Поэмы Гомера.

Перейдём непосредственно к древнегреческой литературе. Первые дошедшие до нас письменные литературные произведения – поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанные предположительно в 8 веке до н.э. и стоящие как бы на стыке фольклора и литературы. Сначала эти поэмы существовали как типичные фольклорные произведения, сочинённые народом, в устной форме, в разных вариантах, но потом некий талантливый сказитель, обработал их и они в таком виде уже позже были записаны. По традиции считается, что «Илиаду» и «Одиссею» написал Гомер – первый древнегреческий поэт. О Гомере, кроме имени и того, что он был слеп, ничего не известно, поэтому существует так называемый гомеровский вопрос, объединяющий все проблемы вокруг этих поэм, время написания, количество авторов (есть предположение, что их было двое) и т.д. Гомер в современной истории литературы условно считается автором этих двух поэм, поскольку никакого другого имени мы не знаем.

С точки зрения жанрового определения это героические эпические поэмы. Многие национальные литературы начинались с героических поэм (шумеро-вавилонская, немецкая, английская, французская, но об этом речь впереди). Это естественно, потому что каждый народ прежде всего стремится обрести и воспеть своих собственных национальных героев, через это происходит самоидентификация, осознание и утверждение своего места в мире. Главный смысл произведений, относящихся к героическому эпосу – прославление героев, совершающих воинские подвиги, уничтожающих чудовищ, защищающих мирное население от завоевателей и т.д. а также прославление героических качеств: воинской доблести, чести, мужества, благородства, патриотизма, силы, воинского умения. В эпоху бесконечных войн именно эти качества были важнейшими, а герои – опорой процветания страны. А эпоха бесконечных войн длилась очень долго: от первобытных времён вплоть до 19 века, когда люди стали стараться воевать поменьше (правда, в 20 веке умудрились организовать две самые кровопролитные войны).

Поэмы Гомера рассказывают два эпизода из мифов о взятии греками (ахейцами) Трои (второе название Трои – Илион, по имени царя Ила, её основателя, поэтому первая поэма называется «Илиада»). Троя – реально существовавший богатый город на территории нынешней Турции, на берегу Эгейского моря, которую населяли племена, близкие грекам. Но Трою как реальный город нашли относительно недавно, в 70-е годы 19 века. Археолог любитель немец Шлиман, любитель Гомера, на свои деньги начал раскопки в том месте, где примерно должна быть гомеровская Троя, начали копать и нашли большой древний город. С троянцами греки действительно очень много воевали примерно во второй половине 2 тыс. до н.э., века 14-12. В троянском цикле мифов собственно мифы смешались с реальными историческими событиями.

Троянский цикл древнегреческих мифов. Земля-Гея попросила Зевса сократить слишком расплодившееся и погрязшее в преступлениях и войнах человечество. Зевс решил устроить длительную, большую, кровопролитную войну и стал искать повод. Повод нашёлся. На морской богини Фетиды и героя Пелея были приглашены все боги, кроме богини раздора Эриды, которая обиделась и решила отомстить. Она подбросила им золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» (яблоко раздора). Среди трёх богинь Геры, Афины и Афродиты возник спор, кто самая прекрасная. Зевс поручил решить этот спор ни кому не известному юноше Парису, сыну царя Трои, который, впрочем, отличался необычайной красотой. Парис отдал яблоко Афродите, и она обещала ему отдать в жёны самую прекрасную среди смертных женщин, Елену, жену спартанского царя Менелая, дочь самого Зевса. А Гера и Афина с тех пор возненавидели Афродиту, Париса и всех троянцев.

Через некоторое время Афродита привела Париса в Спарту, и с помощью богини Парис похитил Елену, увёл у мужа. Менелай решил силой вернуть жену. Все греческие цари решили помочь Менелаю, взять приступом Трою, в которой укрылись беглецы. Греки собрали огромное войско, но и царь Трои попросил помощи у своих союзников, в общем началась большая война.

Война шла с переменным успехом 10 лет.

 

Сюжет «Илиады». События разворачиваются в десятый год осады Трои. В центре поэмы – ссора Ахилла, сильнейшего греческого героя, сына Пелея и Фетиды, и царя Агамемнона, предводителя всех греческих войск под Троей, брата Менелая, гнев Ахилла против Агамемнона и его ближайшие последствия. Об этом знаменитые начальные строки поэмы:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал.

Агамемнон из-за своего корыстного, властолюбивого характера отобрал у Ахилла его пленницу-наложницу Брисеиду. Ахилл, страшно оскорбился, Брисеиду отдал, но перестал участвовать в войне. Богиня Фетида, мать Ахилла, упросила Зевса помогать в войне троянцам до тех пор, пока Агамемнон не попросит прощения у Ахилла. Зевс обещал.

Сначала война шла с переменным успехом, но потом с явной помощью Зевса троянцы начинают сильно теснить греков, троянцы уже готовы были поджечь корабли греков, на которых они приплыли, но тут грекам пришла помощь. Это Патрокл, друг Ахилла, попросил его отдать ему свои доспехи, и Патрокл повёл войско Ахилла на помощь грекам, сам же Ахилл остался в лагере. Троянцы приняли Патрокла за Ахилла (он был в его шлеме) и бросились бежать, все они боялись могучего Ахилла. Патрокл же, увлечённый своими успехами, перебив много троянцев, захотел взять саму Трою. Но с помощью Аполлона Гектор, храбрейший из троянцев, сын царя Приама, брат Париса, убил Патрокла. И только узнав о смерти любимого друга Патрокла, Ахилл забыл свою обиду и пошёл в бой, желая отомстить троянцам, а больше всего Гектору. Разгневанный Ахилл поубивал огромное множество троянцев, оставшиеся попрятались за стены Трои, все, кроме Гектора, который решил сразиться с Ахиллом, совершить подвиг или умереть. Но когда Ахилл к нему приблизился, Гектор не выдержал и побежал от Ахилла. Они три раза обежали вокруг Трои, пока боги не прекратили этот позор: Гектора остановила Афина, по указу Зевса. Он принял бой и погиб. Но и этого Ахиллу мало. Он бесчестил мёртвое тело Гектора, прицепил ногами за колесницу и волочил его вокруг Трои, а потом увёз в свой лагерь, родственникам не отдал, как полагалось. Затем снова вмешался Зевс: он повелевает старцу Приаму ночью отправиться за телом сына в лагерь врага, а Ахиллу отдать тело для погребения. Всё так и произошло. Приам, умоляя Ахилла отдать ему тело сына, встал на колени перед врагом и поцеловал его руки, «страшные руки, детей у него погубившие многих». И они, враги, вместе заплакали, каждый о своей потере. Ахилл отдал тело, и похоронами Гектора заканчивается «Илиада».

Но сюжет троянского мифа не заканчивается.

Война продолжилась, на помощь троянцам неожиданно пришли союзники (амазонки и др.). В самом конце войны погиб Ахилл, несмотря на то, что его мать, богиня Фетида, ещё в детстве сделала Ахилла практически неуязвимым для оружия (она искупала его в водах подземной реки Стикс), почти всего, кроме пятки (за которую она его держала), в которую его и поразил стрелой Парис, с помощью Аполлона. Выражение «ахилессова пята» означает единственное слабое, незащищённое место.

Но и лишившись главного своего героя, греки сумели взять Трою, не силой, а хитростью. Способ придумал хитроумный Одиссей. Греки собрались и отплыли от берегов Трои, а на берегу оставили огромного деревянного коня, якобы в дар богам. Троянец Лаокоон предупреждал, что этот конь принесёт Трое беду, но из моря выползли огромные змеи и задушили Лаокоона и его детей (на эту тему есть знаменитая скульптура «Лаокоон»). Змей послала богиня Афина, ненавидевшая троянцев. После этого троянцы деревянного коня как символ своей победы торжественно ввезли в Трою. Ночью из коня вылезли вооружённые греки, перебили охрану, открыли ворота, в которые ворвались греки уже вернувшиеся на своих кораблях и подкравшиеся к стенам Трои. В захваченной Трое греки устроили резню, стали грабить, убивать, насиловать, осквернять храмы, в том числе, разбили священную статую Афины. В общем решили боги, и в первую очередь оскорблённая Афина, наказать некоторых греков, затруднив им дорогу домой, когда они решили вернуться. Многие из них утонули по дороге. Агамемнон был убит в родном доме, Менелай скитался по чужим землям – 7 лет, Одиссей – 10 лет. Такова основная часть троянского цикла мифов.

«Илиада» - поэма о войне как таковой и о воинских подвигах. Содержанием «Илиады», всех её 24 песен является рассказ о многочисленных поединках между греками и троянцами, о разнообразных нюансах хода военных действий, с огромным количеством имён воинов. Переданы слова каждого воина перед поединком, перед смертью и т.д. Кстати, очень похожий принцип описания войны использует Гоголь в повести «Тарас Бульба». Эта повесть написана под непосредственным влиянием «Илиады» в переводе Гнедича (перевод Гнедича вышел в 1829 г., первый вариант «Тараса Бульбы» опубликован в 1835 г.).

Гомер явно не встаёт ни на одну сторону, хотя всё же чуть больше симпатий вызывают греки: в их рядах больше героев, ярких личностей. Нельзя назвать однозначно правой ни одну сторону. Конечно, формально правда на стороне греков – они приехали отстаивать честь Менелая, и в его лице всей Греции. Если троянцы не выдали Елену мужу, то они оскорбили греков. Но, с другой стороны, Елена полюбила Париса, поэтому можно сказать, что троянцы защищали любовь. Кроме того, очевидно, что истинной целью греков является не Елена, а богатства Трои. Троянцы вызывают симпатии уже тем, что защищают свою родину, своих родных и близких от иноземных захватчиков. Кроме того, на любой войне важнейшей целью для героев становится воинская слава сама по себе. Об этом постоянно говорят герои «Илиады». Так Гектор в 6 песне, прощаясь с женой Андромахой, говорит:

Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой,

Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.

Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,

Храбро всегда меж троянами первым биться на битвах,

Славы доброй отцу и себе самому добывая!

Интересно, что идеального героя в поэме практически нет, того, кто воплощает идеальную храбрость и идеальную честность. Больше всего речь идёт об Ахилле и Гекторе. Ахилл бесконечно храбр и силён, но он нарушает законы чести, когда оскверняет тело Гектора, совершая месть, он жесток до зверства. Гектор – храбр и разумен, но он проявляет неожиданную позорную трусость и начинает убегать от Ахилла. Это значит, что древний поэт не идеализирует своих героев, описывая их объективно, не скрывая недостатков, которые есть у каждого человека.

Очень важный элемент содержания поэмы – описания богов, которые постоянно вмешиваются в ход войны. А 20 песня так и называется «Битва богов», когда боги принимают участие непосредственно в битве и сражаются друг с другом. Зевс хранит нейтралитет и помогает лишь проигрывающим для того, чтобы война не кончилась раньше положенного срока. Поэтому он при перевесе греков некоторое время специально помогает троянцам (к тому же исполняя просьбу Фетиды). Интересный эпизод описан в 14 песне: Гера целенаправленно соблазняет Зевса в тот момент, когда он помогает троянцам побеждать греков, Зевс с Герой удаляются в опочивальню «взаимной любви насладиться», и тогда начинают побеждать греки.

 

1. Почему мы можем сказать, что поэмы Гомера находятся на стыке фольклора и литературы? 1. Изначально эти поэмы существовали как фольклор, в устной форме, в разных вариантах, но Гомер придал им окончательный вид и форму, а потом уже позже были записаны. 2. Поэмы Гомера созданы в период перехода от фольклорного творчества к литературному.

2. Каков основной смысл героического эпоса? 1. Прославление героев, совершающих подвиги. 2. Обличение эгоизма и самолюбия.

3. Что явилось основным поводом для троянской войны? 1. Парис, троянский царевич, увёз у Менелая, одного из греческих царей, жену Елену Прекрасную. 2. Троянцы и греки не могли решить, кому принадлежит остров Лесбос.

4. Что было причиной того, что Ахилл отказался участвовать в войне? 1. Агамемнон несправедливо отобрал у Ахилла наложницу Брисеиду. 2. Ахилл устал от бесконечного кровопролития.

5. Какой самый главный поступок совершил в «Илиаде» царь Трои Приам? 1. Приам проник в лагерь греков и на коленях просил своего врага Ахилла вернуть ему тело сына. 2. Приам решил воевать до победного конца.

 

Вторая поэма Гомера «Одиссея» описывает долгое 10-летнее возвращение домой после взятия Трои одного из греческих царей хитроумного Одиссея, и является дополнением к Троянскому циклу мифов. Первое значимое приключение Одиссея – встреча с циклопом Полифемом. Циклопы – одноглазые великаны. Одиссей с дюжиной товарищей забрёл в пустую пещеру Полифема. Вечером пришёл хозяин, загнал в пещеру стадо овец, загородил выход огромным камнем, затем он схватил двоих товарищей Одиссея, сожрал и заснул. Утром Полифем ушёл пасти овец, вход завалив камнем; Одиссей приказал заострить большую палку. Когда циклоп пришёл и сожрал ещё двух товарищей, Одиссей предложил ему вина, чтобы усыпить. Вино понравилось Полифему, он опьянел и спросил Одиссея, как его зовут, тот ответил: «Никто». Когда циклоп уснул, Одиссей с товарищами воткнули палку в единственный глаз великана (убить его было нельзя, потому что кто бы тогда открыл вход). Ослеплённый людоед взревел, сбежались другие циклопы: «Кто тебя обидел, Полифем?» — «Никто!» — «Ну, коли никто, то и шуметь нечего» — и разошлись. Из пещеры они выбрались, вися под брюхами баранов, уцепившись за их шерсть, и Полифем их не смог нащупать. Уже взойдя на корабль Одиссей весело окрикнул Полифема, а тот в ярости начла швырять в них огромные камни.

Полифем был сыном Посейдона, поэтому Посейдон, бог морей, долгое время не давал Одиссею вернуться домой. Большую часть спутников Одиссей потерял на острове лестригонов, жестоких великанов, уничтоживших 11 из 12 кораблей, на которых плыл Одиссей со своими земляками.

На острове волшебницы Цирцеи спутников Одиссея хозяйка превратила в свиней, Одиссей их спас с помощью богов. Чтобы узнать, как ему добраться домой, Одиссей спускался в царство мёртвых, проплыл благополучно мимо острова сладкоголосых, но жестоких сирен (полуженщин-полуптиц), избег гибели от двух чудовищ Сциллы и Харибды, между которыми надо было обязательно проплыть. Во время бури погибли все спутники Одиссея (за то, что они убили и съели нескольких священных быков бога солнца Гелиоса), спасся он один, 9 дней плывя по морю на обломке корабля. И, наконец, попав на остров волшебницы Калипсо, провёл там семь лет, Калипсо удерживала его насильно в качестве временного мужа. Всё это время постоянно упоминается тоска Одиссея по родному острову Итака, по жене Пенелопе, по сыну Телемаху.

Но вернувшись домой, Одиссею приходится найти выход из ещё одной крайне неприятной ситуации. Дело в том, что его не было дома 20 лет (10 лет шла война, 10 лет он с неё возвращался), большинство граждан Итаки были уверены, что Одиссей погиб. Поэтому к Пенелопе стали свататься женихи, которые принуждают Пенелопу выбрать одного из них, а до этого времени они живут в доме Одиссея, пируют, бесчинствуют, разоряют имущество Одиссея. Некому защитить несчастную вдову и её юного сына Телемаха. Прибыв на Итаку, Одиссей стремится отомстить женихам за поругание своей чести, но понимает, что в открытом бою он может и не победить их, поэтому действует осторожно, до последнего момента он скрывает своё настоящее имя (Афина помогает ему изменить внешность и превратиться в нищего). Одиссей пробирается в собственный дом, осторожно, постепенно открываясь сыну, своим слугам, усыпляя бдительность женихов. Потом, улучив удобный момент с помощью богини Афины, которая помогала ему всё время поэмы, он довольно жестоко убивает всех женихов, жесточайшим образом наказывает слуг, кто был заодно с женихами, нечестивых служанок вешает. «Кровию так Одиссей с головы был до ног весь обрызган». И только потом открывается Пенелопе, которая ещё и не верит, что он Одиссей, устраивает ему испытание. Пенелопа стала символом верной жены.

1.36 – 1.41 – Сцилла и Харибда.

В «Одиссее» гораздо меньше героического, чем в «Илиаде». В ней есть место прославлению воинской доблести, но в целом она посвящена прославлению мирных, семейных ценностей. К мирной семейной жизни на родине стремиться Одиссей, хотя с другой стороны он крайне любопытен, путешествовать ему явно интересно. По содержанию «Одиссея» напоминает приключенческий роман, о длинном путешествии героя, преодолевающего множество препятствий на своём пути.

Художественные особенности обоих поэм.

Важнейшая черта эпической поэмы – медлительность в развитии действия, обстоятельность описаний. Это выражается в частности в огромном количестве повторов, часто повторяются сами ситуации и они описываются точно теми же словами, что и в первый раз. Подсчитано, что в обоих поэмах повторяется треть от общего количества стихов (стихотворных строк). Подробность описаний совершенно не соответствует динамике сюжетной ситуации. Время, затраченное на чтение эпизода, часто много превышает художественное время действия внутри эпизода. Кроме того, Гомер использует приём развёрнутого сравнения, когда сравнение превращается в отдельно описываемую, развёрнутую картину. Очень подробно описан мир вещей: одежда, утварь, оружие, жилища – всё подробно, в цвете описано, что из чего и как сделано.

Ещё для Гомеровских поэм характерна эпическая, спокойная объективность, автор почти не оценивает своих героев, не анализирует, просто описывает жизнь такой, какая она есть, бесстрастно, объективно, стремясь увидеть во всём и недостатки, и достоинства.

Стиль торжественный, тяжеловесный синтаксис, читать трудно, но всё же есть в этом своеобразная красота, красота старины, например, замечательны красочные и звучные двусоставные и чаще всего постоянные (постоянно повторяющиеся эпитеты) эпитеты: немолчношумящее море, прекраснокудрые девы, шлемоблещущий Гектор, пространно-властительный царь Агамемнон, быки огромнорогатые и медленноходные и т.д.

И ещё одна особенность герои в поэме называются, по древнегреческой традиции, не только по имени, но и по отчеству. Зевс – Кронид или Кронион, что значит сын Крона, Ахилл – Пелид, Пелейон, сын Пелея, Гектор – Приамид, сын Приама, Агамемнон – Атрид, сын Атрея. Это нужно знать.

Обе поэмы написаны одним размером – гекзаметром, это шестистопный дактиль, с усечённой последней стопой. Схема ударных слогов такая: 1 4 7 10 13 16. Шесть стоп, в которых первый слог ударный, а два последующих безударных, в последней шестой стопе всего один безударный:

- È È / - È È / - È È / - ÈÈ / - È È / - È.

Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой

 

Это классический размер для старинных эпических поэм, размер тяжёлый, потому что строка очень длинная и её воспринимать тяжело.

«Илиада» много раз переводилась на русский язык. Классическим считается перевод Николая Гнедича, современника Пушкина, завершённый в 1829 году. В этом переводе много устаревших старославянских слов, тяжёлый, усложнённый синтаксис, многие места просто непонятны современному читателю, но считается, что именно перевод Гнедича наиболее адекватно передаёт дух и стиль этой древней поэмы. Этот перевод более всего издан и легче всего доступен.

За последнее время появилось несколько новых переводов. В том числе челнинский поэт Пётр Прихожан недавно издал свой перевод, но, на мой взгляд, он слишком осовремененный, слишком много современных слов, противоречащих старинному стилю «Илиады». Мне больше нравится перевод некоего Сальникова, в нём сохранена торжественность перевода Гнедича, но убраны все непонятности, облегчён синтаксис. Но конечно все новейшие переводы только в интернете.

Сегодня «Илиаду» целиком прочитать могут лишь единицы. Но знать содержание филолог обязан. Поэтому прочитайте в книге Куна часть «Троянский цикл». А также для знакомства с духом и стилем можно прочесть любую одну песнь. Наиболее знамениты: песнь 6 «Свидание Гектора с Андромахой» и песнь 24 «Выкуп Гектора» (там описана не сама война, а человеческие чувства).

В целом «Одиссея» чуть более удобочитаема сегодня, она меньше (около 400 страниц), в ней динамичный сюжет, более разнообразное содержание. Наиболее интересны песни, описывающие волшебные приключения Одиссея, 9 (эпизод с циклопом Полифемом включён в школьную программу), 10 (мешок Эола, Цирцея) и 12 (сирены, Сцилла и Харибда, быки Гелиоса). Их и стоит прочитать, вместе с Куном.

Классический перевод закончил В.А. Жуковский в 1849 году.

Обе поэмы очень долго считались непревзойдёнными литературными шедеврами. Это так, но чтобы сегодня читать целиком – для эстетического удовольствия – нужно совершенно особое настроение, особенно сильную любовь к чтению вообще, много свободного времени, более зрелый возраст. Тем не менее поэмы и сегодня способны дать удовольствие.

Одно из лучших стихотворений Мандельштама – великого русского поэта 20 века – посвящено чтению «Илиады»:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

 

Как журавлиный клин в чужие рубежи,-

На головах царей божественная пена,-

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

 

И море, и Гомер - всё движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Список кораблей – это длинное описание кораблей и мелких ахейских царей на них приплывших, обычно его все пропускают, но и в нём можно найти поэзию.

«Одиссея» - в большей степени повлияла на мировую литературу. Само слово из собственного стало нарицательным и стало означать просто дальнее путешествие. Некоторые философы видят в Одиссее, как герое, образ человека вообще, человека, путешествующего по жизни, гонимого судьбой, проходящего через испытания, открывающего нечто новое, но всегда возвращающегося к традиционным ценностям. Один из самых известных и необычных романов западного модернизма – роман Джеймса Джойса «Улисс» (1922) – Улисс – так в Древнем Риме называли Одиссея. Действие довольно солидного романа происходит в течение одного дня. Сам автор настаивал, что каждой части романа соответствует определённая песня «Одиссеи» (есть сходство темы, сюжета, некоторых образов). Сам главный герой уподоблен Одиссею.

Классический приключенческий роман о пиратах Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» и т.д. Обе поэмы замечательно на мой взгляд экранизированы американцами. Фильм «Троя» снят как боевик, но по сути «Илиада» и есть древний боевик. Фильм «Одиссей» снял в Голливуде русский кинорежиссёр Андрей Кончаловский, рекомендую.

 

1. Кто такой Полифем? 1. Циклоп, которого ослепил и обманул Одиссей. 2. Сын Одиссея.

2. Как обошёлся Одиссей с женихами, сватавшимися к его жене и разорявшими его дом? 1. Убил всех. 2. Заставил возместить материальный и моральный ущерб.

3. Калипсо – это… 1. волшебница, которая насильно удерживала Одиссея на своём острове 7 лет. 2. Жена Одиссея, хранившая ему верность 20 лет.

4. Каковы две наиболее характерные художественные особенности поэм Гомера? 1. Медлительность в развитии сюжета и двусоставные эпитеты. 2. динамичность сюжета и стремление к поучительности, дидактизму.

 

Гесиод

Первый античный поэт, о котором сохранились достоверные сведения, - Гесиод, живший в первой половине 7 в. до н.э. Его две поэмы называют дидактическим (поучительным) эпосом. Обе они проникнуты идеей неизбежного возмездия богов за безнравственную жизнь, в этом главное поучение. Первая его поэма «Теогония» - излагает мифы о происхождении мира, земли, богов, людей и т.д. Поэма хотя и перегруженная именами, но в целом небезынтересная (например, там рассказано, как именно Крон сверг своего отца Урана – весьма пикантная история). Вторая поэма Гесиода – более ценная «Труды и дни» - это достаточно подробно и просто описанная реальная жизнь обычного греческого крестьянина, поэма содержит множество конкретных практических земледельческих и житейских советов, когда что сеять и как выбрать хорошую жену. Кроме того, поэма отражает реальный эпизод из жизни самого Гесиода, она написана в поучение его старшему брату, который отобрал у него часть отцовского наследства, но боги лишили его богатства и он разорился. Гесиод проповедует честный, праведный крестьянский труд, справедливость, совесть и т.д. Однако в поэму включено знаменитое сказание о пяти поколениях, веках человечества: золотом, серебряном, медном, поколении героев (погибшем под Троей) и железном. Именно от Гесиода идёт идея о том, что самые первые люди жили в идеальной гармонии с природой, на земле царил золотой век. Эта идея стала очень популярна, вплоть до 19 века многие в неё реально верили.

Имея высокий нравственный пафос, поэмы Гесиода не отличаются художественным совершенством, в них нет яркого сюжета, приключений, ярких героев. По объёму они много меньше поэм Гомера.