Модель дефицита самоухода (Дороти Орем, 1971 г.)

Определение пациента: существо, обеспечивающее деятельность по самообслуживанию 14 универсальных потребностей.

Источник проблем пациента: дефицит в самообслуживании (неспособность осуществлять заботу о себе).

Приоритетная задача сестры: создание условий для осуществления пациентом самоухода для достижения и поддержания оптимального уровня здоровья.

Роль сестры: сестра выступает в роли учителя и контролера.

Фокус вмешательства: нарушение выполнения элементов самоухода.

Способы вмешательства: ассистирование.

Ожидаемый результат: достижение пациентом оптимального уровня самообслуживания.

«В сестринском деле основное внимание должно уделяться потребности пациента в уходе. Уход нужен каждому человеку – женщине, мужчине, ребенку. При отсутствии должного наступает недомогание, болезнь и смерть. Медсестра иногда обеспечивает непрерывный уход за полностью нетрудоспособными пациентами. В других случаях она лишь помогает пациентам обеспечивать необходимый самоуход путем оказания им определенных видов помощи, путем обучения и направления пациентов по мере продвижения их к самостоятельному уходу за собой. Цель деятельности медсестры является поддержка умений пациента заботиться о себе.
Адаптационная модель (Каллиста Рой, 1976 г.)

Определение пациента: человек, находящийся в постоянном взаимодействии с окружающей средой и приспосабливающегося к ней с помощью различных адаптационных способов.

Источник проблем пациента: дефицит активности (пассивность) в результате имеющегося заболевания.

Приоритетная задача сестры: обучение пациента адаптироваться к окружающей обстановке в период болезни.

Роль сестры: сестра выступает в роли педагога-новатора.

Фокус вмешательства: использование всевозможных способов стимулирования пациента обучению приспосабливанию к окружающей его обстановке.

Способы вмешательства: дозированное использование стимулов (сохранение, отмена, увеличение, уменьшение).

Ожидаемый результат: адаптация пациента в результате адекватного восприятия применяемых стимулов. Также могу предложить Вашему вниманию некоторые другие теории сестринского дела. Например:
- Теория Хильдегорд Пеплау, 1952 г. Впоследствии модель сестринской практики в психиатрии: «Сестринское дело – сложный процесс межличностного и терапевтического взаимодействия между сестрой и пациентом, где медсестра выступает в роли помощника, советчика и опекуна для пациента, а процесс их межличностного взаимодействия включает ряд последовательных этапов, ориентацию, идентификацию, объяснение и решение».

- Теория Фей Абделлах, 1960 г. «В основе ухода за пациентом лежат принципы холизма – целостного отношения к личности с учетом физических, психологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей пациента и их семей. Следовательно, медсестра должна владеть навыками межличностного общения, знаниями в области психологических, физиологических, социологических, базовых и специальных сестринских дисциплин.
Данная теория идентифицирует 21 потребность пациента, возникшую в 4-х основных областях:

¨ комфорт ¨ физиологическое равновесие ¨ психологические и социальные факторы ¨ социологические и коммуникативные факторы

Число исследователей сестринского дела и теорий возросло буквально на глазах. Например: Марта Роджерс, 1970 г. Бетти Ньюман, 1972 г. Маделин Лейнингер, 1978 г. и др. Все они по-своему определяли сестринское дело, внося что-то новое в его теорию, практику и науку.
Столь успешному развитию теорий способствовало развитие сестринских программ в университетах. Первые программы докторантур стали появляться в США к началу 1960-х гг. К концу 70-х гг. число медсестер, имеющих степень доктора наук, достигло 2000. Ни у кого не возникало сомнений, что сестринское дело трансформируется в самостоятельную научную дисциплину. В 1973 г. в США была создана Национальная Академия сестринских наук, а в 1985 – конгресс этой страны принял законодательство, в соответствии с которым в рамках Национального института здравоохранения в стране был создан Национальный центр сестринских исследований.
Неплохо, конечно, что сестринское дело не унаследовало модели из другой эпохи, другого общества. Благодаря этому, оно имеет возможность выработать свои собственные модели, которые отразят многочисленные изменения, имеющие место в нашем здравоохранении, его структуре и целях, модели, связанные с задачами здравоохранения XXI века.

Основные положения модели В. Хендерсон
В своей теории В. Хендерсон так определила суть сестринской профессии: уникальная функция медсестры в процессе ухода за больным состоит в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему осуществить те действия, которые необходимы для сохранения здоровья или жизни. Помощь, оказываемая пациенту медсестрой, должна способствовать обретению им в кратчайшие сроки независимости и самостоятельности.
Это классическое определение Хендерсон было принято Международным советом медсестер, а сама теория оказала огромное влияние на последующее развитии теорий сестринского дела.
Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении являются предпосылками для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.
Важнейшие элементы теории
Согласно утверждению Хендерсон, все люди, как здоровые, так и больные, имеют определенные жизненные потребности. К потребностям исследовательница отнесла пищу, жилище, одежду, любовь, признание окружающих, востребованность, чувство принадлежности к человеческому сообществу и одновременно чувство своей независимости от других. По мнению Хендерсон, представления о потребности и о том, как они должны удовлетворяться, у разных людей весьма различны в зависимости от культурной и социальной среды индивида, его личностных особенностей. Медсестра должна исходить из восприятия потребностей конкретным пациентом, из его представлений о том, как должны удовлетворяться эти потребности для достижения того, что он сам считает здоровьем, выздоровлением или достойной смертью.
Хендерсон перечисляет также факторы, которые влияют на основные потребности человека и его способность их удовлетворения. Среди других она выделяет социально-культурную среду, физические и психические возможности пациента, его волевые качества, мотивацию и возраст.
По мнению Хендерсон, целью сестринского дела является достижение здоровья и выздоровления пациента. Она акцентирует внимание на том, что именно пациент закладывает во все перечисленные понятия. В этом случае перед медсестрой встает задача достижения именно того состояния, которое воспринимается пациентом как здоровье, выздоровление или достойная смерть. Хендерсон вкладывает в понятие «здоровье» неизмеримо больше, нежели просто отсутствие болезни. Она отмечает, что в обязанности медсестры входят действия, направленные на создание максимально полноценной жизни для пациента со всеми присущими ей радостями, продуктивной деятельностью и полноценным отдыхом.
Хендерсон подчеркивает также, что в тех случаях, когда смерть неизбежна, задачей медсестры будет создание условий для достойного ухода пациента из жизни.
Наиболее детально исследовательница разработала положения об основных действиях медсестры по уходу за больными. Она составила классификацию из 14 пунктов, которые, по ее мнению, охватывают наиболее важные направления деятельности медсестры:

· Обеспечить пациенту нормальное дыхание.

· Обеспечить пациенту адекватное питание и питье.

· Обеспечивать пациенту удаление из организма продуктов жизнедеятельности.

· Помогать пациенту поддерживать правильное положение тела, когда он лежит, сидит, ходит, а также помогать ему менять положение.

· Обеспечить пациенту отдых и сон.

· Помогать пациенту подбирать необходимую одежду и надевать ее.

· Помогать пациенту поддерживать нормальную температуру тела.

· Помогать пациенту содержать тело в чистоте т порядке, а также обеспечивать защиту кожи.

· Помогать пациенту избежать всевозможных опасностей извне и следить за тем, чтобы он не нанес вреда другим.

· Помогать пациенту поддерживать контакт с другими, выражать свои желания и чувства.

· Содействовать тому, чтобы пациент мог отправлять свои религиозные обряды и следовать своим принципам.

· Помогать пациенту найти возможность заниматься каким-либо делом.

· Содействовать отдыху и развлечениям пациента.

· Содействовать обучению пациента.

 

Каждый из перечисленных пунктов Хендерсон иллюстрировала различными примерами. В одних случаях медсестра действует по своей инициативе, в других выполняет выполняет предписание врача. Хендерсон обращает внимание на то, что медсестра должна быть изобретательна в своей деятельности и всегда ориентироваться на мнение пациента.