Древнегреческая лирика.

В 7 веке до н.э. в Греции зарождается лирика, короткие стихотворения, описывающие чувства автора, исполняемые в сопровождении какого-либо музыкального инструмента, чаще лиры (потому и лирика). В учебнике написано, что лирика делилась на три вида: элегическую, ямбическую и мелическую (деление основывалось в основном на ритмических различиях), но это не так важно. Я назову тех поэтов, от которых сохранились хорошие, на мой взгляд, стихотворения, то есть такие, что и сегодня их прочитать приятно и полезно. Мой список будет иной, чем в учебнике. Первым стоит назвать Семонида Аморгского (7 век до н.э.). От него дошло самое большое стихотворение или небольшая поэма, которую условно можно назвать «О женских характерах». В ней очень ярко описываются женские характеры и описано их происхождение от различных животных.

 

* * *

Различно женщин нрав сложил вначале Зевс:

Одну из хрюшки он щетинистой слепил —

Все в доме у такой валяется в грязи,

Разбросано кругом,— что где, не разберешь.

Сама ж — немытая, в засаленном плаще,

В навозе дни сидит, нагуливая жир.

 

Ту из волны морской. Двоится ум ее:

Сегодня — радостна, смеется, весела.

Хвалу ей воздает, увидев в доме, гость:

«Нет на земле жены прекраснее ее,

Нет добродетельней, нет лучше средь людей...»

А завтра — мочи нет; противно и взглянуть.

Приблизиться нельзя: беснуется она,

Ко всем неласкова, ни сердца, ни души,

Равно — враги пред ней иль лучшие друзья.

 

Иная род ведет от пышного коня:

Заботы, черный труд — ей это не под стать,

Коснуться мельницы, взять в руки решето,

Куда там! — труд велик из дому выместь сор.

Насильно мил ей муж. Привычку завела

Купаться дважды в день и трижды, коль досуг.

А умащениям — ни меры, ни числа.

Распустит локонов гривастую волну,

Цветами обовьет и ходит целый день.

Пожалуй, зрелище прекрасное жена,

Как эта, для иных; для мужа — сущий бич!

Конечно, если он не царь или богач,

Чтоб тешиться такой ненужной мишурой.

 

Иную сотворил из обезьяны Зевс:

Вот худшее из зол, что дал он в дар мужам:

Лицом уродлива. Подобная жена

Идет по городу — посмешище для всех.

И шея коротка; едва-едва ползет;

Беззадая, как жердь. Увы, бедняга муж!

На выдумки ж хитра, уверткам счету нет.

Мартышка чистая! Насмешки ж — нипочем.

Добра не сделает, пожалуй, никому.

Но занята одной лишь думой день-деньской:

Какую пакость бы похуже учинить.

 

Иную — из пчелы (Зевс сотворил).

Такая — счастья дар.

Пред ней одной уста злословия молчат:

Растет и множится достаток от нее;

В любви супружеской идет к закату дней,

Потомство славное и сильное родив.

Средь прочих жен она прекрасней, выше всех,

Пленяя прелестью божественной своей,

И не охотница сидеть в кругу подруг,

За непристойными беседами следя.

Вот лучшая из жен, которых даровал

Мужчинам Зевс-отец на благо, вот их цвет.

А прочие — увы! — по промыслу его

И были бедствием, и будут для мужей.

 

Сапфо (или Сафо, конец 7 – начало 6 века до н.э.) – самый талантливый и известный поэт, а точнее поэтесса, среди всех греческих поэтов. Сапфо пыталась изобразить тончайшие нюансы чувств.

Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко

Пред тобой сидит, твой звучащий нежно

Слушает голос

И прелестный смех. У меня при этом

Перестало сразу бы сердце биться:

Лишь тебя увижу, уж я не в силах

Вымолвить слова.

Но немеет тотчас язык, под кожей

Быстро легкий жар пробегает, смотрят,

Ничего не видя, глаза, в ушах же —

Звон непрерывный.

Потом жарким я обливаюсь, дрожью

Члены все охвачены, зеленее

Становлюсь травы, и вот-вот как будто

С жизнью прощусь я.

Но терпи, терпи: чересчур далёко

Все зашло...

Главная её тема – любовь. Причём любовь не только к мужчинам, но и к женщинам. Недаром она родилась на острове Лесбос, то есть была лесбиянкой, жительницей Лесбоса, именно там родилась однополая любовь между женщинами. Кстати, однополая в Античности была делом абсолютно обычным, нормальным (более распространена была мужская однополая любовь, между мужчиной и юношей). Таково стихотворение «К Анактории», посвящённое женщине.

 

Феогнид (6 век до н.э.) прославлен своими философскими и поучительными стихотворениями в основном о человеческих пороках. Мне очень нравится:

Если бы мы на друзей за любую провинность сердились,

Вовсе тогда бы у нас близких людей и друзей

Не было. От ошибок никто из людей не свободен

Смертных. Свободны от них боги одни лишь, мой Кирн.

 

Смертного легче родить и вскормить, чем вложить ему в душу

Дух благородный. Никто изобрести не сумел,

Как благородными делать дурных и разумными глупых·

Если бы нашим врачам способы бог указал,

Как исцелять у людей их пороки и вредные мысли,

Много бы выпало им очень великих наград.

Если б умели мы разум создать и вложить в человека,

То у хороших отцов злых не бывало б детей:

Речи разумные их убеждали б. Однако на деле,

Как ни учи, из дурных добрых людей не создашь.

 

Есть поначалу во лжи какая-то польза. В итоге

Страшным позором она, злом для обеих сторон

Быстро становится. Тем, кто живет за спиною обмана,

Тем, кто однажды солгал, блага уже не видать.

 

Трудно разумному долгий вести разговор с дураками,

Но и все время молчать — сверх человеческих сил.

 

 

Анакреонт (конец 6 - начало 5 в. до н.э.) – вино и любовь, легкомыслие – основные темы.

Бросил шар свой пурпуровый

Златовласый Эрот в меня

И зовет позабавиться

С девой пестрообутой.

Но, смеяся презрительно

Над седой головой моей,

Лесбиянка прекрасная

На другого глазеет. (Вересаев)

После Анакреонта всякое стихотворение прославляющее наслаждение, вино, любовь, жизнь, стало называться анакреонтическим. Анакреонт признан основателем целого направления в мировой поэзии.

В древнегреческой литературе развивался и жанр басни. Скорее всего, басни были результатом народного творчества. Однако легенда называет имя их создателя. Это Эзоп, живший примерно в 6 веке до н.э. Реальность Эзопа настолько же достоверна, как и реальность Гомера. Достоверных сведений до нас не дошло. Зато дошло много древних басен, которые сами греки упорно приписывали именно Эзопу. По легенде, Эзоп был рабом, толстым, уродливым, но умным. Басни Эзопа – короткие поучительные прозаические рассказы с обязательным выводом в конце. Многие из них подверглись переработке позднейшими баснописцами. В том числе и Крыловым. Сюжет таких басен как «Волк и ягнёнок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица» Крылов позаимстовавал у Эзопа.

Например, басня «Орел, галка и пастух». «Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: "Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она - орел".

 

1. В какой поэме Гесиода рассказан миф о золотом веке первобытного человечества? 1. «Теогония». 2. «Труды и дни».

2. Кто написал поэму «О женских характерах»? 1. Семонид Аморгский. 2 Архилох.

3. Кто был самым известным и талантливым среди древнегреческих поэтов. 1. Сапфо. 2. Анакреонт.

4. Кто был легендарным родоначальником жанра басни? 1. Эзоп. 2. Феогнид.

 

Софокл. Царь-Эдип.

Сделать самостоятельный (не списанный, не скопированный) целостный анализ произведения по схеме:

 

1. Род и жанр.

2. Смысл заглавия.

3. Сюжет – краткий пересказ основных событий, с попутным указанием компонентов сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог и др. Есть ли внесюжетные элементы, какова их роль?

4. Композиция произведения. Есть ли какие-то особенности в композиции?

5. Характеристика стиля, наличие/отсутствие стилистических украшений.

6. Основные образы произведения (краткий, но ёмкий анализ наиболее значимых художественных образов). Отношение автора к каждому образу.

7. Развёрнутое описание проблемы и идеи произведения (или нескольких проблем и идей).

8. Ваше отношение к произведению (обоснованное).