ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 8 страница

5. Посредством каких социальных процессов развиваются социальные
институты?

6. Каковы функции социальных институтов?

7. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных ин­
ститутов?

Литература

1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии.
Разд. VII. «Институт» и «союз» //Избранные произведения. М., 1990.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. Гл. V. М, 1994.

9 Зак.2030


3. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М, 1994.

5. Смелзер Н. Социология. Разд. III. Социальные институты. М, 1994.

6. Фролов С.С. Социология. Гл. 9. М., 1996.

7. Яковлев A.M. Социальные институты. Гл. 7 //Социология /Под ред.
Г.В.Осипова. М, 1996.

Глава 20. ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Какую бы проблему социологии мы ни рассматривали -особенности общества как целостной системы, социальную струк­туру общества или его этнонациональную структуру, социально-пространственные или социально-временные отношения, деятель­ность социальных институтов или организаций и т.д., - везде и всегда мы сталкиваемся с проблемой личности. Общество пред­ставляет собой многокомпонентную и многоуровневую социаль­ную систему, включающую в себя множество переменных, но ос­новной переменной, т.е. изменяющейся сущностью, без которой его быть не может, является личность.

Что же такое личность?

Чтобы точнее и правильнее ответить на этот вопрос, следует выяснить различия в терминах человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», обычно имеется в виду родовое понятие, охватывающие всех людей как представителей специфи­ческого вида «homo sapiens», воплощающего высшую ступень раз­вития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие указывает на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. По­нятием «индивид» обозначается отдельный представитель челове­ческого рода, обладающий своеобразными психофизиологически­ми особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти, чувств и т.п. Когда же употреб­ляется понятие «личность», то имеют в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реа­лизуются в совместной деятельности и общении с другими людьми,


во взаимодействии с социальными институтами, организациями культурой, с сообществом в целом, так же, например, как достоин ство, мужество, доброта или подозрительность, зависть и т.д.

Иногда встречаются утверждения, согласно которым лично стью является не каждый человек, а только тот, кто обладает само стоятельностью мысли, небанальностью чувств, силой воли, соб ранностыо, ответственностью. Такое ограничение, возможно, \ правильно с точки зрения психологической, воспитательной, но i точки зрения социологии, личностью становится любой человек, г не только выдающийся, чем-то выделяющийся из других, потом} что все люди включены в общественные отношения и взаимодей ствия. Понятие «личность» как раз и выражает, как и в какой сте пени в каждом человеке индивидуально окрашиваются и проявля ются его социальные качества, формируемые во взаимодействии с социальным окружением.

С учетом сказанного можно дать определение личности:

Личность — это относительно устойчивая и целостная сис­тема социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с дру гими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность предстает в общественной жизни как уникальны? носитель сознания и самосознания, субъект межличностных отно­шений и социальных взаимодействий. Она существует в опреде­ленном человеческом теле, а потому обладает определенными биологическими предпосылками, без которых она сформироваться не может (нельзя, например, представить себе личность в отсутст­вии мозга). Однако определяется она в конечном счете не физио­логией тела и не структурой мозга, а системой социальных взаи­модействий человека с другим человеком посредством создавае­мых для людей и используемых людьми предметов его деятельно­сти, будь это хлеб, одежа, книги, музыка или танцы.

В отличие от психологии, которая сосредотачивает внима­ние на внутренних субъективных переживаниях личности, моти­вах ее деятельности, особенностях ее темперамента, характера, чувств, мышления, волевых актов, способностей, социология изу­чает личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. А это означает, что со­циология выделяет в личности социально-типическое как целост­ность социальных и нравственных качеств, знаний, умений, навы­ков, ценностных ориентации, социальных установок и позиций,


особенностей социальной активности в тех или иных сферах об­щественной жизни, необходимых для выполнения определенных социальных функций и взаимодействий с другими людьми в пре­делах определенных социальных общностей - классовых, профес­сиональных, территориальных и т.п.

Поскольку личность выступает в своей жизнедеятельности как сложно организованная система, она обладает вполне опреде­ленной социалыю-психочогической структурой В широко распро­страненной и влиятельной психоаналитической концепции, беру­щей начало в трудах выдающегося психолога Зигмунда Фрейда, выделяются три структурных компонента личности

В основании всей психоэнергетики и духовной структуры личности находится Ид(Опо) - наиболее примитивная, бессозна­тельная инстанция, в которой сосредоточены все прирожденные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связан­ные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности) и стимулируемые сфемлением к удо­вольствию: «Мы приближаемся к (пониманию) Оно, - пишет 3 Фрейд, - при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений Мы представляем себе, что у сво­его предела Оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя ин­стинктивные потребности, которые находят в нем свое психиче­ское выражение Благодаря влечениям, Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении прин­ципа удовольствия Для процессов в Оно не существует логиче­ских законов мышления (11; 345).

Более высоко организованной структурой, надстраивающей­ся над бессознательным «Оно», является Эго(Я), которое пред­ставляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рационально-сти(разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. « Это «Я», -подчеркивает 3. Фрейд, - связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению... Это та душевная инстанция, ко­торая контролирует все частные процессы... Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные по­буждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий» (11; 427).


Однако высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер - Эго (Сверх - Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совес­ти, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.

Если эти три подсистемы личности функционируют согла­сованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к ок­ружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с дру­гими людьми в соответствии с нормами морали, права, социаль­ными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоре­чия, это приводит к внутриличностным конфликтам, с которыми индивид не всегда оказывается в состоянии справиться собствен­ными силами. В таком случае он способен на отклоняющееся по­ведение, проявляющееся в психических расстройствах, наркома­нии, алкоголизме, преступности и т.п.

В своей знаменитой работе «Бегство от свободы», выдержав­шей 25 изданий, выдающийся немецко-американский социолог и психоаналитик Эрих Фромм подчеркивал, что в своих взаимодейст­виях с другими людьми, чтобы сохранить свою индивидуальность и неповторимость, личность должна одновременно обладать:

1) высокой степенью связанности с другими;

2) свободой от ограничений, идущих от других людей и пре­
пятствующих процессу ее индивидуализации.

Между этими двумя полюсами и развертывается процесс формирования и реализации основных социальных качеств чело­века, составляющих главное содержание его чичности

Что же такое социальные качества личности? Это совокуп­ность социалъно-психочогических свойств и черт личности, опре-деченным образом взаимосвязанных и обусловленных типом соци­ального взаимодействия с другими людьми в конкретных социаль­но-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества об­наруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействиях с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности. Кто не знает Платона, Цезаря, Ньютона, Микеланджело, Бетховена, Чайковского, Льва Толстого или мать Терезу? Это - выдающиеся личности разных эпох и разных видов деятельности. Но стали они


выдающимися прежде всего в силу их удивительных социальных качеств, которые обнаружились именно в их титанической творче­ской деятельности, в огромном эффекте результата этой деятель­ности.

Но всемирно признанный результат деятельности этих и других выдающихся личностей несет на себе неустранимую пе­чать их индивидуальности. Разве мог кто-нибудь, кроме Микс-ланджело, создать знаменитую «Пиету» или роспись плафона Сикстинской капеллы в Соборе Св. Петра в Риме? А кто, кроме Л. Толстого, мог написать «Войну и Мир»? Кто, кроме Чайковско­го - балет «Лебединое озеро»? Только индивидуальность помогает подлинному творцу нового в искусстве, науке, политике, спорте ломать устаревшие штампы, преодолевать стереотипы мышления и действия, сковывающие инициативу и энергию людей.

Но любая личность, в том числе и самая выдающаяся, спо­собна создать нечто своеобразное, оригинальное, новое только в органической связанности с другими людьми. Разве можно пред­ставить Пушкина без его читателей, Чайковского без слушателей и зрителей его симфоний, опер и балетов, а мать Терезу без тех ты­сяч обездоленных, которым она помогала? Неповторимость, уни­кальность подлинной личности заключается именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для людей, лучше и полнее дру­гих воплощает в своих делах ожидания, надежды и стремления этих людей, открывая для них то, чего они еще не знают, что они еще не прочувствовали, к чему они еще не были готовы вчера, но станут благодаря ее действиям и их результатам готовы сегодня или завтра.

Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности?

Первым из таких качеств является самосознание. Оно пред­ставляет собой выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий. Это означает осознание самого себя как «Я», противо­стоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними. Самосознание выражается в том, что личность воспринимает и по­нимает тождественность самой себе в прошедшем, настоящем и будущем, а чем органичнее связаны между собой эти три модуса бытия личности, тем социально развитее, богаче и интереснее для других становится данная личность.


Самосознание в процессах сознания личности присутствует и реализуется в форме осознания и отнесения акта сознания к сво­ему «Я», которое известный американский социолог и психолог К. Роджерс назвал «динамической сущностью личности», имею­щей «самое значительное влияние на поведение». Самосознание выступает в единстве трех компонентов: познания самого себя, эмоционально-оценочного отношения к себе и саморегулирования К. Роджерс вместе со своими учениками установил, что степень самосознания личности является самым лучшим основанием для прогноза ее поведения в определенных ситуациях. Это обусловле­но тем, что с самосознанием теснейшим образом связано самоува­жение, степень схожести между тем «Я», какой Я есть теперь, и тем «Я», каким бы хотел быть (5; 217).

Вторым важнейшим компонентом социальных качеств лич­ности является ее самооценка. Это- оценка личностью самой се­бя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная и значимая функция самооценки -регуляция поведения личности. Весь опыт, все поступки и про­ступки, все окружавшее человека в течении его жизни суммирует­ся, когда индивид пытается ответить на собственный вопрос: ка­кой же Я? Ответить на этот вопрос не так уж и просто, да и не ка­ждый отважится откровенно признаться в том, какой же он на са­мом деле и насколько отличается от того, каким хочет казаться другим. Но только таким путем можно решить жизненно важную проблему: каким нужно быть, а не казаться. А это означает: само­оценка может и должна привести к самокоррекции своих поступ­ков. Такое действие не проходит без сомнений и конфликтов с са­мим собой. Но если эти сомнения и конфликты преодолены, чело­век может с гордостью сказать о результате своего действия: «Это сделал Я». Но он же (в том случае, если не исправился сам собой) способен произнести с укором «Неужели это сделал Я?» или, еще горше- «Что же я наделал?», или: «Ах, зачем я это сделала?» Та­ким образом, самооценка - это своего рода проекция «Я» реально­го на «Я» идеальное с помощью образца, эталона, идеала и т.п.

Важным социальным качеством личности является ее ак­тивность, т.е. способность человека самостоятельно и энергично производить социально значимые действия, проявляющиеся в об­щении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них со­вершаемых) делах, в творчестве. Самое концентрированное во­площение активность получает в так называемой сверхнорм атив-


ности, т.е. в совершении деятельности, которая не является строго обязательной по существующим в обществе или группе (общно­сти) нормам, но вытекает из понимания личностью своего долга, призвания и т.п. Выдающимся проявлением сверхнормативности является титанический четырехлетний труд выдающегося худож­ника Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи над портретом зна­менитой Джоконды.

Важной социальной характеристикой личности являются ее интересы. Они выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности личности, подталкивающего личность к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, со­бытиями, теориями в какой-либо сфере действительности, к пре­образованию последней в соответствии со своими потребностями, целями, представлениями. Человек чаще всего с охотой занимает­ся тем, что его интересует и старается уходить от того, что не вхо­дит в круг его интересов.

Одно из существенных социальных качеств личности со­ставляет направленность. Она представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, не­зависимо от социальных ситуаций, в которых она находится. По­ступки человека как субъекта социальной деятельности всегда на­правлены на достижение вполне определенной цели. Если эта цель имеет принципиально важный для личности характер, она предо­пределяет ее активность в определенном направлении даже в тех случаях, когда социальная ситуация мешает достижению данной цели, вследствие чего приходится изменять ситуацию и преодоле­вать препятствия. Именно в таких ситуациях и проявляются харак­терные особенности направленности личности. Например, дея­тельность В.И. Ленина и его ближайших сподвижников (Л.Д. Троц­кого, И.В. Сталина и др.) была направлена на свершение социали­стической революции, и эта направленность побуждала их пре­одолевать все препятствия, идти на любые жертвы во имя дос­тижения поставленной цели.

Направленность личности теснейшим образом связана с ее убеждениями и установками. Убеждения представляют собой личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, су­щественно определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением. Различаются нравствен-


ные, научные, религиозные и иные убеждения. Когда хотят оха­рактеризовать какого-либо человека, нередко говорят: «он - убеж­денный холостяк» или «Главное для него - его религиозные убеж­дения».

Установка- это такая социальная характеристика личности, которая выражает ее готовность к социальной активности и дейст­виям в определенной сфере деятельности, направленным на дос­тижение поставленной цели. Например, установка Александра Ма­кедонского и Наполеона состояла в совершении завоевательных походов, на такой ориентации деятельности были сконцентриро­ваны основные устремления и энергетический потенциал их лич­ностей.

Установка и направленность личности воплощаются в ее ценностных ориентациях. Ценностная ориентация - это совокуп­ность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жиз­ни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. В ценно­стных ориентациях находит выражение предрасположенность лич­ности к определенному восприятию условий жизни и деятельно­сти, а также к определенному поведению в долгосрочной перспек­тиве. Поэтому они выполняют роль опорных пунктов в принятии личностью важных решений. Различают целевые ценностные ори­ентации, выражающие важнейшие цели, идеалы, смысложизнен-ные ориентиры (счастье, здоровье, личная свобода, творчество и др.) и инструментальные, запечатлевающие одобряемые в обще­стве или социальной группе средства достижения целей (профес­сиональная подготовка, самообразование, удача и т.п.).

Наконец, еще одним чрезвычайно важным социальным ка­чеством личности является ее идентичность. Идентичность - это такое социальное качество, которое является результатом созна­тельного и эмоционального самоотождествления индивида с дру­гими людьми, социальной общностью или идеалом путем избира­тельного и внутренне согласованного движения потоков информа­ции о нем самом как единстве личностного и одновременно соци­ального, взаимодействующего с другими личностями и общнос­тями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации- процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, язы­ковой, религиозной и т.п. группой (Я- белорус, Я- студент, Я-минчанин, Я - православный и др.). Идентичность определяется



 


II


Помимо общесоциальных качеств, охарактеризованных вы­ше, личность в процессе своего развития и деятельности приобре­тает и реализует социальные особенности, обусловленные специ­фикой жизнедеятельности особых социальных общностей, члена­ми которых являются взаимодействующие с ней индивиды. Из­вестный американский социолог Маргарет Мид во время иссле­дований, проведенных в середине 30-х годов XX века в Новой Гвинее, установила, что среди племени арапешей идеальными чер­тами личности как для мужчин, гак и для женщин считались мяг­кость, неагрессивность, кооперативность, пассивность, что по ее утверждению, являлось результатом мягкого воспитания детей своего пола. Наоборот, для другого племени - мундугумор типич­ными чертами личности оказались агрессивность, озлобленность, подозрительность и жестокость Такие черты сформировались по-юму, что это племя состояло из каннибалов, которые могли по­едать не только людей чужого племени, но и своих соплеменни­ков. Воспитание детей в этом племени было очень суровым, их часто били и отцы и матери, превращая их тем самым в маленьких монстров, которые, по словам М. Мида, вырастали во взрослых монстров. Результаты этих исследований, хотя выводы из них и были подвергнуты серьезной критике, привели к пониманию того, что и в развитых сообществах многие социальные черты личности формируются особенностями ближайшего социального окружения.

В дальнейшем было установлено, что на формирование со­циальных качеств личности оказывают сильное детерминирующее влияние особенности профессиональной, этнической, территори­альной, религиозной общности, в которой действует данная лич­ность. Например, в среде профессиональных военных культиви­руются такие черты личности, как мужество, целеустремленность, храбрость, агрессивность, напористость, неприхотливость к внеш­ним условиям жизнедеятельности.

Все охарактеризованные и иные социальные качества лич­ности реализуются неразрозненно, а во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность есть система социально-зна­чимых качеств, характеризующих индивида как субъекта социаль­ных отношений и социальной деятельности.

Возникает вопрос: каковы основные особенности этой сис­темы?

Первой такой особенностью является ее целостность. Поня­тие «целостность личности» выражает интегрированность, сопод-



чиненность, взаимообусловленность социальных качеств, состав­ляющих в своей совокупности ее сложную внутреннюю структуру, ее отличие и противопоставление социальному окружению, обу­словленные особенностями развития и функционирования этих качеств. Мы уже отмечали, что направленность личности органи­чески взаимосвязана с ее убеждениями и установками, но она так­же постоянно взаимодействует с ее самосознанием, самооценкой, мотивами деятельности и т.п.

Вторая особенность системы личности заключается в ее от­крытости. Личность — открытая социальная система, которая находится в постоянном взаимодействии с окружающей социаль­ной средой. В ней познание окружающего природного и социаль­ного мира осуществляется и сопоставляется в единстве с пережи­ваниями и реальными действиями, направленными на адаптацию к этому миру или на изменение его. Природные свойства индивида выступают только в качестве предпосылок для формирования личности, без которых она развиваться не может, но которые ни­коим образом не выражают ее социальную сущность. Последняя формируется, развивается и реализует свои социальные качества, свою индивидуальность и неповторимость только в непрестанном взаимодействии с социальным окружением, только в общении и деятельности, осуществляемой совместно с другими людьми.

Третья особенность личности заключается в том, что это ди­намически изменяющаяся система, находящаяся в процессе изме­нений. Скажем, способности личности развиваются, интересы мо­гут изменяться, установки или убеждения способны в определен­ных социальных обстоятельствах меняться на совершенно иные, даже противоположные.

Четвертая особенность личности проявляется в том, что она действует в обществе как самопозиающая, т.е. познающая сама се­бя система. Как уже отмечалось, личность осознает сама себя, причем это осознание совершается в постоянном взаимодействии с другими. В классическом социологическом исследовании, прове­денном Ридом Баином (США), было установлено, что дети в про­цессе своего социального развития овладевают словами, обозна­чающими себя, позднее, чем словами, употребляемыми для обо­значения других людей. Из этого был сделан вывод, согласно ко­торому мы узнаем «о нас» от «них», т.е. самопознание личности развивается только в процессе взаимодействия с другими людьми, и человек в процессе развития и саморазвития своей личности,


смотрится, как в зеркало, в другого человека, чтобы скорректиро­вать свои слова, оценки, поступки.

Пятая особенность личности заключается в том, что она предстает перед другими как саморегулирующаяся система. Из­вестный американский психолог и социолог А. Маслоу установил, что существует два совершенно различных типа научения индиви­да. Один из них - «внешнее научение», т.е. приобретение знаний, навыков, умений от других людей, наподобие того, как я дейст­вую, складывая в свой карман монеты или ключи, полученные от кого-либо. Но есть другой, гораздо более трудный, но вместе с тем гораздо более важный тип научения - как «научится быть лучшим человеком, насколько это возможно», т.е. стать таким, каким чело­век способен стать. Этот тип А. Маслоу назвал «подлинным нау­чением» или самоактуалиюцией. Самоактуализация, подчеркивал он, это не только конечное состояние, но прежде всего процесс развития своих возможностей, например, развитие умственных возможностей посредством интеллектуальных занятий. Самоак­туализация дает возможность человеку раскрыться, узнать самого себя, определить свои способности и возможности, в полной мере использовать все это для самосовершенствования. Обладать само­актуализацией, развивать свои способности, знания, навыки, уме­ния, повышать уровень своего профессионализма и компетент­ность в любой сфере- в науке, искусстве, политике, спорте и т.п., а тем самым регулировать свои поступки и свои отношения с дру­гими людьми, - это и означает в совокупности то, что делает лич­ность саморегулирующейся системой.

Саморегулирование личностью своего поведения осуществ­ляется как двухуровневый процесс. Первый его уровень составляет управление поведенческими актами на всех этапах их развертыва­ния. Второй - действие самоконтроля, т.е. своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль прояв­ляется в прослеживании личностью всех звеньев своего поведен­ческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия, хода его выполнения и в случае не­обходимости изменять его, включать дополнительные усилия, ак­туализировать потенциальные резервы личности.

Саморегулирование не только отражает итоги самопознания, самоотношения и самоконтроля, но включает в себя элементы прогноза, экстраполяции личностью себя в будущее. Физиологи-


ческие механизмы этого процесса раскрыты в веденном в науку выдающимся российским физиологом П.К. Анохиным понятии «акцептора действия», в котором соотнесение действия с целью этого действия позволяет человеку корректировать свои поступки. Компонент возможного или желаемого будущего - весьма сущест­венный момент саморегулирования, включенного в процессы са­моразвития, самовоспитания личности.

Шестая особенность личности воплощается в ее способности , действовать в качестве саморазвивающейся системы. Конечно, человека формирует и развивает окружающая его социальная ере-1 да — семья, школа, сверстники, трудовой коллектив. Но личность-это не воск, из которого можно слепить любую фигуру. Она обла­дает и самосознанием, и самооценкой, и самоактуализацией, и са­морегуляцией. А это означает, что она в своих взаимодействиях с другими людьми выступает в качестве саморазвивающейся систе­мы. Человек не только приспосабливается к определенным обстоя­тельствам, но и изменяет их своей активной деятельностью. Но, преобразуя окружающий мир, он тем самым преобразует, изменя­ет одновременно и самого себя — получает новые знания, уточняет свои оценки, изменяет свои установки и т.д., вырастает и физиче­ски, и интеллектуально, и духовно над самим «собой вчерашним». Следовательно, он действует как саморазвивающаяся система.

В зависимости от своеобразия проявления социальных ка­честв индивида социологи различают два типа личности - модаль­ный и базисный.

Модальная личность трактуется как наиболее часто встре­
чающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепри­
нятые черты, свойственные определенной культуре, доминирую­
щей в данном обществе (общности). Модальную личность имеют в •.
виду тогда, когда, например, говорят о «типичном» американце
или белорусе. Типичного белоруса обычно представляют толе­
рантным (с уважением относящимся к людям других культур, ре­
лигий и т.п.), «памяркоуным», неторопливым в суждениях и выво-,
дах, обладающим упорством и т.п. *

Кроме того, выделяют базисную личность, такой тип лично- ■ сти, которая является нормативной для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о «подлинном интеллигенте», имеют в виду такие базисные черты этого типа личности, как ду­ховная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сфе­ры, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п. Ко-


гда характеризуют «нового русского» («белоруса»), упоминают чаще всего такие базисные черты личности, как предприимчи­вость, напористость, цепкость, не очень высокий интеллектуаль­ный и нравственный уровень, меркантильность и др.

В социологии принято еще выделять маргинальный тип лич­ности (от лат. marginalis- находящийся на краю). Маргиналом обычно называют человека, поставленного развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал или пыта­ется порвать, а во вторую еще полностью не включился. Марги-нальность чаще всего возникает при миграции - из одного этнона-ционального региона в другой, из села в город и т.д. В любом слу­чае маргинальность обусловлена социальными процессами, связа­на со стратификацией, а в личностном плане сопряжена с пси­хическими переживаниями и может привести к неблагоприятным условиям, к двойственности, даже разорванности самосознания личности, к ее деперсонализации.