Нормативная (прескриптивная) теория решений

Нормативная теория решений — это система методов, обеспечивающих поддержку принятия решений. Эти методы «организуют» мышление человека и предписывают ему, как следует себя вести в процессе принятия решений. В настоящее время разработано большое число разнообразных методов и процедур, которые призваны помочь людям разобраться в сложной ситуации и в своих предпочтениях, грамотно сформулировать цели, ограничения, альтернативы, оценить их последствия и принять качественное решение.

В основе всех этих методов лежит определенная концепция принятия решений человеком. Нормативная теория решений базируется на двух основных концепциях — максимизации полезности и ограниченной рациональности.

КОНЦЕПЦИЯ МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ. В соответствии с этой концепцией рассматривается так называемый рациональный, или «экономический», человек, который всегда старается принять оптимальное, т.е. наилучшее из всех возможных, решение. У каждого из нас имеется своя собственная функция полезности, отражающая нашу индивидуальную систему предпочтений. Эта функция может быть задана в форме некоторого аналитического выражения или «скрыта» внутри наших предпочтений. Оценивая каждое решение, мы явно или неявно сопоставляем ему некоторое значение своей функции полезности, которое показывает степень предпочтительности этого решения по сравнению с остальными. Оптимальным считается решение, обладающее максимальной полезностью. Чтобы его определить, в теории принятия решений разработаны специальные методы построения и максимизации функции полезности. Они действительно помогают определить наилучшее решение проблемы, но их применение на практике связано с большими затратами времени и поэтому не всегда возможно и целесообразно.

Методы принятия решений, реализующие концепцию максимизации полезности, описаны в работах Дж. фон Неймана, О. Моргенштерна, Р.Л. Кини, Х. Райфа, П. Фишберна и других ученых [11, 29, 37, 48].

КОНЦЕПЦИЯ ОГРАНИЧЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. Изучение процессов принятия решений в организациях привело к выводу о том, что в действительности люди редко ведут себя подобно «рациональному» человеку. На самом деле в большинстве реальных ситуаций они, как правило, ограничиваются удовлетворительными решениями, которые обычно уступают оптимальным решениям по качеству, но вполне приемлемы с точки зрения достижения поставленной цели. Более того, руководитель организации вынужден принимать удовлетворительные решения по нескольким причинам. Во-первых, из большого числа возможностей он видит лишь несколько альтернатив, и поэтому маловероятно, что его выбор будет оптимальным. Во-вторых, он не может предвидеть всех возможных последствий каждой альтернативы. В-третьих, ему часто не хватает знаний, и потому его решения обычно основываются на весьма приблизительных и общих представлениях о тех процессах и объектах, которые нуждаются в управлении. В-четвертых, руководитель работает в режиме «хронического» дефицита времени и поэтому часто ошибается. В-пятых, он не обладает всей необходимой информацией, поскольку принимает решения в условиях неопределенности внешней и внутренней среды организации. И, в-шестых, он часто руководствуется нечеткими, расплывчатыми или даже противоречивыми целями, что, несомненно, влияет на качество и содержание управленческих решений.

Указанные причины обусловлены, прежде всего, психологическими факторами и ограниченными возможностями человека по переработке информации, которая необходима для принятия оптимального решения. В связи с этим возникла концепция ограниченной рациональности, которая была предложена и развита в трудах Г. Саймона, Ч. Линдблома, Дж. Марча и других ученых [38, 38, 59, 61, 65, 66]. В рамках этой концепции рассматривается не «рациональный», а, по определению Г. Саймона, «административный» человек, принимающий удовлетворительные решения.

Хотя концепция ограниченной рациональности относится к описательным моделям, ее идеи и положения были восприняты экономистами и математиками для разработки многочисленных эвристических методов, которые, в отличие от методов теории полезности, не имеют строго аксиоматического обоснования, но в большей мере соответствуют природе человека и его ограниченным возможностям по обработке информации в процессе принятия решений.

Психологическая и нормативная теории решений до настоящего времени развивались параллельно и находились между собой в известном противоречии. Нормативная теория предлагала методы, которые в принципе позволяли находить оптимальные решения, но противоречили данным психологических исследований и поэтому не воспринимались теми людьми, для которых были предназначены. Психологическая теория, напротив, описывала реальное поведение людей в процессе принятия решений, но была «бесполезной» в том смысле, что не могла научить нас, как надо правильно принимать решения.

В настоящее время благодаря совместным усилиям математиков, экономистов, психологов и других специалистов происходит взаимное обогащение и заметное сближение этих двух теорий. Психологические исследования, ориентируясь на потребности практики, дают необходимую информацию «для размышления», которая учитывается при разработке нормативных методов, предназначенных для решения сложных проблем организаций.

 

 

ВЫВОДЫ

1. Принятие решений — это особый вид психической деятельности людей, направленный на выбор способа достижения поставленной цели. Понятие «решение» имеет два смысловых значения. В широком смысле решение означает процесс выбора альтернативы. В узком смысле под решением понимают результат конкретного выбора.

2. Все решения людей можно разделить на личные и деловые. Личные решения направлены на достижение личных целей человека. Деловые решения принимаются в организациях и направлены на достижение целей организации. Деловые решения подразделяются на экспертные и управленческие. Экспертные решения носят рекомендательный характер и принимаются лицами (экспертами, аналитиками, консультантами), не имеющими линейных полномочий, связанных с управлением организацией. Управленческие решения принимаются линейными руководителями и направлены на достижение целей управления организацией.

3. Принятие решений в менеджменте (как и обмен информацией) представляет собой важный связующий процесс, который осуществляется непрерывно при выполнении каждой функции управления (планирования, организации деятельности, мотивации и контроля).

4. Теория принятия решений — это научная дисциплина, которая решает две взаимосвязанных задачи: исследование того, как человек или группа людей принимают решения, и разработка методов принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных. В связи с этим теория принятия решений разделена на две части — психологическая и нормативная теория решений.

5. Психологическая теория решений представляет собой систему утверждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности и поведение людей в процессе принятия решений. Она выполняет функции объяснения и предвидения поведения человека в ситуациях выбора. Нормативная теория решений — это система методов и процедур, обеспечивающих поддержку принятия решений в сложных проблемных ситуациях. Эти методы основаны на двух базовых концепциях принятия решений человеком — концепции максимизации полезности и концепции ограниченной рациональности.

 

Разработал: ст. преподаватель В.Кириленко