Общая характеристика цивилизаций Античного мира.
Еще один культурный центр, возникший в Средиземноморье, получил название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами. Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути. Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э. Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу. В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.).История Древнего Рима делится всего на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.). Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов. В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациумсельский искусства внесла». У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития. Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота. Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым. Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.античные страны были более развиты в отличие от стран Древнего Востока.
5. Восточные славяне в VI – IX вв.: расселение, хозяйство, социальная организация, верования.
Племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим образом:
· поляне - по среднему течению Днепра;
· древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;
· славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;
· дреговичи— между реками Припять и Березина;
· вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;
· кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;
· полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;
· северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;
· радимичи — на Соже и Десне;
· волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;
· уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;
· белые хорваты — в предгорьях Карпат.
Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом.
Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения социальной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным божеством военно-служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались языческие святилища. Разложение родовых отношений сопровождалось усложнением культовых обрядов. Так, похороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.