла – очень низкая тревожность
  7. Следует обращать внимание не только на лиц, имеющих высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся "чрезмерным спокойствием" (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы испытуемого во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой испытуемый по разным причинам не хочет сообщать экспериментатору.
  8. Рекомендации лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха, низкотревожным людям - требуются пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Билет №2.