ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Статья 27 Закона РФ «О недрах» устанавливает, что геологическая инфор-
мация может находиться в государственной или частной собственности, в
зависимости от того, чьи средства использовались для ее получения. Таким
образом, правовой режим информации может определяться правом собст-
венности или правом пользования других лиц, причем формы собственности могут быть различными. Собственность на информацию не является
вещным правом, обычно ее обозначают термином «интеллектуальная собст-
венность», также как и в отношении произведений литературы, науки, ис-
кусства и объектов промышленной собственности (изобретений, полезных
моделей, средств индивидуализации). Различие между вещными правами и
правами на интеллектуальную собственность обуславливается спецификой
объектов права. Информация не является объектом материального мира, это
сведения о лицах, предметах, фактах, событиях не зависимо от формы ее
представления. Как говориться, если вы распоряжаетесь яблоком, то у вас
не остается яблока, но если вы передаете информацию, то у вас она все-таки
остается. Поэтому при передаче прав на информацию речь идет о передаче
исключительного права пользования или о передаче неисключительных
прав. В первом случае лицо в дальнейшем не сможет распоряжаться инфор-
мацией или запрещать использование ее третьим лицам, значит, перестает
быть собственником.

В Законе РФ «О недрах», как и в ФЗ «Об информации, инфор-
матизации и защите информации» речь идет только о документированной
информации как объекте прав. Т. е. информация должна быть представлена
в воспринимаемой форме, документах на материальных носителях с рекви-
зитами, позволяющими идентифицировать информацию. Форму докумен-
тов устанавливают органы государственной власти, которые отвечают за
делопроизводство в этой сфере или за стандартизацию. ФЗ «Об инфор-
мации» (ст. 6) устанавливает, что физические и юридические лица являются
собственниками документов и массивов документов, созданных за их счет
или приобретенных, в том числе и безвозмездно (дарение, наследование).

При этом закон не устанавливает приоритетов, т. е. если несколько лиц
получили информацию независимо друг от друга, каждый из них будет соб-
ственником. Российская Федерация и субъекты РФ приобретают права на
документы, массивы, информационные ресурсы, созданные за счет бюд-
жетных средств, при этом допускается принудительный выкуп в целях ох-
раны государственной тайны. Публично-правовые образования могут уста-
навливать и обязанности по предоставлению информации, при этом если
информация не выкупается, то в отношении информационных ресурсов ус-
танавливается режим совместного владения с собственником. Такой режим
регулируется соглашением, условия соглашения определяет меру владения,
пользования и распоряжения информацией. Как уже говорилось, Закон «О
недрах» придерживается такой же концепции. ФЗ «О соглашениях», о
разделе продукции относит информацию, полученную при изучении недр к
государственной собственности, лица, получившие ее, имеют только право
пользования информацией (т. е. распоряжаться ей не могут). Это обуслов-
лено тем, что соглашения о разделе продукции предусматривают полную
компенсацию всех издержек недропользователя, значит, и на получение ин-
формации.

Получение геологической информации сопровождает ряд видов недро-
пользования. Так геологическое изучение недр, включающее поиск и оцен-
ку месторождений полезных ископаемых как вид недропользования, на-
правлено только на получение геологической информации. Этот вид недро-
пользования является платным, поскольку и геологическая информация
представляет коммерческую ценность. В дальнейшем такой недропользова-
тель может распорядиться информацией или пользоваться сам. Во втором
случае он может получить право на добычу полезных ископаемых без про-
ведения торгов. Если же субъект, получающий право на добычу полезных
ископаемых, не распологает геологической информацией, то он обязан приобрести пакет информации, например, в Агентстве недропользования. В
процессе добычи полезных ископаемых также формируются информацион-
ные ресурсы, поскольку добыча сопровождается разведкой. Документы
оформляются маркшейдерами и .предоставляются в территориальные под-
разделения Агентства недропользования.

Закон об информации регулирует и отношения по поводу государст-
венных информационных ресурсов. В сфере горных отношений таким ин-
формационным ресурсом является государственный кадастр месторожде-
ний и проявлений месторождений полезных ископаемых. По общему пра-
вилу государственные информационные ресурсы являются открытыми, но
могут быть и ограниченного доступа, в частности, отнесенные,к тайне или к
разряду конфиденциальной информации. Конфиденциальной информацией
является и коммерческая тайна, т. е. научная, техническая, производствен-
ная и иная, имеющая коммерческую ценность в силу ее неизвестности
третьим лицам. Геологическая информация имеет коммерческую цен-
ность, и относиться к категории ограниченного доступа. Часть информации
раскрывается при проведении торгов за право добычи полезных ископае-
мых или при предоставлении участков недр без торгов. Остальную инфор-
мацию недропользователь должен купить.

Размер платы за геологическую информацию о недрах устанавливается с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств. Согласно ст. 30 Закона РФ «О недрах» государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ис-
копаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению,
характеризующие количество и качество основных и совместно с ними за-
легающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-
технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разра-
ботки месторождения. Содержать геолого-экономическую оценку каждого
месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявле-
ниям полезных ископаемых.

К сожалению, законодательство не регламентирует порядок ведения
кадастра и порядок его использования, например, как это регулируется За-
коном «О земельном кадастре». Однако известно, что государственные ин-
формационные ресурсы используются и для целей государственного управ-
ления. Предоставлению участков недр предшествует работа государствен-
ных органов, которые Определяют состояние минерально-сырьевой базы и
потребностей экономики. С учетом этого принимается решение о вводе в эксплуатацию определенного количества месторождений или о необходи-
мости проведения геологического изучения для восстановления баланса
между потребностями и запасами. Соответственно формируются перечни
участков недр, предлагаемых недропользователям.

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государ-
ственный баланс запасов полезных ископаемых. Т. е. это не информацион-
ный ресурс, а способ учета запасов.

Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изу-
ченности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям,
имеющим промышленное значение, об их размещении. О степени промыш-
ленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности
разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации за-
пасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавли-
ваемом Правительством Российской Федерации. Эта классификация утвер-
ждена приказом МПР от 7 марта 1997 г.

Постановка запасов полезных ископаемых (включая отходы - вскрыш-
ные породы, спецотвалы и другие техногенные образования) на государст-
венный баланс.

И их списание с государственного баланса осуществляются в порядке,
установленном федеральным органом управления государственным фондом
недр по согласованию с органами государственного горного надзора.

Составление государственного и территориальных балансов запасов
полезных ископаемых осуществляется на основе государственной отчетно-
сти пользователей недр. А также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полез-
ных ископаемых (порядок представления государственной отчетности, предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 № 215). Уже говорилось о том, что установлена обязанность всех пользователей предоставлять информацию о запасах и их изменениях.

В процессе использования МПР устанавливает критерии и требования
к оценке запасов. Экспертизу проводят государственные комиссии по запа-
сам полезных ископаемых.

В настоящее время наблюдается некоторый «перекос» в государствен-
ном балансе запасов полезных ископаемых. По оценкам некоторых анали-
тиков разведанные запасы нефти, газа и свинца почти полностью будут ис-
черпаны до 2025 г. Запасы алмазов и золота - к 2015 г., а серебра и цинка - к
2020 г. В 2004 г. на апрельском международном форуме "ТЭК России: ре-
гиональные аспекты" в г. Санкт-Петербурге было отмечено, что уровень
воспроизводства запасов нефти и конденсата продолжает отставать от до-
бычи углеводородного сырья. Исходя из анализа проектных документов
нефтяных компаний, планируемая добыча нефти обеспечена запасами
вплоть до 2010 г. Однако после 2010 г. разведанных запасов может не хва-
тить для обеспечения запланированного уровня добычи нефти и конденсата.
Ситуация с разведанными запасами нефти не слишком благополучна, учи-
тывая, что свыше 90 % ресурсов уже переданы недропользователям, а в не-
распределенном фонде недр осталось немногим более 8 % трудноизвлекае-
мых запасов нефти.

 

ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ГОРНЫХ
ОТНОШЕНИЙ

 

Как уже говорилось, ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» запрещает распоряже-
ния недрами и участками недр, при этом возможно распоряжение правами
недропользования, насколько это допускается федеральным законодатель-
ством.

Закон РФ «О недрах» не установил порядок распоряжение правами, воз-
никшими на основании лицензии, путем совершения сделок. Однако на ос-
новании ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» возможен переход прав при реорганизации
юридического лица с правопреемством, приобретением предприятия как
имущественного комплекса другим лицом при банкротстве и при изменении
наименования лица.

Таким образом, появилась принципиальная возможность перехода права
недропользования даже без согласия государственного органа, который обя-
зан переоформить лицензию без изменения ее условий. Не будет нарушения
закона, если вместо купли - продажи права субъекты проведут несколько ре-
организационных мероприятий. Так лицо, желающее передать право недро-
пользования другому лицу, может провести реорганизацию в форме выделе-
ния, т. е. учредить другое юридическое лицо и наделить его соответствую-
щим имуществом, затем проводиться реорганизация в форме присоединения
вновь созданной организации к лицу, желающему приобрести право.

Традиционно права, основанные на лицензии, считались непередавае-
мыми. Возможность перехода таких прав устраняет и необходимость лицен-
зии. В горном законодательстве лицензия занимает промежуточное положе-
ние между принятием решения о предоставлении недр и оформлением гор-
ного отвода, таким образом, она не имеет самостоятельного значения. Такое
же положение было и в водном законодательстве. Водный кодекс 2006 г. ввел возможность распоряжения правами водопользования и отменил лицен-
зирование, права могут возникать из договоров водопользования или реше-
ний органов власти. Эти основания устанавливают и условия водопользова-
ния. С отменой лицензий более определенный характер приобретут торги
(конкурсы и аукционы) за право недропользования. В настоящее время торг
ведется не за право недропользования, поскольку оно не приобретается, а бо-
нус, подписания не имеет форму платежа за право. Если бы недропользовате-
ли приобретали право, то смогли бы затем продать это право. При досрочном
прекращении права недропользования пришлось бы возвращать его стои-
мость (компенсировать).