Пояснительная записка
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Психологический факультет
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры психофизиологии и клинической психологии Протокол № ________ «___»__________ 200_ г. Зав. кафедрой _проф. Ермаков П.Н._ | УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (зам. декана по учебной работе) _доц. Габдулина Л.И._ ___________________ «___»_________ 200_ г. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебной дисциплины «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Цикла ОПД по специальности ПСИХОЛОГИЯ
Составитель:
Доц. каф. психофизиологии и
Клинической психологии Аралова М.П.
Ростов-на-Дону
Пояснительная записка
Специальная психология представляет собой одну из базовых дисциплин для студентов, обучающихся по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».
Место курса в образовательной программе специальности. Дисциплина «Cпециальная психология» знакомит студентов с теоретико-методологическими основами, основными принципами и базовыми категориями данной науки. Курс «Специальная психология» находится на стыке естественных и гуманитарных дисциплин; является прикладной отраслью психологии – раскрывает значение и вклад психологической науки для ряда смежных дисциплин и практики обучения, воспитания, психологической коррекции и реабилитации детей с нарушениями в развитии.
Основной целью курсаявляется изучение теоретических и прикладных аспектов психического развития детей с различными формами дизонтогенеза.
Задачи курса:
1. сформировать у студентов базовые представления о методологических основах специальной психологии;
2. ознакомить студентов с закономерностями формирования, развития и проявления психики у лиц с ограниченными возможностями;
3. способствовать овладению студентами категориально-понятийным аппаратом специальной психологии;
4. сформировать у студентов целостное представление о становлении психической деятельности лиц с ограниченными возможностями и возможной компенсации дефекта;
5. сформировать представление о системе психодиагностической и психокоррекционной работы в процессе практических занятий;
6. ознакомить студентов с основными требованиями к составлению психолого-педагогического заключения;
7. способствовать развитию навыков самостоятельной работы с научной литературой;
8. сформировать у студентов интерес к самостоятельным исследованиям в области специальной психологии.
Принципы организации учебного процесса:
1. Основной объем материала в традиционной форме излагается в лекционном курсе (главное место отдается общетеоретическим вопросам). Лекционные занятия направлены на формирование у студентов знаний в области специальной психологии, на формирование понимания психической деятельности при различных аномалиях развития. В ходе проведения лекций используются дискуссионные моменты с целью развития у студентов познавательного интереса к курсу.
2. Практические занятия не дублируют лекционные занятия, а дополняют теоретический курс и позволяют ознакомить студентов с практическими методами реализации теоретических знаний в области, прежде всего, диагностической работы с детьми с ограниченными возможностями и требованиями к написанию заключения психолога. Студенты знакомятся с основными направлениями коррекционно-психологической работы с детьми с разными видами дизонтогенеза. Студенты овладевают приемами индивидуального подхода при знакомстве с ребенком, планирование и проведение коррекционных мероприятий с учетом нарушенных и сохранных функций организма и возрастных особенностей.
3. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение специальной литературы: ряда научных работ, монографий, направленных на овладение основными понятиями и содержанием курса, написание рефератов. Самостоятельная работа предназначена для конкретизации и углубления знаний по специальной психологии, формирует навыки самостоятельной работы, формирует умения анализировать и обобщать прочитанный материал.
Учебно-тематический план
№ | Наименование модулей | Количество аудиторных часов | с/р | |
ЛК | ПЗ | |||
I Теоретические основы специальной психологии. | ||||
1. | Специальная психология как наука. | |||
2. | Основные понятия специальной психологии. Модели отношения общества к лицам с нарушениями в развитии. | |||
3. | Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза. | |||
II. Нарушения темпа психического развития. | ||||
4. | Психология детей с психическим недоразвитием. | |||
5. | Психология детей с задержкой психического развития. | |||
III. Органические поражения психики в детском возрасте. | ||||
6. | Повреждённое психическое развитие. | |||
7. | Дифференциация ЗПР церебрально-органического генеза и умственной отсталости. ММД. СДВГ. | |||
IY. Искажённое психическое развитие | ||||
8. | Искаженное психическое развитие. | |||
9. | Синдром РДА. | |||
Y. Дифицитарное психическое развитие. | ||||
10. | Психологические особенности детей с нарушениями слуха | |||
11. | Психологические особенности детей с нарушениями зрения | |||
12. | Психологические особенности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. | |||
13. | Психология детей с множественными нарушениями развития. | |||
14. | Психологические особенности детей с нарушениями речи. | |||
YI. Дисгармоническое развитие личности детей и подростков. | ||||
15. | Дисгармоническое психическое развитие. | |||
YII. Теоретические и прикладные аспекты диагностики, профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей. | ||||
16. | Теоретические и прикладные аспекты диагностики, профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей. | |||
17. | Психологическое обследование ребёнка с дизонтогениями. | |||
18. | Формирования итогового экспертного заключения психолога. | |||