Государственную власть можно рассматривать с точки зрения ее легитимности.
Легитимность означает поддержку власти народом, готовность народа исполнять законы, требования власти. (Термин «легитимность» буквально означает «законность»).
Легитимность характеризуется тремя моментами:
- формальная легальность;
- истинная легитимность, т. е. поддержка власти населением;
- преемственность власти (смена власти должна происходить законным путем, без насильственных переворотов).
Легитимность власти может меняться, она может быть утрачена.
Выделяют три вида легитимности:
- традиционная легитимность: народ поддерживает власть потому, что привык к ней; власть носит длительный, устойчивый характер (монархическая власть);
- харизматическая легитимность: народ поддерживает власть, потому что верит в личность - носителя власти, обладающую харизматическими качествами;
- рационально-правовая легитимность: народ поддерживает власть, т. к. она носит законный характер, воспринимается как справедливая, так как действует в соответствии с интересами народа.
Суверенитет неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти.
Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны.
Схема 7. Внутренние и внешние стороны суверенитета.
6. Органическая теория происхождения государства возникла в 19 в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон сравнили государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.
В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.
5. Психологическая теория.Представителями этой теории, Возникшей также в 19 в. были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объяснили появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, сознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.
Схема. Теории происхождения государства.
6. Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 – начале 20 вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты. Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, - война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ государств царит сложный закон природы.