СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать.
1. Познавательная - направленная на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
2. Эмоциональная - характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т.д.
Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:
• злобный - указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональней сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;
• испуганный - указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;
• апатичный - чаще по темпераменту « флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера;
• растерянный - указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т.д.);
• не может найти себе места - трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль , эмоциональный шок;
• состояние аффекта - вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени;
• уравновешенный - является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;
• признаки тревожности - потирание рук, напряженность в позе, голосе - являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т.д.
3. Психомоторная сфера - характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.