Сооружения для преодоления препятствий(рек,балок) при транспортировке воды по трубопроводов и каналам. Расчет основных параметров сооружений (дюкер,акведук).
Для транспортирования воды на участках пересечения каналов с естественными препятствиями (балки, овраги, реки) или искусственными (каналы, дороги, насыпи) служат транспортирующие сооружения (дюкер, акведук, лотки, трубы).
Дюкер — это водонепроницаемая напорная бетонная, железобетонная, асбестоцементная или стальная труба, которую укладывают под дорогу, под канал и т. д. Входная и выходная части дюкера имеют вертикальные или наклонные бетонные или железобетонные колодцы. Входной оголовок снабжен решеткой.
Дюкер рассчитывают на пропуск нормального расхода и проверяют на пропуск максимального и минимального расходов при скоростях 1,5…4 м/с.
Чтобы не возникал гидравлический прыжок в трубе, предусматривают специальные устройства (дополнительное сопротивление на выходе или понижение дна входного оголовка).
Акведук — лоток на опорах для переброски воды канала через местные понижения рельефа (овраги, балки). Его применяют, когда естественные отметки расположены на 1…20 м ниже дна канала.
Акведук рассчитывают на пропуск максимального расхода. Возвышение нижней части пролетного строения акведука над максимальным расчетным уровнем воды пересекаемого водотока должно быть не менее 0,5 м. Опоры акведука на водотоках защищают от воздействия льда и заглубляют (с учетом категории грунта, глубины промерзания) ниже глубины возможного максимального размыва русла в створе акведука. Стенки лотка акведука делают выше максимального расчетного уровня воды на 10 см.
Ливнепропускные трубы устанавливают для пропуска поверхностных вод: под каналом, проходящим в насыпи, при пересечении им ручья или балки; под дорогой, пересекающей понижение, по ложу которого может протекать вода. Ось трубы должна совпадать с динамической осью потока. Труба не должна нарушать бытовой профиль водотока, поэтому ее укладывают с уклоном водотока без врезки в дно входного оголовка трубы.
По трубам проводят также оросительную воду через большие лощины, по крутым склонам, просадочным и оползневым грунтам.
Отдельные узкие выступы крутых гор иногда проходят туннелем. Для переезда через каналы строят мосты.
Тип сооружения (дюкер, акведук, трубы, лотки) и их конструкцию выбирают в соответствиис допустимой величиной потерь напора, местными топографическими, климатическими и гидрогеологическими условиями, видом преодолеваемого препятствия, материалом сооружения на основании технико-экономического сравнения вариантов.