Тема 2.4. Исследования товарных рынков

 

Под товарным рынкомпонимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.

Одним из важных признаков товарных рынков является территориальный охват.

Товарные рынки могут различаться по характеру конечного использования товара:

a) рынки товаров потребительского назначения (ТНП);

b) рынки товаров производственного назначения.

Классификация рынка может проводиться и по способности товаров удовлетворять потребности определенных групп потребителей.

Различные типы товарных рынков могут быть выделены по срокам использования това­ров:

a) товары длительного пользования;

b) товары среднего срока пользования;

c) товары краткосрочного пользования.

По общественному отношению потребителей к товарам выделяют:

а) рынок предметов роскоши;

b) рынок предметов первой необходимости.

В зависимости от поведения покупателей выделяют:

a) удобный(активный) рынок;

b) специальный (с особенностями) рынок;

c) рынок с низкой степенью затруднительного положения;

d) рынокс высокой степенью затруднительного положения.
По демографическому признаку выделяют рынки:

a) по возрасту (полу);

b) по размерам семьи (семейному циклу);

c) по образованию (профессии);

d) по социальным классам;

e) по религиозному признаку; по признаку национальности.

Рынок сбыта продукции - это часть рынка (совокупного, регионального), в пределах ко­торого осуществляется сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых данным предприятием, отраслью.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, - это конкретная экономическая си­туация, сложившаяся на рынке на данный момент или какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммер­ческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.

Понятие рыночной ситуации включает в себя:

· степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

· сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;

· уровень устойчивости или колебания его основных параметров;

· масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

· уровень коммерческого (рыночного) риска;

· силу и размах конкурентной борьбы;

· состояние и положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

В практике маркетинга выделяют общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру от­дельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков.

Сбор информации - важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Исполь­зуются различные виды информации.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом. Источники ее получения: данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация - данные, получаемые из деловой документации предприятия о сбыте продукции, и получаемая от партнеров в порядке информационного обмена: заявки и заказы торговых организаций; материалы о движении товаров в оптовых и розничных органи­зациях; конъюнктурные обзоры и т.д.

Специальная информация - данные, полученные в ходе специальных мероприятий по изучению рынка (опрос, выставки-продажи, совещания), а также материалы НИИ. Специальная информация имеет особую ценность, т.к. содержит сведения, которые нельзя получить иным путем.

Система показателей для анализа конъюнктуры подразделяется на три группы: показатели спроса, показатели предложения, показатели цен. Данные показатели используются во взаимосвязи с конъюнктурообразующими факторами. К таким факторам принято относить: экономические, социально-демографические, культурные, научно-технические, природные, политиче­ские.

Целью проведения конъюнктурного анализа является выявление закономерностей разви­тия рыночной ситуации и составление прогноза развития этой ситуации на перспективу (долго­срочную, среднесрочную, краткосрочную).

Важной задачей рыночного исследования является определение ёмкости рынка. Под ём­костью рынкапонимается возможный объем реализации товара при данном уровне и соотно­шении различных цен. Ёмкость рынка характеризуется размерами спроса потребителей и вели­чиной товарного предложения. В каждый данный момент времени рынок имеет количествен­ную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимости и натуральных по­казателях продаваемых, а, следовательно, и покупаемых товарах.

Насыщенность рынка - это степень обеспеченности потребителей товарами, определяе­мая или экспертным путем, или на основе выборочного обследования домашних хозяйств.

Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действитель­ной емкостью рынка является потенциальный. Он определяется личными и общественными по­требностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. В маркетинге используется термин «потенциал рынка». Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответство­вать его потенциальной емкости.

Методы прогноза спроса подразделяются на две большие группы: формализованные ме­тоды и интуитивные методы. Указанные методы можно объединить в систему, состоящую из трех уровней: 1) методы, оп­ределяющие макропропорцию спроса; 2) методы, определяющие структуру спроса в разрезе агре­гированных товарных групп; 3) методы, определяющие внутригрупповую структуру спроса.