Методические указания

Ниже приводятся пример расчётов параметров характеристик двигателя автомобиля ЗИЛ-431410.

Основные параметры и характерные точки скоростной характеристики определяются по справочнику /1/.

Исходные данные по двигателю автомобиля ЗИЛ-431410:

- мощность Nmax = 110,3 кВт, при nN = 3200 мин-1;

- крутящий момент Мmax= 0,4 кНм, при nM=1800-2000 мин-1.

Единицы измерения параметров принимаем в системе СИ, но в более удобном для расчетов виде: Мe - кНм; Nе - кВт; ωе - с-1.

Частота вращения коленчатого вала двигателя nе мин-1 переводится в угловую скорость ωе по формуле:

с-1.

Внешняя скоростная характеристика представляют собою график изменения эффективной мощности Nе двигателя и эффективного крутящего момента Ме от угловой скорости вращения ωe коленчатого вала.

Для построения графика внешней скоростной характеристики Nе= f(ωе) вычисляем ряд значений Nе в интервале от ωmin до ωmax с определенным шагом ωe по эмпирической формуле:

=30,5 кВт,

где - для карбюраторных двигателей аn= bn= cn = 1;

-для 4-хтактных дизельных двигателей аn= 0,53; bn= 1,56; сn= 1,09:

- для 2-хтактных an=0,87; bn=1,13; сn=1.

Соотношение основных параметров двигателя (Nе , Ме и ωе) определяется по формуле:

.

Для минимальной угловой скорости вращения коленвала Ме равен:

кНм.

Результаты расчётов Ne , Me= f (ωe) занести в таблицу 3.

 

Таблица 3 - Расчетные параметры внешней скоростной характеристики двигателя

 

Обозна- чения Единица измерения Параметры внешней скоростной характеристики двигателя
    nmin   nМ   nN  
ne мин-1  
ωe С-1 78,5           335,1  
eN) - 0,234           1,000  
eN)2 - 0,055           1,000  
eN)3 - 0,013           1,000  
Ne кВт 30,5           110,3  
Me кНм 0,388           0,329  

 

По заданию преподавателя, используя приведенные выше формулы, рассчитать и построить частичную скоростную характеристику двигателя, в зависимости от % открытия дроссельной заслонки или положения рейки топливного насоса.

При анализе графиков указать, как согласуются полученные расчетные значения параметров Ne и Me с исходными данными двигателя. Если есть отличия, то указать их причины.

В заключении отчета привести цифровые данные и показать характерные точки на кривых изменения мощности и крутящего момента.

 

Контрольные вопросы

1 Что такое "внешняя" скоростная характеристика двигателя?

2 Что такое "частичная" скоростная характеристика двигателя?

3 Какие скоростные характеристики двигателя Вы знаете?

4 Как выглядит внешняя скоростная характеристика двигателя по мощности?

5 Как выглядит внешняя скоростная характеристика двигателя по крутящему моменту?

6 Что такое тормозная характеристика двигателя?

7 Чем отличается внешняя скоростная характеристика от частичных?

8 Какими методами можно получить скоростные характеристики двигателя?

9 Чем отличается внешняя характеристика по изменению мощности дизельного двигателя от аналогичной характеристики карбюраторного?

10 Какая характерная точка скоростной характеристики двигателя имеет обозначение ωN ?

11 Какая характерная точка скоростной характеристики двигателя имеет обозначение ωM ?

12 Как расположены на оси ωe точки ωN и ωM ?

13 Напишите эмпирическую формулу для построения мощностной внешней скоростной характеристики.

14 Что означают термины «эффективная» мощность и «эффективный» крутящий момент?

15 Какой формулой пользуются при построении внешней характеристики по крутящему моменту?

16 Почему nN и nM, полученные при построении графиков, могут отличаться от данных справочника /1/?

2 Тяговая характеристика автомобиля

Цель занятия: получить навыки расчёта и построения тяговой характеристики автомобиля.

 

Содержание занятия

1 По лекциям, литературе и МУ самостоятельно проработать раздел теории автомобиля по теме занятия. При домашней подготовке из справочной литературы /1,2/ выписать исходные данные, необходимые для расчетов. По МУ ознакомиться с примерами расчётов для построения тяговой характеристики автомобиля и подготовить таблицы.

2 Во время аудиторного занятия выполнить все расчёты в соответствии с информацией МУ. Результаты расчётов записать в подготовленные таблицы.

3 Построить график тяговой характеристики для всех передач КП автомобиля.

4 Оформить отчёт с кратким изложением порядка расчётов параметров тяговой характеристики и примерами вычислений по формулам.

 

 

Методические указания

Для примера вычислений выбран автомобиль ЗИЛ-431410 (другие варианты заданий выдает преподаватель).

Исходные данные по трансмиссии автомобиля и его ведущих колес записать из справочника /2/:

-передаточное число iк коробки передач (КП) на 1-й передаче – 7,44;

на 2-й передаче – 4,1; на 3-й передаче – 2,29; на 4-й передаче – 1,47; и на 5-й

передаче – 1,0;

-раздаточной коробки (РК) iрк= 1 (в конструкции автомобиля РК не имеется);

-главной передачи (ГП) iо= 6,32;

-радиус колеса силовой (динамический) rд =0,476 м.

-радиус качения (кинематический) колеса rк, м. (При расчетах скорости V

принять rк= rд).

Рассчитать передаточное число трансмиссии iтр по формуле:

iтр= =iк iрк iо.

К ведущим колесам автомобиля мощность двигателя передается через трансмиссию. За счет сил и моментов трения часть передаваемой энергии теряется в механизмах и рассеивается в окружающую среду. Эти потери учитывается коэффициентом полезного действия (КПД) ηтр трансмиссии. Для расчетов принять ηтр = 0,85 /1/.

Исходные данные записать в таблицу 4.

 

Таблица 4 – Исходные данные по автомобилю ЗИЛ-434110

 

Обо- значения Единица измерения Исходные данные
№ передач КП и передаточные числа iо - главная передача rд –колеса, м
6,32 0,476
iк - 7,44 4,1 2,29 1,47 1,0 КПД трансмиссии ηтр
iтр - 47,02 25,91 14,47 9,29 6,34 0,85

 

Ниже приведен пример вычислений параметров тяговой характеристики автомобиля ЗИЛ-431410 на 1-й передачи КП.

Угловая скорость вращения колеса ωк равна:

ωк= c-1,

Линейная скорость центра оси колеса(скорость автомобиля) V, м/с:

м/с.

Рассчитать скорость автомобиля Vа в км/ч:

Vа = 3,6 V = 3,6 · 0,8 = 2,88 км/ч

Крутящий момент Мк на ведущих колесах с учётом потерь в трансмиссии равен:

кНм,

Рассчитать тяговую силу на ведущих колесах по формуле:

= 32,6 кН.

Для построения тяговой характеристики использовать функциональную зависимость Рк= f (V) и Рк= f (Vа).

Для удобства анализа кривых изменения параметров Рк= f (V) и Рк= f (Vа) ось абсцисс на графике выполнить в двух масштабах – V,м/с и Vа, км/ч, так как спидометры автомобилей тарируются в км/ч.

Для построения тяговой характеристики данные по Ме и ωе взять из таблицы 1, (ПЗ №1).

Все точки для построения кривых рассчитать по изложенным выше формулам.

Результаты расчёта для автомобиля ЗИЛ-434110 на всех передачах КП приведены в таблице 5.

Таблица 5 – Расчет тяговой характеристики автомобиля ЗИЛ-434110

 

Обо- значение Единица измерения Результаты расчёта тяговой характеристики Расчёт скорости V и тяговой силы Pк
               
                 
Первая передача
ωк С-1 1,67 2,23 3,34 4,45 5,57 6,68 7,13  
V м/с 0,80           3,39  
Мк кН м 15,516           13,156  
Рк кН 32,60           27,64  
Вторая передача
ωк С-1 3,03           12,93  
V м/с 1,44           6,16  
Мк Н м 8,551           7,25  
Рк кН 17,96           15,23  
Третья передача
ωк С-1 5,43           23,15  
V м/с 2,58           11,02  
Мк Н м 4,776           4,049  
Рк кН 10,03           8,51  
Четвёртая передача
ωк С-1 8,45           36,07  
V м/с 4,02           17,17  
Мк Н м 3,066           2,599  
Рк кН 6,44           5,46  
Пятая передача
ωк С-1 12,43           53,02  
V м/с 5,92           25,24  
Мк Н м 2,086           1,768  
Рк кН 4,38           3,71  
                                   

 

Контрольные вопросы

1 Как определяется тяговая сила на ведущих колёсах автомобиля?

2 Объясните различие в терминах «статический», «динамический» силовой радиусы и «радиус качения (кинематический)» колеса?

3 Дайте определение понятию КПД трансмиссии.

4 Объяснить сущность механических и гидравлических потерь крутящего момента в трансмиссии.

5 Что такое тяговая характеристика автомобиля?

6 Как строится тяговая характеристика автомобиля?

7 Как определяется шкала линейной скорости при построении тяговых характеристик для передаточного числа КП iк 1, и почему необходимо строить шкалу скорости в двух масштабах?

8 Как учитывается передаточное число iтр при расчёте тяговых сил на колесе?

9 Как связаны между собой ne, ωe и V?

10 Как определяется Vmax на каждой передаче?

3 Силовой и мощностной балансы автомобиля

Цель занятия: получить навыки расчёта и построения силового и мощностного балансов автомобиля.

Содержание занятия

1 По лекциям, литературе /1/ и МУ самостоятельно проработать раздел теории автомобиля по теме занятия. По справочной литературе выбрать и записать в отчет необходимые исходные данные.

При домашней подготовке по методической информации МУ ознакомиться с порядком расчёта тяговой силы на ведущих колесах и составляющих сил сопротивления движению с целью построения кривых на графике силового баланса. Подготовить таблицы для записи расчетных данных.

2 Во время занятия выполнить количественные расчёты показателей силового баланса, результаты расчётов записать в подготовленную таблицу. Суммарную силу сопротивления дороги Рψ рассчитать с учётом заданного угла α (или %) продольного профиля i.

Построить график силового баланса. Кривые тяговых сил Рк, кривые силы Рw и сумму сил Рi + Рf на поле графика нанести в одном масштабе.

3 По методической информации ознакомиться с порядком расчёта мощностей, потребных для преодоления различных видов сопротивлений движению и с методикой построения кривых на графике мощностного баланса.

По расчётным данным в одном масштабе построить кривые изменения мощностей

Nе , Nк , Nw и суммы мощностей Ni +Nf в зависимости от скорости движения на всех передачах в КП.

4 Определить по силовому и мощностному балансам максимально возможные скорости движения автомобиля в заданных дорожных условиях и сравнить их между собою.

5 В отчёте кратко изложить порядок расчёта с примерами вычислений параметров мощностного и силового балансов, проанализировать графики, сделать выводы.

 

Методические указания

 

Расчет провести для автомобиля ЗИЛ-431410 (другие варианты для расчетов выдает преподаватель).

Исходные данные:

Габариты автомобиля: высота Н = 2,55 м, колея В = 1,8 м;

Полная масса автомобиля mа = 10,525 т;

Коэффициент обтекаемости Кw= 0,7 H 4;

Коэффициент сопротивления качению f0 = 0,018 для асфальтобетонной дороги в

удовлетворительном состоянии;

Уклон дороги i (или угол продольного профиля α) i = 0,87%; α = 0,5о.

 

Силовой баланс автомобиля:

Согласно уравнению силового баланса имеем:

Рк= Рf ± Рi + Рw + Рj ,

где Рк – тяговая сила, кН;

Рf – сила сопротивления качению колёс автомобиля, кН;

Рi _ сила сопротивления подъёму (уклону), кН;

Рw – сила сопротивления воздуха, кН;

Рj – сила инерции, кН;

В этом уравнении силу Рf и силу Рi можно объединить в одну силу – суммарную силу сопротивления дороги РΨ = Рf + Рi , отсюда:

Рк = РΨ + Рw + Рj .

Расчёт и построение кривых изменения сил Рк от скорости движения автомобиля на всех передачах КП выполняются в ПЗ №2.

Сила сопротивлению подъёму:

Рi = mа ·g·sin α .

Расчёт выполнить для полной массы автомобиля.

Пример: РΨ = (f cos α + sin α) mа ·g = (0,01 cos0,5 + sin0,5) ·10,525·9,81 = 1,97 кН,

где f – коэффициент сопротивления качению,

g = 9,81м/с2; α = arctg iy = arctg 0,0087 = 0,50.

Коэффициент сопротивления качению рассчитать по формуле, пример:

,

где f0 – коэффициент сопротивления качения при малых скоростях (за f0 принять среднее значение в интервале 0,014 – 0,018 /2/).

При скоростях движения автомобиля V 10 – 15 м/с принять f = f0.

Лобовую площадь грузового автомобиля Fв можно определить по формуле, пример:

Fw = Н·В = 2,4·1,8 = 4,68 ·м2 .

где Н – наибольшая высота грузового автомобиля, и;

В - ширина колеи грузового автомобиля, м.

Для легковых автомобилей:

Fw =0,78 Н·Ва,

где Ва- наибольшая ширина легкового автомобиля.

Сила сопротивления воздуха, пример:

Рw = (Кw · Fw · V2)10-3 = (0,7·4,68·0,82)10-3 = 0,0021 кН,

где Кw – коэффициент обтекаемости, Нс24, выбирается из справочника (с. 63, /2/ или из табл.6).

Таблица 6 - Параметры обтекаемости автомобиля

 

Легковые Кw = 0,25 – 0,35 Fw = 1,6 – 2,8
Грузовые Кw = 0,4 - 0,7 Fw = 3,0 – 5,0
Автобусы Кw = 0,35 – 0,5 Fw = 4,5 – 6,5

 

Сила инерции автомобиля:

Рj = j ,

где j – ускорение автомобиля, м/ с2;

δвр – коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся масс автомобиля.

В данной работе при построении силового баланса сила инерции Рj не вычисляется, а находится графически из силового баланса.

 

Мощностной баланс автомобиля

 

Nк = NΨ + Nw + Nj

где Nк - тяговая мощность автомобиля (мощность, подводимая к ведущим колеcам):

Nк =Ne · ηтр,

ηтр – КПД трансмиссии;

NΨ – мощность, на преодоление сил сопротивления дороги, кВт:

NΨ = (f G cos α + G sin α) ·V = РΨ ·V;

Nw – мощность, на преодоление сил сопротивления воздуха, кВт;

Nw = (Кw ·Fw ·V3)10-3 = Рw ·V;

Nj– мощность, на преодоление сил инерции автомобиля, кВт,

Nj = j mа = Рj ·V

 

Таблица 7 – Исходные справочные данные

 

Обозначения Един.измерения Исходные справочные данные
Кw Нс24 0,69 Кw (НИИАТ)=0,7 Нс24
Fw м2 4,68 В = 2,5 м Н = 2,4 м
mа т 10,525 mа = 10,525
α град 0,5 i = 0.85 %
f0 - 0,01  

Алгоритм расчёта мощностей

(пример для одного значения скорости V = 0,8 м/с):

Nк = Ne · ηтр = кВт,

Nд = Рд V= кВт,

Nw= Рw·V= кВт,

 

Таблица 8 – Расчет тяговых и мощностных параметров автомобиля

 

Обо- значение Единица измерения Расчёт тяговых и мощностных параметров автомобиля
На первой передаче
V м/с 0,80           3,39  
Рк кН 32,60           27,6  
Nе кВт 30,5           110,3  
Nк кН 25,9           93,8  
На второй передаче
V м/с 1,44           6,16  
Рк кН 18,0           15,2  
Nе кВт 30,5           110,3  
Nк кН 25,9           93,8  
На третьей передаче
V м/с 2,58           11,02  
Рк кН 10,0           8,5  
Nе кВт 30,5           110,3  
Nк кН 25,9           93,8  
На четвёртой передаче
V м/с 4,02           17,17  
Рк кН 6,4           5,5  
Nе кВт 30,5           110,3  
Nк кН 25,9           93,8  
На пятой передаче
V м/с             25,24  
Рк кН             3,7  
Nе кВт             110,3  
Nк кН             93,8  

 

Таблица 9 – Расчет сил сопротивления движению автомобиля и мощностей, потребных

для их преодоления

 

Обозна- чения Един. измер.   Расчёт сил и мощностей
V м /с 0,80           23,77  
Рf кН 1,933           1,986  
f - 0,01           0,01051  
Рw кН 0,002           1,816  
РΨ кН 1,94           3,80  
Nf кВт 1,54           47,23  
Nw кВт 0,002           43,174  
Nw + Nf кВт 1,54           90,40  

В данной работе при построении силового и мощностного балансов сила инерции Ри и мощность Nи не вычисляются, а находятся графически. Остальные данные берутся из предыдущих работ. Результаты вычислений для всех значений V представлены в таблице 5.

На графике силового и мощностного балансов в отчёте отметить величину максимальной скорости Vmax и объяснить, какими факторами она ограничивается.

Для некоторых значений скоростей автомобиля V<Vmax определить величину запаса тяговой силы (а также и тяговой мощности).

Объяснить, на какие эксплуатационные цели запас силы тяги (или мощности) может использоваться.