После военное время

Великая Отечественная война

В военные годы город Архангельск совместно с Мурманском и Молотовском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран союзников.

После военное время

Воскресенская улица и площадь Ленина

Воскресенская улица в Привокзальном микрорайоне

К началу 1960-х годов ассигнования на жилищное строительство выросли в два раза. К примеру, в 1961 построено и заселено 187 тыс. кв. метров жилой площади, что на 43 тыс. кв. метров больше, чем за два предыдущих года. Кроме того, на 1 января в стадии строительства находились 242 дома, площадью в 150 тыс. кв.м., но в городе все равно ощущалась острая нехватка жилья.

Самые большие изменения произошли после визита летом 1962 года Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва. Решение о застройке Мурманска и Архангельска стало основой строительства первых каменных зданий типовой серии. Началась эра крупнопанельного домостроения, способного решить главную проблему того времени — переселение из ветхого жилфонда.

Со всеми изменениями исчезала самобытность Архангельска. Илья Бражнин писал: «В моей душе живут два Архангельска, и на равных правах. Мне дорог и мил новый Архангельск — одетый в камень, с аэродромом, с огромными мостами, вузами, крупнейшими предприятиями. Но мне дорог и мил старый Архангельск — с парусниками на рейде, с вольнолюбивой матросской Соломбалой, с разудалой Кузнечихой, с поросшими клюквой Мхами…»

Самое высокое здание в Архангельске — 24-этажка, или, как её называют в обиходе, «высотка». Её силуэт виден на расстоянии десяти километров от города.

Туристические Архангельские контрасты

Архангельский небоскрёб — особое слово в истории архитектуры. Если в США необходимость в небоскрёбах была обусловлена плотностью городской застройки и дороговизной земельных участков, то архангельский небоскрёб, напротив, был создан потому, что городу нужен был памятник-символ.

В каждом правильном городе должна быть своя архитектурная доминанта.

До революции в Архангельске эту функцию на плоском ландшафте устья Двины выполнял Троицкий собор, но его разрушили.

Высотка должна была стать архитектурной доминантой нового Архангельска.

Северное морское пароходство

Самый высокий на Севере страны небоскрёб изначально был спроектирован как скульптура, здание строилось без определённой функции. Вопрос о количестве этажей решался в Москве. Было предложено снизить высоту до 16 этажей, но ведущие архитекторы поддержали идею авторов проекта, и проект был утверждён в том виде, в каком и был задуман.

Морской порт Экономия

Почтовая марка СССР, 1984 год: 400 лет Архангельску

В 1984 году отмечалось 400-летие Архангельска.

В 1990-х здание превращено в офисное. В здании также размещается радиооборудование и студии большинства архангельских радиостанций.

В составе Российской Федерации

Архангельский ретро-трамвай

В двухтысячных годах в Архангельске были построены две дороги и ремонтировались некоторые магистрали города. Среди построенных, дорога от пр. Обводный канал до автовокзала.

Введено в эксплуатацию большое число жилых домов. Появилась пешеходная улица — проспект Чумбарова-Лучинского.

27 ноября 2013 года было открыто движение по новой дороге на улице Выучейского, что стало самым значимым событием в дорожном строительстве за последние десятилетия. Строительство улицы велось полтора года. Дорога имеет 4 полосы с разделительной полосой по середине и на сегодняшний день является самой современной автодорогой в городе. Проектируются для строительства и расширения другие городские автодороги.

Проспект Обводный канал ночью

В 2009 году открылся отреставрированный Театр драмы.

В 2010—2012 годах основные образовательные учреждения высшего образования в Архангельской области объединены, согласно распоряжения Правительства РФ от 7 апреля 2010 года, в Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Архангельский ретро-трамвай

Современный Архангельск представляет собой относительно крупный транспортный узел, продолжает играть важную роль как крупнейший центр лесообрабатывающей и лесохимической промышленности. В частности, здесь расположены крупные лесопильно-деревообрабатывающие комбинаты (ЛДК), Соломбальский ЦБК и другие предприятия. Значительная часть продукции лесной промышленности идёт на экспорт. Имеются также предприятия машиностроения (специализируются на выпуске оборудования для лесной и лесообрабатывающей промышленности) и судостроения. Ведущие государственные предприятия рыбной промышленности — база тралового флота, рыбокомбинат и Архангельский опытно-водорослевый комбинат, который занимается переработкой морских водорослей.