Пояснительная записка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Психологический факультет

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры психофизиологии и клинической психологии Протокол № ________ «___»__________ 200_ г. Зав. кафедрой _проф. Ермаков П.Н._ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (зам. декана по учебной работе) _доц. Габдулина Л.И._ ___________________ «___»_________ 200_ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Цикла ОПД по специальности ПСИХОЛОГИЯ

Составитель:

Доц. каф. психофизиологии и

Клинической психологии Аралова М.П.

Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

Специальная психология представляет собой одну из базовых дисциплин для студентов, обучающихся по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».

Место курса в образовательной программе специальности. Дисциплина «Cпециальная психология» знакомит студентов с теоретико-методологическими основами, основными принципами и базовыми категориями данной науки. Курс «Специальная психология» находится на стыке естественных и гуманитарных дисциплин; является прикладной отраслью психологии – раскрывает значение и вклад психологической науки для ряда смежных дисциплин и практики обучения, воспитания, психологической коррекции и реабилитации детей с нарушениями в развитии.

Основной целью курсаявляется изучение теоретических и прикладных аспектов психического развития детей с различными формами дизонтогенеза.

Задачи курса:

1. сформировать у студентов базовые представления о методологических основах специальной психологии;

2. ознакомить студентов с закономерностями формирования, развития и проявления психики у лиц с ограниченными возможностями;

3. способствовать овладению студентами категориально-понятийным аппаратом специальной психологии;

4. сформировать у студентов целостное представление о становлении психической деятельности лиц с ограниченными возможностями и возможной компенсации дефекта;

5. сформировать представление о системе психодиагностической и психокоррекционной работы в процессе практических занятий;

6. ознакомить студентов с основными требованиями к составлению психолого-педагогического заключения;

7. способствовать развитию навыков самостоятельной работы с научной литературой;

8. сформировать у студентов интерес к самостоятельным исследованиям в области специальной психологии.

Принципы организации учебного процесса:

1. Основной объем материала в традиционной форме излагается в лекционном курсе (главное место отдается общетеоретическим вопросам). Лекционные занятия направлены на формирование у студентов знаний в области специальной психологии, на формирование понимания психической деятельности при различных аномалиях развития. В ходе проведения лекций используются дискуссионные моменты с целью развития у студентов познавательного интереса к курсу.

2. Практические занятия не дублируют лекционные занятия, а дополняют теоретический курс и позволяют ознакомить студентов с практическими методами реализации теоретических знаний в области, прежде всего, диагностической работы с детьми с ограниченными возможностями и требованиями к написанию заключения психолога. Студенты знакомятся с основными направлениями коррекционно-психологической работы с детьми с разными видами дизонтогенеза. Студенты овладевают приемами индивидуального подхода при знакомстве с ребенком, планирование и проведение коррекционных мероприятий с учетом нарушенных и сохранных функций организма и возрастных особенностей.

3. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение специальной литературы: ряда научных работ, монографий, направленных на овладение основными понятиями и содержанием курса, написание рефератов. Самостоятельная работа предназначена для конкретизации и углубления знаний по специальной психологии, формирует навыки самостоятельной работы, формирует умения анализировать и обобщать прочитанный материал.

 

Учебно-тематический план

Наименование модулей Количество аудиторных часов с/р
ЛК ПЗ
I Теоретические основы специальной психологии.
1. Специальная психология как наука.      
2. Основные понятия специальной психологии. Модели отношения общества к лицам с нарушениями в развитии.    
3. Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза.      
II. Нарушения темпа психического развития.
4. Психология детей с психическим недоразвитием.      
5. Психология детей с задержкой психического развития.      
III. Органические поражения психики в детском возрасте.  
6. Повреждённое психическое развитие.    
7. Дифференциация ЗПР церебрально-органического генеза и умственной отсталости. ММД. СДВГ.    
IY. Искажённое психическое развитие
8. Искаженное психическое развитие.    
9. Синдром РДА.    
Y. Дифицитарное психическое развитие.
10. Психологические особенности детей с нарушениями слуха    
11. Психологические особенности детей с нарушениями зрения    
12. Психологические особенности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.    
13. Психология детей с множественными нарушениями развития.    
14. Психологические особенности детей с нарушениями речи.    
YI. Дисгармоническое развитие личности детей и подростков.
15. Дисгармоническое психическое развитие.    
YII. Теоретические и прикладные аспекты диагностики, профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей.
16. Теоретические и прикладные аспекты диагностики, профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей.    
17. Психологическое обследование ребёнка с дизонтогениями.    
18. Формирования итогового экспертного заключения психолога.