Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний

 

Занятие 5. Микробиологическая диагностика раневых инфекций и гнойно-воспалительных процессов, вызванных аэробными микроорганизмами (стафилококки, стрептококки) и условно-патогенными бактериями (синегнойной палочкой и др.). Гонококковая инфекция……….

Занятие 6. Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных инфекций, вызванных спорообразующими и неспорообразующими анаэробами. Возбудитель ботулизма…………………………………………

Занятие 7. Микробиологическая диагностика воздушно-капельных бактериальных инфекций. Дифтерия, коклюш, менингококковая инфекция. Легионеллез…………………………………………………………………

Занятие 8. Возбудители туберкулеза и микобактериозов. Возбудитель лепры…………………………………………………………………………

Занятие 9. Микробиологическая диагностика особоопасных инфекций (бруцеллез, чума, туляремия, сибирская язва)…………………………….

Занятие 10. Патогенные спирохеты. Токсоплазмы.……………………...

Занятие 11. Возбудители хламидиоза, риккетсиозов, микоплазмоза…... Занятие 12. Контрольное занятие по разделу ²Возбудители гнойно-воспалительных заболеваний ²……………………………………………..

Возбудители кишечных инфекций

 

Занятие 1

 

Тема: Цели и задачи частной медицинской и клинической микробиологии. Методы клинико-диагностических микробиологических исследований. Общая характеристика бактериальных кишечных инфекций.

Цель: Усвоить методы клинико-диагностических микробиологических исследований.

Студент должен знать:

- Материал общей микробиологии и иммунологии

- Применение микроскопических, микробиологических, серологиче­ских, биологических и аллергологических методов в диагностике инфекционных заболеваний.

- Выбор, взятие и условия транспортировки исследуемого материала.

- Методику оценки результатов клинико-диагностических микробиологических исследований.

Студент должен уметь:

- Произвести забор материала на бактериологическое, бактериоскопическое, серологическое исследования.

- Выписать направление на лабораторное исследование материала от больного.

- Произвести 1-ый этап бактериологического исследования при ост­рой кишечной инфекции: произвести посев исследуемого материала на элективные и дифференциально-диагностические среды.

Демонстрационный материал:

1. Учебные таблицы по лабораторной диагностике инфекционных забо­леваний.

2. Мазки-препараты с гонококками, дифтерийной палочкой и другими возбудителями инфекции, при которых возможен бактериоскопический метод диагностики.

3. Тест-системы для постановки ИФА.

4. Демонстрация культуральных свойств микроорганизмов на примере элективных и дифференциально-диагностических сред.

5. Аллергены.

6. Образцы исследуемого материала (гной, экссудат, кровь, спинно­мозговая жидкость, моча).

Вопросы контроля выживаемости знаний студентов по общей микробиологии и иммунологии.

1. Современная классификация микроорганизмов.

2. Структурные особенности бактериальной клетки. Сложные методы ок­раски.

3. Типы питания микроорганизмов. Классификация питательных сред.

4. Этапы выделения чистых культур (аэробов и анаэробов).

5. Генетическая изменчивость бактерий.

6. Патогенность и вирулентность. Факторы патогенности.

7. Вирусы. Взаимодействие вируса с клеткой. Методы культивирова­ния.

8. Бактериофаги. Применение бактериофагов.

9. Плазмиды бактерий. Основные виды плазмид.

10. Виды серологических реакций.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Основные правила взятия и направления материала в клинико-диагностическую микробиологическую лабораторию.

2. Микроскопические методы диагностики. Применение бактериоскопии как этапа бактериологического метода диагностики.

3. Микробиологические (бактериологические, микологические, вирусо­логические) методы диагностики.

4. Серологические методы. Серологическая идентификация микроорга­низмов.

5. Аллергологические методы диагностики in vivo и in vitro.

6. Биологические методы диагностики.

7. Оценка результатов микробиологических исследований.

8. Современная классификация и идентификация энтеробактерий по Берджи.

9. Морфологические и биологические свойства семейства энтеробакте­рий.