Работа по дипломированию в период преддипломной практики

 

Преддипломная практика – завершающий этап подготовки менеджера по специальности 080507 «Менеджмент организации» и важнейший этап выполнения дипломного проекта.

Целью преддипломной практики, является подготовка студентов к выполнению ВКР.

Задачи преддипломной практики:

1. Комплексное изучение техники, технологии, организации, управления, планирования экономики конкретного предприятия (организации, банка и т.п.) в тесной связи с тематикой дипломного проекта.

2. Изучение технико-экономических, финансово-экономических и социальных характеристик объекта дипломирования и технико-экономический, или финансово-хозяйственный анализ его работы за последние 3-5 лет (вновь созданного предприятия не менее 2-х лет).

3. Сбор, обобщение и систематизация материалов для выполнения дипломного проекта.

Базами преддипломной практики могут быть предприятия, организации, учреждения городского хозяйства любой организационно-правовой формы, а также органы управления областей, городов, районов (правительства, администрации, управления и др.), которые самостоятельно выбираются студентами или рекомендуются выпускающей кафедрой.

Целесообразно проходить преддипломную практику по месту предстоящей работы. Студенты-заочники проходят преддипломную практику обычно по месту работы.

Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляется кафедрой менеджмента.

Содержание преддипломной практики определяется темой дипломного проекта.Руководитель дипломного проектаперед началом практики выдает индивидуальное задание, где уточняет содержание и объем основных глав проекта. Не позднее, чем через две недели после начала практики, руководитель выдает студенту оформленное задание на дипломное проектирование.

Оно разрабатывается совместно со студентом, утверждается заведующим кафедрой. Задание составляется в двух экземплярах, один из которых сдается на кафедру, а второй остается у студента и подшивается к дипломному проекту. Задание на дипломный проект заполняется на бланке, выдаваемом кафедрой (вручную, черной пастой, без помарок).

В ходе практики студент периодически информирует руководителя, получает необходимые консультации, ведет дневник практики. По окончании практики студент в недельный срок представляет на кафедру:

· заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;

· характеристика руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;

· отчет по практике (приложение 1).

Объем отчета 8-10 страниц. К отчету прилагаются собранные в ходе практики материалы, необходимые для дипломного проектирования, с первичной их систематизацией и анализом. В собранном материале, наряду с экономическими данными, должна быть также информация, позволяющая выполнить необходимые расчеты.

Структурно отчет включает:

- тему дипломного проекта;

- характеристику объекта дипломирования, проблемы развития;

- технико-экономический или финансово-хозяйственный анализ функционирования объекта дипломирования за последние 3-5 лет;

- выводы о выявленных недостатках в существующей системе организации, планирования и управления на объекте дипломирования или в его структурных подразделениях;

- предложения по основным мероприятиям, направленным на выполнение эффективности работы объекта дипломирования или его подразделений;

- исследования, проводимые на объекте дипломирования, по теме дипломного проекта.

Отчет защищается у руководителя проекта или в комиссии, назначаемой распоряжением заведующего кафедрой, в течение недели после окончания практики, по результату которой студенту ставится оценка по преддипломной практике. Отчет сдается на кафедру.

Через неделю после окончания преддипломной практики распоряжением ректора института утверждаются окончательные темы дипломных проектов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, к дипломному проектированию не допускается и может быть отчислении из АГИМС, как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом АГИМС.

 

 

3. Требования к составу, структуре и содержанию дипломного проекта и к содержанию его структурных элементов

 

Выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект - должен показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.

Структура дипломного проекта. Структура дипломного проекта должна соответствовать утвержденному научным руководителем плану и, как правило, состоять из следующих частей:

1. Титульный лист.

2. Задание по дипломному проекту.

3. Аннотация.

4. Содержание.

5. Введение.

6. Основная часть (главы и параграфы).

7. Заключение.

8. Список использованных источников и литературы.

9. Приложение.

Объем дипломного проекта должен составлять приблизительно 80-120 страниц машинописного текста. Список литературы и приложения в объем дипломного проекта не засчитываются.

Иллюстративный материал, прилагаемый к дипломному проекту, включает иллюстрационный альбом, содержащий 5-10 листов формата А4 иллюстраций.

Оформление дипломного проекта студента-выпускника начинается с титульного листа.

Задание на ВКР. Задание на ВКР составляется по установленной форме руководителем, утверждается заведующим кафедрой и выдается студенту. В нем должны быть указаны: тема ВКР, перечень исходных данных к ВКР, содержание ВКР, перечень приложений, дата утверждения задания и т.д.

В разделе «Тема выпускной квалификационной работы» указывается полное название темы в соответствии с приказом по институту, дата и номер приказа. Срок сдачи студентом законченной работы определяется числом, месяцем и годом завершения работы и представлением ее на кафедру для подписи. В разделе «Исходные данные к проекту» на основании собранных на преддипломной практике материалов указываются основные данные для выполнения ВКР. В разделе «Содержание ВКР» необходимо привести практический перечень вопросов по каждому из разделов ВКР. Раздел «Приложение» должен содержать наименование расчетных, графических и других материалов по всем разделам работы.

Дата выдачи задания – это число, месяц и год получения студентом данного задания. В разделе «Календарный план-график» определяются сроки завершения каждого этапа работы.

Аннотация. После чего может быть приведена аннотация (приложение 6). Она включает наименование и объем проекта, перечень ключевых слов, объем исследования, цель разработки, методы исследования, краткое содержание и оценку полученных результатов. Объем аннотации составляет от половины до страницы.

Содержание. В содержании приводятся заголовки дипломного проекта и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации (деления) необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют с соответствующим номером страницы в правом столбце содержания (пример приведен в приложении 7).

Введение. Во введение обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируются проблемы и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указываются объект и предмет исследования, используемые методы анализа и литературные источники.

При выполнении научно-исследовательского дипломного проекта во введении указываются актуальность, цель и задачи исследования, научная новизна, практическая ценность, апробация работы и публикации по работе.

Актуальность. Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к дипломному проекту студента-выпускника (актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность).

Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, которые актуализируют выбор темы; также обосновать недостаточность ее разработки в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, законодательных и иных условиях и т.д.

Необходимо также выявить сущность проблемы функционирования объекта исследования, обосновать необходимость и возможность ее решения.

Выбор темы ВКР и обоснование ее актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач дипломного проекта. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите квалификационной работы.

Объект и предмет исследования. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, связей в различных видах деятельности.

Но! Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

1. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях.

2. Это определенная область реальной деятельности, либо сфера общественной жизни.

Предмет исследования – это определенный элемент реальности, который обладает очевидными границами, либо автономностью существования.

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Например:

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Империя НК».

Предмет исследования – выручка от реализации продукции и ее планирование.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему дипломного проекта. Для его исследования (предмета) формируются цель и задачи.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки дипломного проекта студентом-выпускником.

Задачи исследования дипломного проекта определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Методы исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода.

Например, при исследовании, возможно, использовать следующие методы:

· изучение и анализ научной литературы;

· изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

· моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.

Научная новизна. Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом.

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке дипломного проекта имеет также прогнозирование результата (цели исследования).

Так, например, в дипломном проекте на тему «Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг на сегменте Альметьевского Государственного института Муниципальной службы»

Объектом исследования является деятельность ВУЗов на рынке образовательных услуг.

Предмет исследования – деятельность АГИМС на рынке образовательных услуг Юга-Востока Республики Татарстан.

Целью исследования является изучение теории маркетинговых исследований формирующегося рынка образовательных услуг и разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности АГИМС.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать факторы рынка образовательных услуг.

2. Изучить анализ емкости рынка, оценить научно-образовательный потенциал Альметьевского Государственного института муниципальной службы, его конкурентные преимущества.

3. Сделать оценку методики ценообразования АГИМС.

4. Оценить эффективность методов продвижения образовательных услуг АГИМС на рынок образовательных услуг.

5. На основе анализа сделать выводы и предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности АГИМС.

Объем введения 2-3 страницы.

Основная часть. Дипломный проект содержит, как правило, три главы, каждая из которых в свою очередь делиться на 3 параграфа.

Отсутствие в главе соответствующих ее вопросов делают выделение главы в структуре работы нецелесообразным.

Названия глав и вопросов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отображать их содержание. Название вопросов (параграфов) не должно повторять название глав. Рекомендуется следующая структура основной части в виде 3-х глав:

1. Теоретико-методологические аспекты исследуемой темы.

2. Анализ фактического состояния изучаемого объекта (аналитическая часть).

3. Разработка и обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия или бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта.

Методологическая цепочка выполнения основной части такова: в результате изучения теории вопроса, методики анализа и характеристики изучаемого объекта выявляются проблемы его развития; анализ хозяйственной деятельности и обобщение его результатов позволяют установить причины проблем в развитии изучаемого объекта и предложить направления для устранения этих причин; в проектной части на основе технико- и социально-экономических обоснований разрабатываются конкретные мероприятия по решению проблем развития изучаемого объекта. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, должны быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий служит проведенный анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт, рассмотренный в первой главе.

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В нем на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов и других источников излагаются сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента; приводится методика анализа. Данная глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

В процессе выполнения дипломного проекта студент должен показать умение использовать различные источники информации по изучаемому вопросу, выбрать из общего материала главное, систематизировать, обработать, объективно отразить фактическое состояние изучаемой проблемы.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается общая характеристика объекта и его основные технико-экономические или финансово-экономические показатели исследования, подробный анализ его деятельности, исследуется состояние проблемы на предприятии. Систематизируются недостатки, выясняются их причины и разрабатываются направления совершенствования объекта, которые, по мнению дипломника, ведут к повышению эффективности объекта, его привлекательности и конкурентоспособности.

Общая характеристика объекта должна быть краткой, содержать цифровой и фактический материал в динамике развития, обосновывать суть проблемы в целом, так и основных составляющих проблемы. В этом параграфе могут быть освещены следующие вопросы: основные параметры объекта (особенности объекта, специализация, технический уровень, качество продукции, количественные характеристики по объему продукции, показатели эффективности и прибыльности производства в динамике); структура и схема управления объекта, рынки снабжения и сбыта, финансовое состояние предприятия; проблемы развития объекта с расшифровкой отдельных их аспектов.

Исследование проблемы и анализ производственно-хозяйственной деятельности объекта должны выявить недостатки в его работе, вскрыть неиспользованные резервы и наметить направления их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе.

Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, финансовая и статистическая отчетность, и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа должны быть достаточно полными и достоверными. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по производственной деятельности организации за последние 3-5 лет. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов анализа (системного, горизонтального и вертикального, сравнительного, трендового подхода, функционально-стоимостного анализа, экономико-математических методов исследования операций, факторного, корреляционного и других методов анализа).

Глава должна заканчиваться выводами, органически вытекающими из анализа. Выводы должны соответствовать конкретной теме дипломного проекта, отвечать на вопросы, сформулированные во введении.

Объем аналитической части приблизительно составляет 30-35 страниц.

Третья глава дипломного проекта в значительной степени определяет практическую ценность проекта. Эта глава может выполняться в форме бизнес-плана инвестиционного проекта или в форме организационно-экономических мероприятий по повышению эффективности изучаемого объекта.

Проектные предложения должны содержать вытекающую из результатов анализа конкретизацию основных направлений использования производственных резервов, внедрение достижений научно-технического прогресса, автоматизации систем управления, системного подхода и системного синтеза.

В числе рекомендуемых организационно-экономических мероприятий могут быть:

- освоение и производство новых видов продукции;

- внедрение прогрессивных технологий и оборудования;

- совершенствование планирования, контроля и системы планово-контрольных расчетов;

- разработка комплекса маркетинга;

- выбор и обоснование организационной структуры предприятия;

- совершенствование системы управления предприятием;

- организация автоматизированной обработки информации;

- мероприятия по лучшему использованию ресурсов предприятия, снижению себестоимости, повышению эффективности производства, снижению трудоемкости и повышению производительности труда;

- мероприятия по повышению качества продукции;

- мероприятия по улучшению кадрового состава предприятия и многие другие.

Данная глава проекта в зависимости от темы может иметь различную структуру. Глава с организационно-экономическими мероприятиями может иметь параграфы:

1. Сущность предлагаемых мероприятий (подробное описание сущности каждого мероприятия);

2. Технико-экономические аспекты реализации мероприятий – качественное (в натуральных показателях) обоснование и количественный расчет (в стоимостной форме) научно-технического, экономического, социального и санитарно-экологического эффекта от реализации разработанных мероприятий;

3. Оценка экономической эффективности, ожидаемые результаты от внедрения мероприятий

Современным инструментом разработки и обоснования мероприятий, как по текущей деятельности, так и перспективам развития является бизнес-планирование. В проектах с разработкой бизнес-плана инвестиционного проекта или бизнес-плана развития предприятия параграфы третьей главы совпадают с разделами типового бизнес-плана.

Объем третьей главы приблизительно составляет 30-50 страниц.

Эффект в общем виде представляет собой разность между нормативными (плановыми) и фактическими значениями показателя между результатами и затратами, между ценой и себестоимостью продукции. Общий эффект от реализации проекта складывается из следующих основных составляющих:

1. Научно-технический эффект. Значимость научно-технического эффекта характеризуется следующими показателями:

- степенью новизны научно-технических решений, положенных в основу проекта, в том числе в сопоставлении с мировым уровнем;

- возможностью создания семейства новых продуктов и технологий;

- возможностью использования научно-технической разработки для решения важнейших социально-экономических задач;

- другие показатели в соответствии со спецификой проекта.

2. Экономический эффект. Экономический эффект проекта определяется по следующим показателям:

- увеличение объема продукции, замещение импорта, расширение экспорта;

- снижение затрат: себестоимости, живого труда, материальных, сырьевых, топливно-энергетических ресурсов, капитальных вложений, оборотных средств;

- достижение безубыточности;

- снижение цен;

- снижение экономического ущерба;

- укрепление обороноспособности и экономической безопасности;

- укрепление конкурентоспособности и качества продукции внутри страны, на внешнем рынке и перспективы экспорта;

- увеличение чистой прибыли и дохода, полученные инноватором в результате осуществления проекта;

- увеличение дохода акционеров;

- период возврата инвестиций в осуществление проекта;

- качественная характеристика коммерческих результатов, для получения которых создаются условия после осуществления проекта;

- другие показатели в соответствии со спецификой проекта.

3. Социальный эффект. Показателями социального эффекта являются:

- изменение содержания и характера труда;

- снижение безработицы и создание новых рабочих мест;

- снижение заболеваемости и травматизма, улучшение условий труда;

- другие показатели в зависимости от специфики проекта.

4. Санитарно-экологический эффект. Показателями санитарно-экологического эффекта являются:

- экологичность технологии и продуктов, реализуемых в проекте;

- значение промышленного проекта для оздоровления окружающей среды;

- сокращение потребления невозобновляемых природных ресурсов;

- снижение ущерба от нарушения экологии;

- другие показатели в зависимости от специфики проекта.

Эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой или платой за достижение данного эффекта. Показатели «эффект» и «эффективность» взаимосвязанные и для оценки успешности экономической деятельности предприятия необходимо анализировать оба показателя, так как от разработанных мероприятий может быть достигнут значительный экономический эффект, выраженный в получении прибыли, при относительно низком уровне экономической эффективности выраженной в малой рентабельности производства.

Методика выполнения и оформления проектных расчетов по оценке экономической эффективности, включает 3 этапа:

1. Расчет денежных потоков по годам.

2. Расчет показателей экономической эффективности.

3. Анализ полученных результатов.

Основными (универсальными) количественными параметрами эффективности инвестиционного (инновационного) проекта являются: чистая текущая стоимость ЧТС (NPV); индекс рентабельности ИР (PJ); внутренний коэффициент окупаемости ВКО (JRR); срок окупаемости инвестиций СО и дисконтированный срок окупаемости (ТО – текущая окупаемость). Данный метод учитывает динамику затрат и результатов по годам расчетного периода.

В качестве дополнительных критериев при оценке экономической эффективности проекта могут быть использованы частные критерии: рентабельность производства, рентабельность продукции, анализ безубыточности, абсолютная экономическая эффективность, срок окупаемости инвестиций и др. Выбор тех или иных экономических показателей в качестве оценочных критериев эффективности зависит от конкретной направленности дипломного проекта. Однако, во всех случаях экономисты-менеджеры должны уметь добиваться при существующих ограничениях своей цели: получать максимальные результаты или иметь минимальные затраты.

Заключение. Заключение относится к числу важной части дипломного проекта, поскольку в нем дается оценка результатов дипломирования, сопоставляются достигнутые результаты с требованиями задания на данный дипломный проект. В нем приводятся основные результаты, достигнутые при выполнении дипломного проекта. Таким образом, заключение представляет собой краткое содержание работы и полученные результаты и составляется по следующей схеме:

- цель и задачи, решаемые в дипломном проекте;

- краткие выводы по анализу состояния вопроса. Концепция решения проблемы;

- краткие выводы по анализу деятельности изучаемого предприятия, его основных технико-экономических показателей в динамике (по материалам аналитической части);

- полученные результаты, важнейшие предложения;

- обобщенные данные об экономической эффективности предлагаемых мероприятий на основе сравнения с показателями аналогов;

- оценка выполнения поставленной в проекте цели, задач, предлагаемых результатов, научная новизна и практическая ценность работы в целом;

- пути реализации предложений.

Формулы, таблицы, графики и расчеты в заключении не приводятся.

Заключение пишется таким образом, чтобы, прочитав его, можно было ознакомиться с основным содержанием дипломного проекта и сделать предварительную оценку результатов дипломирования. Необходимо в нем дать ответы на те вопросы, которые сформулированы дипломником во введении.

Заключение проекта представляет собой не постой перечень полученных результатов, а их итоговый синтез. Объем заключения приблизительно составляет 3-5 страниц.

Приложения. В приложении следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учета. Если приложений больше 10, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и т.д.

Иллюстративный материал дипломного проекта. Иллюстративный материал является обязательной частью дипломного проекта. Он должен быть органически увязан с содержанием проекта, и в наглядной форме иллюстрировать основные положения анализа и проектирования.

К иллюстративному материалу в дипломных проектах можно отнести таблицы, рисунки, фотографии, схемы, графики, чертежи, эскизы, диаграммы, алгоритмы, сетевые графики. Основные требования к иллюстрациям – точность, наглядность, оригинальность, объективность.

Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, дополнять его.

Наиболее значительные результаты проекта выводятся в иллюстрационный альбом. Это могут быть:

1) динамика технико-экономических или финансово-экономических показателей работы предприятия;

2) организационная структура предприятия;

3) результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия за ряд периодов;

4) дерево проблем, дерево решений;

5) калькуляция себестоимости;

6) график безубыточности;

7) бюджет инвестиционного проекта;

8) отчет о движении денежных средств;

9) финансовый профиль инвестиционного проекта;

10) технико-экономические показатели эффективности проекта и т.д.

Иллюстрационный альбом размножается в количестве, равном числу членов ГАК (6-8 экземпляров).