Методические указания
Ниже приводятся пример расчётов параметров характеристик двигателя автомобиля ЗИЛ-431410.
Основные параметры и характерные точки скоростной характеристики определяются по справочнику /1/.
Исходные данные по двигателю автомобиля ЗИЛ-431410:
- мощность Nmax = 110,3 кВт, при nN = 3200 мин-1;
- крутящий момент Мmax= 0,4 кНм, при nM=1800-2000 мин-1.
Единицы измерения параметров принимаем в системе СИ, но в более удобном для расчетов виде: Мe - кНм; Nе - кВт; ωе - с-1.
Частота вращения коленчатого вала двигателя nе мин-1 переводится в угловую скорость ωе по формуле:
с-1.
Внешняя скоростная характеристика представляют собою график изменения эффективной мощности Nе двигателя и эффективного крутящего момента Ме от угловой скорости вращения ωe коленчатого вала.
Для построения графика внешней скоростной характеристики Nе= f(ωе) вычисляем ряд значений Nе в интервале от ωmin до ωmax с определенным шагом ωe по эмпирической формуле:
=30,5 кВт,
где - для карбюраторных двигателей аn= bn= cn = 1;
-для 4-хтактных дизельных двигателей аn= 0,53; bn= 1,56; сn= 1,09:
- для 2-хтактных an=0,87; bn=1,13; сn=1.
Соотношение основных параметров двигателя (Nе , Ме и ωе) определяется по формуле:
.
Для минимальной угловой скорости вращения коленвала Ме равен:
кНм.
Результаты расчётов Ne , Me= f (ωe) занести в таблицу 3.
Таблица 3 - Расчетные параметры внешней скоростной характеристики двигателя
Обозна- чения | Единица измерения | Параметры внешней скоростной характеристики двигателя | |||||||
nmin | nМ | nN | |||||||
ne | мин-1 | ||||||||
ωe | С-1 | 78,5 | 335,1 | ||||||
(ωe/ωN) | - | 0,234 | 1,000 | ||||||
(ωe/ωN)2 | - | 0,055 | 1,000 | ||||||
(ωe/ωN)3 | - | 0,013 | 1,000 | ||||||
Ne | кВт | 30,5 | 110,3 | ||||||
Me | кНм | 0,388 | 0,329 |
По заданию преподавателя, используя приведенные выше формулы, рассчитать и построить частичную скоростную характеристику двигателя, в зависимости от % открытия дроссельной заслонки или положения рейки топливного насоса.
При анализе графиков указать, как согласуются полученные расчетные значения параметров Ne и Me с исходными данными двигателя. Если есть отличия, то указать их причины.
В заключении отчета привести цифровые данные и показать характерные точки на кривых изменения мощности и крутящего момента.
Контрольные вопросы
1 Что такое "внешняя" скоростная характеристика двигателя?
2 Что такое "частичная" скоростная характеристика двигателя?
3 Какие скоростные характеристики двигателя Вы знаете?
4 Как выглядит внешняя скоростная характеристика двигателя по мощности?
5 Как выглядит внешняя скоростная характеристика двигателя по крутящему моменту?
6 Что такое тормозная характеристика двигателя?
7 Чем отличается внешняя скоростная характеристика от частичных?
8 Какими методами можно получить скоростные характеристики двигателя?
9 Чем отличается внешняя характеристика по изменению мощности дизельного двигателя от аналогичной характеристики карбюраторного?
10 Какая характерная точка скоростной характеристики двигателя имеет обозначение ωN ?
11 Какая характерная точка скоростной характеристики двигателя имеет обозначение ωM ?
12 Как расположены на оси ωe точки ωN и ωM ?
13 Напишите эмпирическую формулу для построения мощностной внешней скоростной характеристики.
14 Что означают термины «эффективная» мощность и «эффективный» крутящий момент?
15 Какой формулой пользуются при построении внешней характеристики по крутящему моменту?
16 Почему nN и nM, полученные при построении графиков, могут отличаться от данных справочника /1/?
2 Тяговая характеристика автомобиля
Цель занятия: получить навыки расчёта и построения тяговой характеристики автомобиля.
Содержание занятия
1 По лекциям, литературе и МУ самостоятельно проработать раздел теории автомобиля по теме занятия. При домашней подготовке из справочной литературы /1,2/ выписать исходные данные, необходимые для расчетов. По МУ ознакомиться с примерами расчётов для построения тяговой характеристики автомобиля и подготовить таблицы.
2 Во время аудиторного занятия выполнить все расчёты в соответствии с информацией МУ. Результаты расчётов записать в подготовленные таблицы.
3 Построить график тяговой характеристики для всех передач КП автомобиля.
4 Оформить отчёт с кратким изложением порядка расчётов параметров тяговой характеристики и примерами вычислений по формулам.
Методические указания
Для примера вычислений выбран автомобиль ЗИЛ-431410 (другие варианты заданий выдает преподаватель).
Исходные данные по трансмиссии автомобиля и его ведущих колес записать из справочника /2/:
-передаточное число iк коробки передач (КП) на 1-й передаче – 7,44;
на 2-й передаче – 4,1; на 3-й передаче – 2,29; на 4-й передаче – 1,47; и на 5-й
передаче – 1,0;
-раздаточной коробки (РК) iрк= 1 (в конструкции автомобиля РК не имеется);
-главной передачи (ГП) iо= 6,32;
-радиус колеса силовой (динамический) rд =0,476 м.
-радиус качения (кинематический) колеса rк, м. (При расчетах скорости V
принять rк= rд).
Рассчитать передаточное число трансмиссии iтр по формуле:
iтр= =iк iрк iо.
К ведущим колесам автомобиля мощность двигателя передается через трансмиссию. За счет сил и моментов трения часть передаваемой энергии теряется в механизмах и рассеивается в окружающую среду. Эти потери учитывается коэффициентом полезного действия (КПД) ηтр трансмиссии. Для расчетов принять ηтр = 0,85 /1/.
Исходные данные записать в таблицу 4.
Таблица 4 – Исходные данные по автомобилю ЗИЛ-434110
Обо- значения | Единица измерения | Исходные данные | |||||
№ передач КП и передаточные числа | iо - главная передача | rд –колеса, м | |||||
6,32 | 0,476 | ||||||
iк | - | 7,44 | 4,1 | 2,29 | 1,47 | 1,0 | КПД трансмиссии ηтр |
iтр | - | 47,02 | 25,91 | 14,47 | 9,29 | 6,34 | 0,85 |
Ниже приведен пример вычислений параметров тяговой характеристики автомобиля ЗИЛ-431410 на 1-й передачи КП.
Угловая скорость вращения колеса ωк равна:
ωк= c-1,
Линейная скорость центра оси колеса(скорость автомобиля) V, м/с:
м/с.
Рассчитать скорость автомобиля Vа в км/ч:
Vа = 3,6 V = 3,6 · 0,8 = 2,88 км/ч
Крутящий момент Мк на ведущих колесах с учётом потерь в трансмиссии равен:
кНм,
Рассчитать тяговую силу на ведущих колесах по формуле:
= 32,6 кН.
Для построения тяговой характеристики использовать функциональную зависимость Рк= f (V) и Рк= f (Vа).
Для удобства анализа кривых изменения параметров Рк= f (V) и Рк= f (Vа) ось абсцисс на графике выполнить в двух масштабах – V,м/с и Vа, км/ч, так как спидометры автомобилей тарируются в км/ч.
Для построения тяговой характеристики данные по Ме и ωе взять из таблицы 1, (ПЗ №1).
Все точки для построения кривых рассчитать по изложенным выше формулам.
Результаты расчёта для автомобиля ЗИЛ-434110 на всех передачах КП приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет тяговой характеристики автомобиля ЗИЛ-434110
Обо- значение | Единица измерения | Результаты расчёта тяговой характеристики Расчёт скорости V и тяговой силы Pк | |||||||||||||||
Первая передача | |||||||||||||||||
ωк | С-1 | 1,67 | 2,23 | 3,34 | 4,45 | 5,57 | 6,68 | 7,13 | |||||||||
V | м/с | 0,80 | 3,39 | ||||||||||||||
Мк | кН м | 15,516 | 13,156 | ||||||||||||||
Рк | кН | 32,60 | 27,64 | ||||||||||||||
Вторая передача | |||||||||||||||||
ωк | С-1 | 3,03 | 12,93 | ||||||||||||||
V | м/с | 1,44 | 6,16 | ||||||||||||||
Мк | Н м | 8,551 | 7,25 | ||||||||||||||
Рк | кН | 17,96 | 15,23 | ||||||||||||||
Третья передача | |||||||||||||||||
ωк | С-1 | 5,43 | 23,15 | ||||||||||||||
V | м/с | 2,58 | 11,02 | ||||||||||||||
Мк | Н м | 4,776 | 4,049 | ||||||||||||||
Рк | кН | 10,03 | 8,51 | ||||||||||||||
Четвёртая передача | |||||||||||||||||
ωк | С-1 | 8,45 | 36,07 | ||||||||||||||
V | м/с | 4,02 | 17,17 | ||||||||||||||
Мк | Н м | 3,066 | 2,599 | ||||||||||||||
Рк | кН | 6,44 | 5,46 | ||||||||||||||
Пятая передача | |||||||||||||||||
ωк | С-1 | 12,43 | 53,02 | ||||||||||||||
V | м/с | 5,92 | 25,24 | ||||||||||||||
Мк | Н м | 2,086 | 1,768 | ||||||||||||||
Рк | кН | 4,38 | 3,71 | ||||||||||||||
Контрольные вопросы
1 Как определяется тяговая сила на ведущих колёсах автомобиля?
2 Объясните различие в терминах «статический», «динамический» силовой радиусы и «радиус качения (кинематический)» колеса?
3 Дайте определение понятию КПД трансмиссии.
4 Объяснить сущность механических и гидравлических потерь крутящего момента в трансмиссии.
5 Что такое тяговая характеристика автомобиля?
6 Как строится тяговая характеристика автомобиля?
7 Как определяется шкала линейной скорости при построении тяговых характеристик для передаточного числа КП iк 1, и почему необходимо строить шкалу скорости в двух масштабах?
8 Как учитывается передаточное число iтр при расчёте тяговых сил на колесе?
9 Как связаны между собой ne, ωe и V?
10 Как определяется Vmax на каждой передаче?
3 Силовой и мощностной балансы автомобиля
Цель занятия: получить навыки расчёта и построения силового и мощностного балансов автомобиля.
Содержание занятия
1 По лекциям, литературе /1/ и МУ самостоятельно проработать раздел теории автомобиля по теме занятия. По справочной литературе выбрать и записать в отчет необходимые исходные данные.
При домашней подготовке по методической информации МУ ознакомиться с порядком расчёта тяговой силы на ведущих колесах и составляющих сил сопротивления движению с целью построения кривых на графике силового баланса. Подготовить таблицы для записи расчетных данных.
2 Во время занятия выполнить количественные расчёты показателей силового баланса, результаты расчётов записать в подготовленную таблицу. Суммарную силу сопротивления дороги Рψ рассчитать с учётом заданного угла α (или %) продольного профиля i.
Построить график силового баланса. Кривые тяговых сил Рк, кривые силы Рw и сумму сил Рi + Рf на поле графика нанести в одном масштабе.
3 По методической информации ознакомиться с порядком расчёта мощностей, потребных для преодоления различных видов сопротивлений движению и с методикой построения кривых на графике мощностного баланса.
По расчётным данным в одном масштабе построить кривые изменения мощностей
Nе , Nк , Nw и суммы мощностей Ni +Nf в зависимости от скорости движения на всех передачах в КП.
4 Определить по силовому и мощностному балансам максимально возможные скорости движения автомобиля в заданных дорожных условиях и сравнить их между собою.
5 В отчёте кратко изложить порядок расчёта с примерами вычислений параметров мощностного и силового балансов, проанализировать графики, сделать выводы.
Методические указания
Расчет провести для автомобиля ЗИЛ-431410 (другие варианты для расчетов выдает преподаватель).
Исходные данные:
Габариты автомобиля: высота Н = 2,55 м, колея В = 1,8 м;
Полная масса автомобиля mа = 10,525 т;
Коэффициент обтекаемости Кw= 0,7 H /м4;
Коэффициент сопротивления качению f0 = 0,018 для асфальтобетонной дороги в
удовлетворительном состоянии;
Уклон дороги i (или угол продольного профиля α) i = 0,87%; α = 0,5о.
Силовой баланс автомобиля:
Согласно уравнению силового баланса имеем:
Рк= Рf ± Рi + Рw + Рj ,
где Рк – тяговая сила, кН;
Рf – сила сопротивления качению колёс автомобиля, кН;
Рi _ сила сопротивления подъёму (уклону), кН;
Рw – сила сопротивления воздуха, кН;
Рj – сила инерции, кН;
В этом уравнении силу Рf и силу Рi можно объединить в одну силу – суммарную силу сопротивления дороги РΨ = Рf + Рi , отсюда:
Рк = РΨ + Рw + Рj .
Расчёт и построение кривых изменения сил Рк от скорости движения автомобиля на всех передачах КП выполняются в ПЗ №2.
Сила сопротивлению подъёму:
Рi = mа ·g·sin α .
Расчёт выполнить для полной массы автомобиля.
Пример: РΨ = (f cos α + sin α) mа ·g = (0,01 cos0,5 + sin0,5) ·10,525·9,81 = 1,97 кН,
где f – коэффициент сопротивления качению,
g = 9,81м/с2; α = arctg iy = arctg 0,0087 = 0,50.
Коэффициент сопротивления качению рассчитать по формуле, пример:
,
где f0 – коэффициент сопротивления качения при малых скоростях (за f0 принять среднее значение в интервале 0,014 – 0,018 /2/).
При скоростях движения автомобиля V 10 – 15 м/с принять f = f0.
Лобовую площадь грузового автомобиля Fв можно определить по формуле, пример:
Fw = Н·В = 2,4·1,8 = 4,68 ·м2 .
где Н – наибольшая высота грузового автомобиля, и;
В - ширина колеи грузового автомобиля, м.
Для легковых автомобилей:
Fw =0,78 Н·Ва,
где Ва- наибольшая ширина легкового автомобиля.
Сила сопротивления воздуха, пример:
Рw = (Кw · Fw · V2)10-3 = (0,7·4,68·0,82)10-3 = 0,0021 кН,
где Кw – коэффициент обтекаемости, Нс2/м4, выбирается из справочника (с. 63, /2/ или из табл.6).
Таблица 6 - Параметры обтекаемости автомобиля
Легковые | Кw = 0,25 – 0,35 | Fw = 1,6 – 2,8 |
Грузовые | Кw = 0,4 - 0,7 | Fw = 3,0 – 5,0 |
Автобусы | Кw = 0,35 – 0,5 | Fw = 4,5 – 6,5 |
Сила инерции автомобиля:
Рj = j ,
где j – ускорение автомобиля, м/ с2;
δвр – коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся масс автомобиля.
В данной работе при построении силового баланса сила инерции Рj не вычисляется, а находится графически из силового баланса.
Мощностной баланс автомобиля
Nк = NΨ + Nw + Nj
где Nк - тяговая мощность автомобиля (мощность, подводимая к ведущим колеcам):
Nк =Ne · ηтр,
ηтр – КПД трансмиссии;
NΨ – мощность, на преодоление сил сопротивления дороги, кВт:
NΨ = (f G cos α + G sin α) ·V = РΨ ·V;
Nw – мощность, на преодоление сил сопротивления воздуха, кВт;
Nw = (Кw ·Fw ·V3)10-3 = Рw ·V;
Nj– мощность, на преодоление сил инерции автомобиля, кВт,
Nj = j mа = Рj ·V
Таблица 7 – Исходные справочные данные
Обозначения | Един.измерения | Исходные справочные данные | ||
Кw | Нс2/м4 | 0,69 | Кw (НИИАТ)=0,7 Нс2/м4 | |
Fw | м2 | 4,68 | В = 2,5 м | Н = 2,4 м |
mа | т | 10,525 | mа = 10,525 | |
α | град | 0,5 | i = 0.85 % | |
f0 | - | 0,01 |
Алгоритм расчёта мощностей
(пример для одного значения скорости V = 0,8 м/с):
Nк = Ne · ηтр = кВт,
Nд = Рд V= кВт,
Nw= Рw·V= кВт,
Таблица 8 – Расчет тяговых и мощностных параметров автомобиля
Обо- значение | Единица измерения | Расчёт тяговых и мощностных параметров автомобиля | |||||||
На первой передаче | |||||||||
V | м/с | 0,80 | 3,39 | ||||||
Рк | кН | 32,60 | 27,6 | ||||||
Nе | кВт | 30,5 | 110,3 | ||||||
Nк | кН | 25,9 | 93,8 | ||||||
На второй передаче | |||||||||
V | м/с | 1,44 | 6,16 | ||||||
Рк | кН | 18,0 | 15,2 | ||||||
Nе | кВт | 30,5 | 110,3 | ||||||
Nк | кН | 25,9 | 93,8 | ||||||
На третьей передаче | |||||||||
V | м/с | 2,58 | 11,02 | ||||||
Рк | кН | 10,0 | 8,5 | ||||||
Nе | кВт | 30,5 | 110,3 | ||||||
Nк | кН | 25,9 | 93,8 | ||||||
На четвёртой передаче | |||||||||
V | м/с | 4,02 | 17,17 | ||||||
Рк | кН | 6,4 | 5,5 | ||||||
Nе | кВт | 30,5 | 110,3 | ||||||
Nк | кН | 25,9 | 93,8 | ||||||
На пятой передаче | |||||||||
V | м/с | 25,24 | |||||||
Рк | кН | 3,7 | |||||||
Nе | кВт | 110,3 | |||||||
Nк | кН | 93,8 |
Таблица 9 – Расчет сил сопротивления движению автомобиля и мощностей, потребных
для их преодоления
Обозна- чения | Един. измер. | Расчёт сил и мощностей | |||||||
V | м /с | 0,80 | 23,77 | ||||||
Рf | кН | 1,933 | 1,986 | ||||||
f | - | 0,01 | 0,01051 | ||||||
Рw | кН | 0,002 | 1,816 | ||||||
РΨ | кН | 1,94 | 3,80 | ||||||
Nf | кВт | 1,54 | 47,23 | ||||||
Nw | кВт | 0,002 | 43,174 | ||||||
Nw + Nf | кВт | 1,54 | 90,40 |
В данной работе при построении силового и мощностного балансов сила инерции Ри и мощность Nи не вычисляются, а находятся графически. Остальные данные берутся из предыдущих работ. Результаты вычислений для всех значений V представлены в таблице 5.
На графике силового и мощностного балансов в отчёте отметить величину максимальной скорости Vmax и объяснить, какими факторами она ограничивается.
Для некоторых значений скоростей автомобиля V<Vmax определить величину запаса тяговой силы (а также и тяговой мощности).
Объяснить, на какие эксплуатационные цели запас силы тяги (или мощности) может использоваться.