Развитие предпринимательство в России.

Основы предпринимательства

Курс лекций

Введение. Концепция и сущность предпринимательства.

Развитие, сущность предпринимательства.

Субъекты предпринимательство.

Объекты предпринимательство.

Развитие предпринимательство в России.

1. Теория предпринимательство развивалась вместе с хозяйственной деятельностью людей. Первым теоретиком предпринимательство считается Котильон. Он отмечал расхождения между спросом и производством, постоянный перелив капитала, нарушение рыночного равновесия, что позволяет отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Их он называл предпринимателями, а их доход – предпринимательским. В этом же веке Ж.Б.Сэй говорит, что предприниматель – человек, перемещающий ресурсы из одной отрасли производства в другую. Причем с наиболее полной отдачей.

А.Смит считал предпринимателем собственника средств производства, который получает предпринимательский доход.

В конце 18-начале 19 века происходит разделение понятий собственник ресурсов и предприниматель, который берет эти ресурсы у собственника и заставляет их работать. Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Шумпетер. Он указал, что предприниматель – то человек, который новым способом обеспечивает комбинирование факторов производства. В основе новой комбинации факторов производства:

1. Создание нового материального блага или нового его качества

2. Внедрение новой технологии производства или нового метода использования техники.

3. Изучение и освоение нового рынка

4. Получение новых источников сырья и материалов вне зависимости от того, существовал он ли ранее

5. Осуществление соотношения реорганизации производства.

Следующий этап – австрийская школа (Мизер, Хайек).

Они подробно исследовали рыночную ситуацию, спрос, предложение и поведение в них предпринимателя.

Если суммировать все современные подходы, то можно дать следующее определение предпринимательства:

Предпринимательство – новаторская, инициативная деятельность субъекта собственности с целью создания материальных благ или услуг.

Таким образом, составляющим понятием предпринимательства:

1. инициативная деятельность субъекта экономики

2. инновационная и творческая деятельность

3. деятельность по организации производства и управлению им

4. рисковая деятельность с полной личной ответственностью

5. деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и получение дохода

В ЭТ используется два понятия – предпринимательство и бизнес.

Между этими понятиями существует определенная взаимосвязь, но есть и существенные различия.

Бизнес – сфера предпринимательской деятельности, сфера приложения труда и капитала. Бизнес не принимает решений, не чувствует рынок.

Предпринимательство – деятельность субъекта в определенной сфере бизнеса. Предприниматель чувствует, думает, принимает решения.

Сегодняшнее определение предпринимателя имеет следующий вид:

Предприниматель – субъективный фактор воспроизводства, способный на инновационную и инициативную деятельность, способный обеспечивать новые комбинации факторов производства.

Предприниматель обладает качествами:

o умение принимать новаторские решения в стандартных и неопределенных условиях

o умение генерировать идеи, оценивать перспективы их применения.

o Эффективно вводить и использовать новую технику

o Уметь оценивать и анализировать рыночную конъюнктуру

o Не бояться рисковать и уметь управлять риском

Согласно последним исследованиям предпринимательством занимается около 10 процентов населения.

Предпринимательство – система экономических связей между субъектами экономики. Выделяют 4 группы субъектов:

 

1. сами предприниматели. Основой их предпринимательской деятельности является частная форма собственности на средства производства. Он осуществляет весь цикл предпринимательской деятельности.

2. Потребитель. Основа их бизнеса – собственность на доход, экономический интерес – удовлетворение потребностей.

3. Работники по найму. Основа из бизнеса – собственность на ресурсы, на рабочую силу. Без соединения рабочей силы и средств производства не возможна предпринимательская деятельность. Они выполняют следующие функции:

А) являются участниками процессов производства

Б) Получают заработную плату, они переходят в разряд потребителей

В) заключая сделку с предпринимателем, они тоже идут на риск, т.к. в условиях рыночной Экономики нет гарантий, что этот риск не будет использован надлежащим образом.

4. Государство. Оно рассматривается как субъект в двух аспектах:

социально – экономическом (создает правовую базу, влияет на производство через экономические рычаги, защищает интересы предпринимателей и потребителей, оказывает прямую поддержку через кредиты и льготы)

o конкретно – экономическая (в лице своих органов государство использует государственную собственность как основной инструмент предпринимательской деятельности, производство общественных товаров, влияет на спрос частного сектора путем частных заказов и казначейских обязательств, регулирование и строительство рыночной инфраструктуры)

Объектом предпринимательской деятельности является товар. В рыночной экономике товарами и объектами предпринимательской деятельности являются:

1. Физические объекты

2. Услуги

3. Коммерческая информация

Все товары делятся:

1. По времени использования: товары длительного пользования и краткосрочного пользования.

2. По характеру потребления:

o повседневного спроса

o предварительного выбора

o особого спроса

o пассивного спроса

Промышленные товары классифицируются:

o материалы

o детали

o капитальное имущество

o вспомогательное оборудование

Как правило, товар имеет свою атрибутику: марку, марочное название, марочный знак, товарный знак, авторское право.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл. Как правило, этот жизненный цикл складывается из следующих стадий:

o рост

o зрелость

o старение

o ликвидация

 

Тема 2.Условия осуществления предпринимательской деятельности.