Вопросы и задания

 

1. Назовите психологические особенности каждого возраста (от 0 до 1года, от 1 года до 3 лет, 3-7 лет, 7-11 лет, 11-15 лет, 15-18 лет), которые необходимо учитывать при организации воспитательного процесса.

2. Какие возраста считают критическими и почему?

3. Являются ли кризисы неизбежной составляющей развития личности?

4. Какие страхи испытывают беременные женщины и какова роль психолога, оказывающего психологическую помощь женщинам, ждущим ребенка?

5. Назовите причины, лежащие в основе конфликтов подростков с родителями.

6. Дайте психологический анализ высказывания Я. Корчака: «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения... Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли о воспитании - это все равно что поручить чужой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые рождаются в муках, и они-то самые ценные».

7. Дайте психологический анализ высказывания «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства» (М. Эбнер-Эшенбах).

8. Ученые утверждают, что имя ребенка влияет на его формирование. Вспомните или обсудите с родителями, в честь кого они вас назвали. Проанализируйте, как имя оказало влияние на формирование вашей личности.

9. Наблюдая за особенностями взаимоотношений в шестом классе, школьный психолог заметил, что один из мальчиков старается как можно больше времени проводить с девочками, в поведении проявляет особенности, присущие им. Много внимания уделяет мальчик своему внешнему виду. Игры, в которые предпочитает играть, также больше предназначены для девочек. Назовите возможные причины развития мальчика по «женскому» варианту.

10. Разработайте сценарий проведения занятия, направленного на оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, используя для этого психологическое тестирование, информирование и активные методы обучения (ролевую игру, дискуссию, элементы социально-психологического тренинга).

План семинара

«Воспитание как общение-диалог»

1. Психологическая сущность субъект-субъектной модели взаимодействия взрослого и ребенка.

2. Диалогическая природа общения.

3. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми.

Основная литература

 

1. Авдеев Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. М., 1991.

2. Бертин А. Воспитание в утробе матери. М., 1992.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

4. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие). М., 1991.

5. Крайг Р. Психология развития. СПб., 2000.

6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1979.

7. Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1997.

8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

9. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.

10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург. 1998.

11. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.

12. Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1989.

13. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Дополнительная литература

 

14. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

15. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

16. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

17. Дассано-Марконе М. Девятимесячный сон: Сны в период беременности. М., 1993.

18. Дик-Puд Г. Роды без страха. СПб., 1996.

19. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.Л. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999.

20. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

21. ЛешлиД. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991.

22. Масару И-бука. После трех лет уже поздно. М., 1991.

23. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

24. Слайдер Д. И. Курс для выживания подростков. М., 1995.

25. Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982.

26. Янов А. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб., 2000.