Применение ТНС ( однооперационных манипуляторов) в АЛ.

Выбор принципа работы и конструкций ТНС, автома­тизирующих обслуживание станков и автоматических линий определяется видом обраба­тываемых заготовок, типом обслуживаемых станков в требуемой производительности. ТНС должны быть просты и надежны в работе, удобны в обслуживании, обеспечивать возможность накопления требуемого запаса заготовок, быст­родействие и совмещение собственных холостых ходов с рабочим циклом оборудования. Поэтому технологический цикл обслуживания обрабатывающего оборудования разделяется на элементарные простые вспомогательные операции.

Производительность и надежность АЛ во многом определяется правильностью вы­бора ТНС, осуществляющих подачу заготовок от станка к станку. Поэтому при создании АЛ манипуляторы должны проектироваться одновременно с основным технологическим оборудованием (станками, мерительными, моечными, покрасочными и др. машинами), с учетом всех требований, предъявляемых к АЛ по производительности, качеству, надежности, а с другой стороны, особенностей обрабатываемых заготовок.

Ниже приведены примеры АЛ с гибкой и жесткой связью, с параллельным и после­довательным агрегатированием, и оснащенных различными ТНС (однооперационными манипу­ляторами).

На рис.8.1,а показана схема автоматической линий с жесткой связью с межстаночным пневмотранспортёром. В первый автомат линии заготовки подаются из бункерного загрузочного устройства и далее проходят последовательную обработку на всех автоматах без потери ориентирования.

Схема автоматических линий с гибкой связью параллельного агрегатирования представлены на рис.8.1,б и последовательного - на рис.8.1,в. Заготовки, засыпанные в накопитель 1 (рис.81,б) ленточным транспортером 2, подаются в дозатор 3, из дозатора - в промежуточный бункер 4 и далее на транспортер 5, который перемещает заготовку вдоль фронта автоматов, оснащённых индивидуальными бункерными загру­зочными устройствами. 6. Из бункерного загрузочного устройства заготовки в ориентированном положении поступают на автоматы 7. После обработки детали поступают на транспортер готовой продукции 8.

Схема автоматической линии с жесткой связью и последовательным агрегатированием показана на рис.8.1,г. Питание линии осуществляется из магазина I, а последующая поштучная передача заготовок производится пневматическим транспортирующим устройством 2. Автоматическая линия с параллельным агрегатированием и жесткой связью для обработки шарикоподшипниковых колец показана на рис.8.1,д и состоит из уни­версальных полуавтоматов, оснащенных питателями. На рис.8.1,е изоб-ражена схема автоматической линии с последовательным агрегатированием для обработки и сквозного сверления валиков. Линия выполнена . на базе универсального обслуживания. Подача заготовок из магазина 1 и от станка к станку осуществляется шаговым транспортером, представляющим собой подвижные каретки с автоматическими захватами, совершающими возвратно-поступательное движение. Автоматическая линия с жесткой связью последовательного агрегатирования показана на рис. 8.1,ж. Заготовки в ней передаются на шаговый транспортер из магазина.

На рис.8.1,з показана схема автоматической линии, предназначен­ной для расточки и монтажа тракторной ступицы. Промежуточный запас заготовок создается посредством наклонных лотков I и транспортеров 2. На рис.8.1,и показан участок автоматического завода для обработки поршней, где накопление запаса заготовок производится в транспортере и лотке.

В АЛ, применяемых для обработки крупных литых деталей, наиболее характерными технологическими операциями являются операции по обработке отверстий (сверление, развёртывание, зенкерование и др.). Такие линии состоят, в основном, из агрегатных станков, из которых обработка производится при непод­вижной заготовке, а вращательное и поступательное движение совершает инструмент. По­следовательное перемещение заготовок в рабочую позицию станка производится при не­подвижной заготовке, а вращательное и поступательное совершает инструмент. Последова­тельное перемещение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.1. Примеры автоматических линий.

заготовок в рабочую позицию станка производится непосредственно транспортером, на который смонтированы зажимы.

Транспортное и рабочее время не совмещаются - на одном станке за счет комбиниро­ванного инструмента и введения большого числа шпинделей выполняются технологиче­ские операции.

Концентрация технологических операций и маршрут заготовки являются главнейшими факторами сокращения длины автоматических линий. В этих линиях применяются шаговые транспортёры, на которых заготовки закреплены и проходят весь цикл обработки. Применяют также транс портеры со спутниками. Спутники являются отдельной частью транспортера. На нём заготовка закрепляется и транспортируется от станка к станку. По окончании обработки заготовка, снимается, а спутник сталкивается на нижний транспортер, возвращающий его в позицию загрузки. На рис.8.1,к приведена схема автоматической линия с шаговым транспортёром со спутниками. На таких линиях заготовка не снимается с транспортера во время всего цикла обработки.

Участок автоматической линии для обработки корпуса запальной свечи показан на рис.8.1,л. В эту линию входят восьмишпиндельные прутковые автоматы, автомат для обезжиривания, мойки и сушки, счётчик и др. агрегаты.

Развитие комплексной автоматизации производственных процессов требует созда­ния переналаживаемых автоматических линий, выполняющих самые различные технологические операции по разнообразной механической обработке, контролю, термообработке, нанесению покрытий, мойке, сушке, смазке, сборке, упаковке. Такие линии требуют дальнейшего совершенствования манипуляторов всех типов.

Список литературы:

1. Александров А.П., Реметов Д.Н., и др. Подъёмно–транспортные машины. Атлас конструкций. Учебное пособие. М., Машиностроение, 1987 г., 122 с.

2. Бахарев В.П., Куликов М.Ю., Бортников И.И. и др. «Проектирова-ние и конструирование в машиностроении. Ч.1. Общие методы проектирования и расчета. Надежность техники»;; год издания 2008. Белгород, изд-во ТНТ, 2008г..

3. Белоусов А.П., Дащенко А.И. Автоматизация процессов в машиностроении., М., Высшая школа 1973 г.

4. Бобров В.П. Транспортные и загрузочные устройства автоматических линий., М., Машиностроение 1980 г.

5. Бромберг А.А., Руденко Н.Ф., Подъёмно – транспортные машины. Атлас конструкций., учебное пособие., М., Машгиз 1950 г., 323 с.

6. Владзиевский А.П., Белоусов А.П. Основы автоматизации производства в машиностроении., М., Машиностроение, 1974 г.

7. Герц В.В. и др. Расчет пневмоприводов ., справочное пособие., М., Машиностроение, 1975 г., 272 с.

8. Житников Ю.З,.Житников Б.Ю, Схиртладзе А.Г. и др «Автоматизация производственных процессов в машиностроении»; Белгород, изд-во ТНТ, 2009г..

9. Замятин В.К. Механизация и автоматизация подъёмно – транспортных и складских работ в сборочном производстве. Учебное пособие., М., Машиностроение 1983 г., 45 с.

10. Кифер А.Г. Абрамович И.И. Грузоподъёмные машины. Атлас чертежей. Учебное пособие., М., Машгиз., 1956 г.,184 с.

11. Проектирование приводов манипуляторов. Под ред. С.Н. Андриенко, М.С. Ворошилова и др., Л., Машиностроение, 1975 г., 560 с.

12. Пуш А.В. Толстов Н.П. Однооперационные манипуляторы в станкостроении. Учебное пособие. М., МАМИ, 1982 г., 102 с.

13. Проектирование цехов и заводов. Справочник. 1,2,3 том. М., Машиностроение 1985 г.

14. Руденко Н.Ф. Руденко В.Н. Грузоподъёмные машины. Атлас конструкций. Учебное пособие. М., Машиностроение., 1970г.

15. Свешников В.К. Усов А.А. Станочные гидроприводы. Справочник. М., Машиностроение, 1982 г., 464 с.

16. Спиваковский А.О. Дьячков В.К. и др. Транспортирующие машины. М., Машиностроение, 1968 г., 504 с.

17. Схиртладзе А.Г., Воронов В.Н., Борискин В.П.; «Автоматизация производственных процессов в машиностроении»; Белгород, изд-во ТНТ, 2009г..

18. Схиртладзе А.Г. , Борискин В.П., Выходец В.И., Никифоров И.И., Отений Я.Н.; «Оборудование машиностроительных предприятий»; Белгород, изд-во ТНТ, 2009г..

19. Схиртладзе А.Г., Вороненко В.П., Морозов В.В., Шеин И.П., Киселев Е.С.; «Проектирование участков и цехов машиностроительных производств»; Белгород, изд-во ТНТ, 2009г..

20. Усубаматов Р.Н. Транспортные системы автоматических линий с гибкой межагрегатной связью. Фрунзе, 1974 г.

21 Учаев П.Н., Гуревич Ю.Е., Павлов., Е.В., Горожанкин Е.А.; «Механический привод с редукторами, мотор-редукторами и коробками скоростей»; Учебное пособие; Белгород, изд-во ТНТ, 2010г.