Развитие предпринимательство в России.
Основы предпринимательства
Курс лекций
Введение. Концепция и сущность предпринимательства.
Развитие, сущность предпринимательства.
Субъекты предпринимательство.
Объекты предпринимательство.
Развитие предпринимательство в России.
1. Теория предпринимательство развивалась вместе с хозяйственной деятельностью людей. Первым теоретиком предпринимательство считается Котильон. Он отмечал расхождения между спросом и производством, постоянный перелив капитала, нарушение рыночного равновесия, что позволяет отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Их он называл предпринимателями, а их доход – предпринимательским. В этом же веке Ж.Б.Сэй говорит, что предприниматель – человек, перемещающий ресурсы из одной отрасли производства в другую. Причем с наиболее полной отдачей.
А.Смит считал предпринимателем собственника средств производства, который получает предпринимательский доход.
В конце 18-начале 19 века происходит разделение понятий собственник ресурсов и предприниматель, который берет эти ресурсы у собственника и заставляет их работать. Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Шумпетер. Он указал, что предприниматель – то человек, который новым способом обеспечивает комбинирование факторов производства. В основе новой комбинации факторов производства:
1. Создание нового материального блага или нового его качества
2. Внедрение новой технологии производства или нового метода использования техники.
3. Изучение и освоение нового рынка
4. Получение новых источников сырья и материалов вне зависимости от того, существовал он ли ранее
5. Осуществление соотношения реорганизации производства.
Следующий этап – австрийская школа (Мизер, Хайек).
Они подробно исследовали рыночную ситуацию, спрос, предложение и поведение в них предпринимателя.
Если суммировать все современные подходы, то можно дать следующее определение предпринимательства:
Предпринимательство – новаторская, инициативная деятельность субъекта собственности с целью создания материальных благ или услуг.
Таким образом, составляющим понятием предпринимательства:
1. инициативная деятельность субъекта экономики
2. инновационная и творческая деятельность
3. деятельность по организации производства и управлению им
4. рисковая деятельность с полной личной ответственностью
5. деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и получение дохода
В ЭТ используется два понятия – предпринимательство и бизнес.
Между этими понятиями существует определенная взаимосвязь, но есть и существенные различия.
Бизнес – сфера предпринимательской деятельности, сфера приложения труда и капитала. Бизнес не принимает решений, не чувствует рынок.
Предпринимательство – деятельность субъекта в определенной сфере бизнеса. Предприниматель чувствует, думает, принимает решения.
Сегодняшнее определение предпринимателя имеет следующий вид:
Предприниматель – субъективный фактор воспроизводства, способный на инновационную и инициативную деятельность, способный обеспечивать новые комбинации факторов производства.
Предприниматель обладает качествами:
o умение принимать новаторские решения в стандартных и неопределенных условиях
o умение генерировать идеи, оценивать перспективы их применения.
o Эффективно вводить и использовать новую технику
o Уметь оценивать и анализировать рыночную конъюнктуру
o Не бояться рисковать и уметь управлять риском
Согласно последним исследованиям предпринимательством занимается около 10 процентов населения.
Предпринимательство – система экономических связей между субъектами экономики. Выделяют 4 группы субъектов:
1. сами предприниматели. Основой их предпринимательской деятельности является частная форма собственности на средства производства. Он осуществляет весь цикл предпринимательской деятельности.
2. Потребитель. Основа их бизнеса – собственность на доход, экономический интерес – удовлетворение потребностей.
3. Работники по найму. Основа из бизнеса – собственность на ресурсы, на рабочую силу. Без соединения рабочей силы и средств производства не возможна предпринимательская деятельность. Они выполняют следующие функции:
А) являются участниками процессов производства
Б) Получают заработную плату, они переходят в разряд потребителей
В) заключая сделку с предпринимателем, они тоже идут на риск, т.к. в условиях рыночной Экономики нет гарантий, что этот риск не будет использован надлежащим образом.
4. Государство. Оно рассматривается как субъект в двух аспектах:
социально – экономическом (создает правовую базу, влияет на производство через экономические рычаги, защищает интересы предпринимателей и потребителей, оказывает прямую поддержку через кредиты и льготы)
o конкретно – экономическая (в лице своих органов государство использует государственную собственность как основной инструмент предпринимательской деятельности, производство общественных товаров, влияет на спрос частного сектора путем частных заказов и казначейских обязательств, регулирование и строительство рыночной инфраструктуры)
Объектом предпринимательской деятельности является товар. В рыночной экономике товарами и объектами предпринимательской деятельности являются:
1. Физические объекты
2. Услуги
3. Коммерческая информация
Все товары делятся:
1. По времени использования: товары длительного пользования и краткосрочного пользования.
2. По характеру потребления:
o повседневного спроса
o предварительного выбора
o особого спроса
o пассивного спроса
Промышленные товары классифицируются:
o материалы
o детали
o капитальное имущество
o вспомогательное оборудование
Как правило, товар имеет свою атрибутику: марку, марочное название, марочный знак, товарный знак, авторское право.
Каждый товар имеет свой жизненный цикл. Как правило, этот жизненный цикл складывается из следующих стадий:
o рост
o зрелость
o старение
o ликвидация
Тема 2.Условия осуществления предпринимательской деятельности.