ЛЕКЦИЯ № 4

СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

В ст. 9 Закона РФ «О недрах» законодатель определяет крут недропользователей. Участниками же правоотношений недропользования выступают не только лица, непосредственно осуществляющие использование ресурсов недр. Поскольку правоотношение существует между лицами, а не лицом и недрами, участниками следует признать также публично-правовые образования и органы власти, выступающие от их имени в пределах своей компетенции.

Под субъектами горных правоотношений понимаются участники таких
правоотношений (физические и юридические лица).

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской дея-
тельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные
граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены
ограничения их правоспособности в сфере пользования недрами. Субъекта-
ми предпринимательской деятельности могут быть индивидуальные пред-
приниматели и юридические лица.

Юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерче-
ские организации. Некоммерческие организации при соблюдении некоторьгх условий также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поэтому их нельзя исключать из числа возможных недропользователей.

Понятие юридических лиц, общие положения об их правоспособности
раскрываются в главе 4 Гражданского кодекса РФ и в отдельных федераль-
ных законах, посвященных отдельным видам юридических лиц. Учение о
юридических лицах является достаточно обширным и изучается в курсе
гражданского права. Следует отметить, что для коммерческих организаций
законодательство устанавливает принцип общей правоспособности, т. е. они
могут осуществлять любую деятельность, направленную на получение при-
были, если иное прямо не ограничено законом или их учредительными до-
кументами. Например, страховые и кредитные организации обладают толь-
ко специальной правоспособностью в сфере своей деятельности и не могут
быть непосредственными недропользователями. Некоммерческие организа-
ции всегда обладают специальной правоспособностью, поскольку они соз-
даются для достижения определенных некоммерческих целей, такие орга-
низации могут получать прибыль только способами, соответствующими це-
лям их создания, и направлять ее на достижение этих целей.

Особо необходимо отметить простые товарищества, которые в отличие
от полных и коммандитных товариществ не являются юридическими лица-
ми, это объединение физических или юридических лиц на основе договора
о совместной деятельности без образования юридического лица. Договору
простого товарищества посвящена глава 55 Гражданского кодекса РФ. По
сути это договор об объединении имущества, прибыли, убытков в процессе
совместной деятельности для достижения определенных целей. Втаком
объединении могут участвовать как субъекты предпринимательской дея-
тельности, так и иные лица. Если целью договора является извлечение при-
были, то участниками должны быть только субъекты предпринимательской деятельности, именно о таких товариществах идет речь в горном законода-
тельстве. Поскольку простое товарищество не является юридическим ли-
цом, оно не может выступать стороной имущественных отношений от сво-
его имени. Это означает, что оно не может быть собственником, участником
сделок, нести ответственность, поэтому имущество принадлежит не това-
риществу, а товарищам, сделки заключаются не от имени товарищества, а
от имени товарищей и отвечают по общим обязательствам товарищи своим
имуществом. Закон «О недрах» также называет недропользователями това-
рищей, а не товарищества. Для предпринимательских товариществ ст. 1047
Гражданского кодекса устанавливает принцип солидарной ответственности
по общим обязательствам. Солидарная ответственность предполагает воз-
можность предъявления требований в полном объеме, как ко всем товари-
щам, так и к любому из них по выбору кредитора до полного их исполне-
ния, прихчем погашение обязательства будет осуществляться не только за
счет общего имущества товарищей. Если товарищ исполнит обязательство
за счет своего имущества, он может предъявить к остальным товарищам
регрессные требования, но уже по долевому принципу, т. е. товарищи перед
ним будут отвечать только в пределах своих долей.

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного
сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опас-
ных отходов могут быть только юридические лица, зарегистрированные на
территории Российской Федерации и имеющие разрешения (лицензии), вы-
данные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной вла-
сти, на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материа-
лов, токсичных и иных опасных отходов.

Кроме того, согласно ст. 3 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»
сторонами соглашения являются: Российская Федерация, от имени которой в
соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользо-
вание участок недр, или уполномоченные ими органами. Индивидуальные
предприниматели не могут быть участниками соглашений о разделе про-
дукции.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О драгоценных металлах и камнях» субъ-
ектами добычи могут быть только юридические лица, включая старательские
артели (производственные кооперативы). Добычей алмазов могут заниматься
только российские юридические лица, созданные без участия иностранных лиц
и апатридов, управление в которых осуществляется с преимущественным уча-
стием Российской Федерации и субъектов РФ.

ФЗ «О континентальном шельфе» установлено, что федеральные
органы государственной власти вправе объявить отдельные районы континен-
тального шельфа закрытыми для проведения иностранными государствами,
физическими и юридическими лицами России, физическими и юридическими
лицами иностранных государств и компетентными международными органи-
зациями морских научных исследований в связи с ведением в указанных рай-
онах работ по разведке и разработке минеральных ресурсов.

Часть 5 ст. 7 того же Закона определяет, что в интересах обеспечения
безопасности и развития промышленности и энергетики Российской Федера-
ции на основании представления заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти могут вводиться ограничения на участие ино-
странных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиски, разведку и ра-
ботку минеральных ресурсов отдельных участков, а также проведение кон-
курсов (аукционов) с участием только российских пользователей.