Тема лекции: «Обучение в сестринском деле»

Важные понятия:

· Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения;

· Повседневная деятельность – деятельность, выполняемая пациентом в течение обычного дня: прием пищи, одевание купание, чистка зубов, приведение себя в порядок и т.д.;

· Сферы обучения – области, в которых происходи процесс обучения: познавательная, эмоциональная и психомоторная;

· Цель обучения – заявление о том, что человек намерен сделать, чтобы достичь определенного результата. Цель должна соответствовать возможностям человека и не противоречить его внутренним ценностям.

Введение лекции:

«Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные и владеть педагогическими приемами. Так как в современном обществе существует потребность в качественной сестринской помощи, необходимо обучать медицинских сестер основам педагогики.

В настоящее время роль среднего медицинского персонала заключается в использовании современных технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения по таким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и др. Медицинские сестры должны иметь представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, школах, в семьях, и т.д.»

Обучение в сестринском деле, или сестринская педагогика, включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников, что в настоящее время реализуется через работу школ сестринского обучения. Школы обычно возглавляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования.

В качестве примера можно привести организацию так называемых «диабет-школ», целью которых является не только пополнение медицинских знаний больного сахарным диабетом, но и прогрессивное изменение представлений больного о своем заболевании и его лечении, изменение образа жизни и умение управлять течением сахарного диабета. С больными проводят занятия по обучению технике выполнения инъекции, расчета дозировки инсулина, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты.

Основными задачами школ сестринского обучения являются:

1) развитие сестринского дела в ЛПУ;

2) внедрение современных сестринских технологии в практическое здравоохранение;

3) медицинское просвещение населения;

4) представление медицинской, психологической и социальной помощи больным и их семьям;

5) изменение стиля общения медицинской сестры и пациента с авторитарного на стиль сотрудничества;

6) повышение престижа профессии медицинской сестры;

7) увеличение роли пациента в решении проблем со здоровьем;

8) повышение активности населения по формированию здорового образа жизни.

Новые технологии, современные подходы к лечению дали возможность людям, страдающим различными, иногда тяжелыми заболеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. Изменилась роль пациента в преодолении своего недуга, больной стал непосредственным участником лечебного процесса. Медицинская сестра должна обучать его новым навыкам. Особое значение приобретает терапевтическое обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медицинской сестры.

По определению ВОЗ (2001) терапевтическое обучение больных - это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить развитие возможных осложнений. Такие действия дают дополнительный терапевтический эффект наряду с фармакологическим, физиотерапевтическими и другими лечебными мероприятиями. Терапевтическое обучение приводит к улучшению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечение в лечебном учреждении. Терапевтическое обучение больных - это системный, ориентированный на пациента учебный процесс, который должен учитывать ряд факторов:

- способность пациента справляться с заболеванием, контролировать ситуацию;

- представления пациента о здоровье, его социально-культурный уровень;

- потребности пациента независимо от того, нарушены они или нет.

Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает его семью, родственников и друзей. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственников. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности.

Функции медицинской сестры как преподавателя состоят:

1) в выявлении потребности в обучении у пациента или его близких;

2) мотивации обучения;

3) передаче знаний пациенту;

4) выработке умений у пациента;

5) формировании у пациента устойчивых навыков.

Кроме того, медицинская сестра в процессе обучения должна:

- соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;

- учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;

- проявлять сочувствие к пациенту;

- осознавать потребности пациента;

- учитывать эмоциональное состояние пациента, его представления о заболевании и лечении;

- обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;

- помогать пациентам управлять своим образом жизни;

- оценивать процесс обучения и предоставлять необходимую информацию.

Медицинская сестра обучает пациентов и членов их семей конкретным навыкам само- и взаимоухода, уходу за ребенком, приему лекарств, правилам подготовки к исследованиям, рациональному питанию, умению выбирать адекватную физическую нагрузку.

Она должна стать полноправным членом команды специалистов, объединенной общей целью и ориентированной на нужды пациентов, каждый член которой в зависимости от индивидуальной компетенции вносит свой вклад в лечебный процесс. Обучение пациентов должно проводиться специально подготовленным медицинским персоналом с использованием эффективных учебных программ по долговременному ведению хронических больных.

Таким образом, обучение является важной функцией сестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни.

Медицинская сестра, занимающаяся обучением пациента и его родственников, должна соответствовать довольно высоким требованиям.

1. Ей должны быть присущи лучшие общечеловеческие качества: отзывчивость, сердечность, способность понять проблемы пациента и сопереживать ему, доброта, терпимость.

2. Она должна иметь соответствующий уровень интеллектуального и культурного развития, т.е. обладать грамотной речью, внутренней и внешней культурой, чувством юмора, профессиональными знаниями и умениями, широким кругозором.

3. От медицинской сестры требуется высокая внутренняя дисциплина, умение работать над собой, что проявляется в умении контролировать свои эмоции, настроить себя на задушевность, конфиденциальность, самостоятельностью в действиях, настойчивостью, самообладанием, активностью, трудолюбием и ответственностью

4. Медицинская сестра должна обладать педагогическими способностями: умением выбрать оптимальный метод воздействия на пациента, мотивировать обучение, используя жизненные ценности, организовать учебный процесс; иметь педагогический такт.

Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия преподавателя на обучаемого; умение устанавливать продуктивное общение (требовательность в сочетании с уважением, душевной теплотой). Он проявляется в уравновешенности поведения преподавателя (выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении).

Другими словами, медицинская сестра должна:

- иметь организаторские способности - способность организовать обучающий процесс, быть лидером;

- быть коммуникабельной - уметь налаживать взаимоотношения с пациентом и его близкими, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности;

- быть конструктивной - уметь проектировать развитие обучающего процесса (как преподнести тот или иной материал, в каком объеме и т.д.);

- обладать экспрессивностью - уметь выражать свои мысли, чувства, взгляды или скрывать их.

Таким образом, поведение и внешний вид медицинской сестры должны внушать пациенту уверенность в том, что она все знает и умеет, готова передать ему свои знания и умения.

Задачами обучения в сестринском деле являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.

Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.

Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.

Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.

Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.

 

Методами обучения являются:

1) словесный - информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;

2) наглядный (иллюстративный) - используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;

3) практический - проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.

Выделяют несколько видов учебных занятий:

- лекция - пациентам даются готовые знания, например о симптомах заболевания, способах предохранения от беременности;

- проблемная лекция - сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы;

- беседа - обучение проводится в форме «вопрос - ответ»;

- ролевые игры - пациент получает практические навыки, учится вести себя в конкретной ситуации (например, оказанию само- и взаимопомощи).

Важным компонентом обучения являются средства обучения.

Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить:

- натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);

- средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);

- изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).

Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.

Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.

Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.

Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.

Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.

Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.

Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.

Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.

Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 - 3 чел.).

Для того чтобы обучение пациента или его близких было максимально эффективным, медицинской сестре необходимо учитывать множество факторов. В первую очередь ей требуется правильно оценить потребность пациента и/или его семьи в обучении, мотивировать их, оценить исходный уровень знаний и умений пациента, учесть факторы, влияющие на способность к обучению.

Затем медицинской сестре необходимо разумно организовать обучение: продумать его содержание, выбрать место и время обучения, создать благоприятную обстановку, использовать разнообразные педагогические приемы и, наконец, оценить качество обучения.

Каждый человек испытывает потребность иметь жизненные ценности (карьера, семья, материальное благополучие). Но потребности в жизни и здоровье присущи всем людям. Сестринское обучение позволяет во многом удовлетворить их. При обследовании медицинская сестра выявляет, что именно пациент знает о своем заболевании, какие повседневные манипуляции он не умеет выполнять. Однако, чтобы простимулировать пациента или его близких к обучению, его необходимо мотивировать.

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Но в каждом случае должен присутствовать познавательный интерес, без которого эффективное обучение невозможно. Например, обучение человека, не страдающего сахарным диабетом и не имеющего больных родственников, технике введения инсулина не будет успешным, так как он не испытывает интереса к обучению, ему это просто не нужно. Мотивами к обучению могут быть сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния (своего или близких), необходимость осуществлять самоуход. Для медицинской сестры важно суметь заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений и навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к обучению зависит:

- от состояния здоровья - при тяжелом состояния пациента обучение лучше отложить;

- состояния сознания - обучение должно проводиться только при ясном сознании пациента и совершенно невозможно, если пациент находится без сознания;

- умственных способностей (интеллекта), образования обучаемого - при низких умственных способностях процесс обучения возможен, но потребует от медицинской сестры значительных физических и эмоциональных затрат;

- возраста - чем младше пациент, тем меньший объем информации он может усвоить и овладеть только самыми несложными действиями; преклонный возраст также не способствует эффективному обучению.

Особое значение имеет оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Если человек уже имеет представление о своем заболевании, режиме активности, диете, профилактике, рецидивах, то его обучение будет более успешным. Но в то же время если имеющаяся информация не будет совпадать с той, которую ему сообщает медицинская сестра, то эффективность обучения снижается. Важно учитывать мнение пациента о новой информации и его отношение к тому, что нужно изменить в своем поведении.

Например, если пациент всегда был уверен в том, что упитанное не является признаком здоровья, то ему трудно будет принять информацию о разгрузочных диетах.

На усвоение информации влияет и прошлый опыт пациента. Если у человека на фоне приема гипотензивных препаратов часто возникают гипертонические кризы, то ему трудно будет изменить свое отношение к ним, чтобы добиться успеха, и наоборот, если противорецидивное лечение ранее было успешным, то больного будет легче научить правильно питаться и выполнять адекватную физическую и эмоциональную нагрузку.

Обучение должно удовлетворять нескольким условиям: быть доступным, последовательным, интересным, научным (т.е. отражать современные официальные взгляды на изучаемый вопрос).

Необходимую информацию медицинская сестра должна давать небольшими блоками от простого к более сложному.

Желательно проводить занятия в отдельной проветренной комнате в тишине при достаточном освещении и оптимальной температуре. Задания должны быть понятными и однозначными, например наложить манжетку на плечо, набрать в шприц 12 ЕД инсулина, опереться правой рукой на плечо медицинской сестры.

Темп обучения подбирают индивидуально. Для человека с высокими способностями к обучению и знакомого с изучаемой манипуляцией он будет гораздо выше, чем для человека, совершенно несведующего в изучаемых вопросах. В любом случае переходить к следующему блоку информации медицинская сестра может только после того, как пациент полностью усвоил предыдущий.

Обучение всегда начинается с более простых повседневных навыков (перемещение в постели, по палате, прием пиши, умывание, пользование мочеприемником), затем переходят к более сложным (измерение АД, введение инсулина, пользование индивидуальной коляской). Необходимо избегать сложных медицинских терминов. Если их необходимо использовать, термины разъясняют и рекомендуют пациенту записывать в виде словарика. Объяснения желательно подкреплять большим количеством примеров.

Можно и желательно использовать в обучении специальную медицинскую литературу, инструменты. Кроме того, медицинская сестра может обучить пациентов вести дневник наблюдения, в котором они будут отражать показатели своего здоровья: пульс, АД, массу тела, количество выпитой и выделенной жидкости. Если пациенту трудно запоминать даты и сроки, его обучают отмечать их в календаре.

Чтобы пациент усвоил необходимую информацию, медицинская сестра должна правильно определить продолжительность занятия. Процесс обучения не должен наслаиваться на время обхода, выполнения процедур, приема пищи, посещения родственников. Пациент должен быть отдохнувшим, сытым, его не должны беспокоить чрезмерные неприятные ощущения (боли, рвота, лихорадка). Нецелесообразно увеличивать длительность занятий более 20 - 25 мин, так как после этого периода внимание обучаемого значительно ослабевает.

В течение всего процесса обучения медицинская сестра должна поощрять активное участие и заинтересованность пациента в обучении, что может выражаться похвалой, одобрением, перспективой (например, возможным снижением дозы лекарства при скрупулезном соблюдении диеты или питьевого режима).