Поворотные устройства.
Используют в станках для перемещения обрабатываемой детали или инструмента на позицию. Это многопозиционные столы и барабаны, блоки многошпиндельных автоматов, револьверные головки, дисковые магазины и делительные устройства (рис. 4.8.).
К поворотным устройствам предъявляются требования точности поворота на заданную угловую величину, точности и жесткости фиксации в рабочей позиций, осуществление поворота за минимальное время, при ограничениях на возникающие при этом динамические нагрузки.
Точность поворотных устройств, следует оценивать с вероятностных позиций. Под точностью здесь принять понимать точность углового позиционирования; характеризующуюся текущей погрешностью угла поворота. В лучших системах управления автоматических поворотных устройств, для минимизации погрешностей команды подают с соответствующим упреждением. Точность современных поворотных станков с ЧПУ составляет 3..6 угловых секунд.
Быстродействие характеризуется средней скоростью поворота wср – до 1,0 с-1. Универсальность определяется возможным диапазоном числа делений, который в современных автоматических поворотных столах равен 2...20000 и выше.
В качестве привода поворотных устройств используют шаговые двигатели (рис.4.8.,а), позволяющие получать широкую универсальность по диапазону делений, состыковываться с системами управления с ЧПУ или ЭВМ. Поворотные устройства с гидроприводом (рис.4.8.,б) и с мальтийским механизмом (рис.4.8.,в) широко применяются в станках и револьверных головках с постоянным фиксированным углом поворота.
Рис. 4.8. Схемы поворотных устройств.
Применяют такие схемы с периодическим включением кинематической цепи различными муфтами (рис.4.8.,в,г), и храповые механизмы (рис.4.8.,е)
. Мальтийcкие механизмы нашли весьма широкое применение в при
водах поворотных устройств вследствие своих хороших динамических качеств, простоты, надежности. Применяют плоские мальтийские механизмы с внешним и внутренним зацеплением, и многие сферические при использовании которых отпадает необходимость применять дополнительные конические передачи. Схема для кинематического расчёта плоского мальтийского механизма представлена на рис. 4.9.,а. Угловые скорости могут быть найдены из соотношения:
где: b - текущее значение угла поворота креста; r – радиус кривошипа; e – межосевое расстояние.
Рис. 4.9..Схема кинематического расчета плоского механизма.
Зная, что постоянная угловая скорость вращения кривошипа определяется как , и , обозначая отношение можно получить выражение угловой скорости поворота креста
,
и углового ускорения креста
Характер изменения скорости и ускорения во время поворота мальтийского механизма поясняют кривые (рис.4.9.,б) на котором 1 - угловая скорость креста, 2 - угловое ускорение креста, 3 - угловое ускорение креста при наличии погрешностей. Существенные изменения в характер движения вносят погрешности изготовления и оборки механизма, которые изменяют угловое ускорение (пунктирная кривая) соответственно величину суммарного момента сопротивления.
При проектировании обычно стремятся обеспечить ход кривошипа
в паз креста без ударов, что выполнимо при соблюдении условия
, где z - число пазов.
Точность конечного положения поворотного устройства зависит от ускорения креста в конце поворота, которое определяет также и динами-
ческие нагрузки на фиксирующее устройство. Увеличение числа пазов снижает угловое ускорение в начало и в конце поворота.
Силовой расчет мальтийских механизмов основан на том, что суммарный момент на кресте складывается из момента M0 на преодоление трения и момента Ми, обусловленного силами инерции:
где: Y – приведённый к кресту момент инерции вращения масс.
Для рабочего либо строится график изменения во времени суммарного момента, либо аналитически определяются его предельные значения.
Крест изготавливается цельным или с накладными закалёнными планками. Твёрдость роликов должна составлять HRC 56…62. В качестве роликов можно применять комплексные шарикоподшипники, устанавливаемые с предварительным натягом.