Приводы в транспортно - накопительных системах.
В транспортно-накопительных системах используют приводы структурно состоящих из двигателя (электрических, пневматических и гидравлических), передаточно - преобраующих механизмов (ременные, цепные, зубчатые, реечные, винт-гайка, кривошипно-шатунные передачи и др. с преобразованием вида движения) и исполнительных механизмов ТНС:
- с возвратно-поступательным движением для осуществления которого применяются гидравлические или пневматические цилиндры.
- для осуществления вращательного движения применяют - механические кулисные, кривошипно-шатунные и цепные в которых применяют электрические, гидравлические и пневматические двигатели непосредственно или через передаточно -преобразующий механизм.
- для осуществления возвратно-поступательного движения применяют пластинчатые, реечные кривошипные и т.п. устройства для приведения в действие которых используют различные виды энергоносителей.
В гидравлических и пневматических цилиндрах штоки поршней соединяются со штангами конвейеров передавая тем самым поступательные несинхронные движения на несущие элементы конвейера.
Движение совершается до упора (регулировка длины хода) и контролируется путевыми переключателями.
Поршневые приводы применяют для штанговых конвейеров и для других устройств при ходе не более 1,5 м. Более часто используют гидроприводы, т.к. они обеспечивают высокую надёжность и равномерность работы ( благодаря малой упругости масла ). Кроме того гидроцилиндры работают при давлении масла (4-5 Мпа)(40-50 кгс/см2) что позволяет применять небольшие диаметры цилиндров при значительных тяговых силах.
Пневматические цилиндры применяют реже из-за высокой сжимаемости воздуха. Пневматические цилиндры работают при давлении не более (0,4-0,5Мпа), для получения тяговых усилий используют большие по размерам цилиндры.
Механические привода применяют при высоких скоростях перемещения до 40 м/мин, когда не требуется регулирования. Так вращательное движение двигатель – редуктор – колесо – кулиса – штанга конвейера переходит в поступательное. Происходит вращательно – качательное движение кулисы и поступательное штанги.
В крайних положениях кулиса останавливается с помощью тормозов. Применяют также и механические приводы с кривошипно - шатунным механизмом.
При перемещениях конвейера более 1,5м применяют цепной привод. В нём применена бесконечная цепь натянутая на две звёздочки. К цепи прикреплён шатун – ползун который направляется специальным рейсом. Цепь приводится в движение от двигателя через редуктор, тащих за собой шатун который в свою очередь передвигает возвратно – поступательно ползун связанный со стоком конвейера.
Возвратно – поступательные привода применяют для поворота штанг, кантователей и т.п. устройств.
Для поворота на угол свыше 2800 применяют реечный механизм. В обеих механизмах движения прерывистые угловые по часовой и против часовой и зависят от длины рейки – длины хода.
Для поворота на угол до 900 применяют кривошипный механизм.
Для синхронного постоянного движения конвейеров применяют в основном электродвигатели через редуктор или цепную, или ременную передычу, через приводной барабан для ленточных конвейеров или через звёздочки цепные конвейеры и т.п. устройства.
Порядок выбора двигателя и его расчёт аналогичен порядку выбора двигателя и расчёта для ПР см. соотв. раздел лекций.
Гидравлический или пневматический привод движение возвратно – поступательное для шаговых конвейеров, отсекателей, делителей потока, фиксаторов и т.п. устройств (рис.5.1.)
Рис. 5.1.
Механический привод вращательно-качающегося движение в поступательное. Для шаговых конвейеров, отсекателей, делителей, фиксаторов, поворотных устройств. Шаг определяет размер кулисы. Схема приведена на рис. 5.2.
Механизм с кривошипно шатунным приводомприменяют для отсекателей, делителей потока, фиксаторов, толкателей, поворотных устройств, шаговых конвейеров и др. Схема приведена на рис рис 5.3.
Механизм цепного приводаприменяют для шаговых транспортеров.Схема приведена на рис. 5.4.
Механизм реечного приводаприменяют для перемещения поворотных устройств. Схема приведена на рис.5.5.
Механизм передачи винт- гайка применяются для линейного перемещения различных устройств. Схема приведена на рис. 5.6.
Механизм привода от электродвигателя применяют для привода ленточных и цепных конвейеров с орбитальным движением. Схема приведена на рис.рис 5.7.
Рис. 5.2. Схема вращательно- качающегося привода
Рис. 5.3. Схема привода кривошипно - шатунного механизма.
Рис. 5.4.Схема цепного привода.
Рис. 5.5. Схема реечной передачи.
Рис. 5.6. Схема передачи винт-гайка.
Рис. 5.7. Схема цепного привода.
6.Управление и блокировка.
Взаимная связь ТНС с основным оборудованием осуществляется через комплекс дискретно-релейно-контактной аппаратуры, связь между которыми и взаимодействие основано на применении путевого контроля, обеспечивающего чёткую последовательность технологических и транспортных операций и взаимосвязь между ними.
В ТНС применяют почти все типы датчиков и устройств обработки, преобразования и усиления сигналов от них что применяются в основном технологическом оборудование и промышленных роботах ПР. Здесь применяются как контактные и бесконтактные системы датчиков.
В зависимости от поставленных задач, от точности перемещений и фиксации от внешней среды и т.п. применяют различные виды и типы датчиков.
Порядок их выбора и применения определяется по тем же принципам, что и для ПР, но уже применённого технологического оборудования в комплексе с ТНС, ПР. Работа всех датчиков на ТНС и на оборудование должны иметь обратную связь с исполнительными механизмами. Особенно это важно для блокировок и обеспечения техники безопасности.
В автоматических АЛ установка систем датчиков и их функционирование на ТНС, на техн. оборудовании на ПР должны быть сведены в одну общую систему управления.
Каждая система АЛ должна работать в двух режимах: наладочном и автоматическом – это приводит к выводу на панель общей системы управления кнопок включения остановки, наладка, автомат для каждой ситемы отдельно и для всей АЛ. Часто всё оборудование, на панели управления, изображается мнемоническими лампочками красной и зелёной.
Кроме общей панели на каждое оборудование и на ПР и на конвейер имеются свои панели управления.
В АЛ со сквозным транспортом должны быть выполнены блокировки:
1) Ни одно из технологического оборудования не должно начать обработку, пока конвейер движется вперёд;
2) До момента возвращения всего тех. Оборудования в исходное положение конвейер не должен начинать движения.
3) Движение транспортера назад может происходить как при работающем оборудовании, так и при нахождении в исходном положении.
В АЛ с несквозными транспортными системами должны быть выполнены блокировки уже с учётом наличия загрузочно-разгрузочных механизмов на каждом станке:
1) Ни один из станков не должен начинать работу до тех пор, пока загрузочно-разгрузочные механизмы не закончат свои движения.
2) Ни одно из загрузочно-разгрузочных. устройств не должен начать движение, пока станки работают или движется конвейер.
3) Конвейер может двигаться только при неподвижных загрузочно-разгрузочных. механизмах и если они находятся на нейтральном положении.
4) Новый цикл ТНС начинается только после сигнала от всех станков об окончания или работы и возвращении их в исходное положение.
Перед запуском АЛ должен обязательно подаваться звуковой и световой сигнал о её запуске – для обеспечения ТБ.