Вопросы и задания
1. Назовите основные этапы профессионализации педагога.
2. Каковы возможности и ограничения психологического тестирования в работе с педагогами?
3. Дайте характеристику целям социально-психологического тренинга в работе с педагогами.
4. Какими знаниями, умениями и качествами должен обладать психолог, работающий с педагогами?
5. Какова роль психолога в организации кадровой работы образовательного учреждения?
6. Какие рекомендации может дать психолог администрации образовательного учреждения для создания атмосферы сотрудничества в коллективе?
Практические задания
1. Администрация обязала психолога войти в аттестационную комиссию школы. Психолог, с точки зрения руководителей школы, должен писать на каждого педагога, проходящего аттестацию, характеристику, в которую бы входили данные психологического тестирования, анализ результатов анкетирования учеников и родителей. Насколько правомерна точка зрения администрации?
2. Продумайте тематику и форму проведения психолого-педагогического семинара для учителей начальной школы, для классных руководителей.
3. Продумайте программу тренинга эффективного делового общения для руководителей школы. Сформулируйте цели, обоснуйте методическое обеспечение работы консультанта в группе.
План семинара
«Роль психолога в управлении школой»
1. Принципы работы психолога с администрацией.
2. Методы диагностики отношений педагогического коллектива и администрации.
3. Повышение психологической компетентности управленцев: цели и организационно-методическое обеспечение.
Основная литература
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
3. Васильев Н.Н., Васильева Е.Н. Технологии профессионального общения. Вологда. 1996.
4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
5. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
6. Клюева Н.В., Свистун МЛ. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.
7. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
8. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995.
Дополнительная литература
9. Братченко C.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997.
10. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2000.
11. Мелибруда Е.Я.- ты - мы: Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.
12. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. М., 1992.
13. Миккин Х.Й. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек. Общение. Жилая среда. Таллинн, 1986.
14. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
15. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000.