Человек, индивид, личность
Человек:
· степень развития живых организмов принадлежащий к высшим млекопитающим, обладающих кровеносной, мышечной и другими системами, биологические свойства которого не запрограммированы.
· Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира.
Социальное начало в человеке:
· неразрывно связан с обществом,
· способен к общению,
· способен к общественно-полезному труду,
· обладает волей, сознанием, свободой, разумом, ответственностью.
Отличие человека от животного :
· умение изготавливать и использовать орудия труда,
· прямохождение,
· человек обладает мышлением и членораздельной речью,
· человек способен к сознательной, целенаправленной творческой деятельности,
· человек способен преобразовать окружающую действительность и создавать необходимые материальные и духовные блага.
Индивид:
· конкретно единичный человек рассматриваемы в качестве биосоциального существа.
· «индивид» - единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт: разума, воли, интересов. Понятие»индивид» употребляется в значении «конкретный человек». Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль.
Личность:
· человеческий индивид являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, качеств, которые он реализует в общественной жизни.
· Чтобы отобразить совокупность целостных психических и культурно-исторических особенностей индивида, используют понятие «личность!. Оно неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать личностью.
Индивидуальность характеризует своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного человека.
Индивидуальность (основные черты)
Биологические | Психологические | Социальные | Философские |
Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. | Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. | Отношение к собственности. Место в социально- классовой структуре. | Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные. |
Социализация:
· это составляющая на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества и его структур в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе и становятся личностями.
· это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе,
· процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Примеры: Процесс социализации продолжается всю жизнь. Осуществляется социализация посредством образования и воздействия внешней среды.
Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, обретении личностью самостоятельности и определении своего социального места в обществе. В результате социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного "Я", отличного от других людей. Осознание человеком своего "Я" складывается из трех компонентов:
• того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
• того, как они реагируют на то, что видят;
• того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию.
Социализация осуществляется в результате межличностного взаимодействия.
Этапы социализации:
1)первичный (от рождения до 7 лет),
2)вторичный (образование),
3)завершающий (остаток).
Факторы, влияющие на процесс социализации:
· влияние социального окружения,
· генетические особенности индивида,
· влияние физического окружения (климат),
· влияние культуры,
· индивидуальный опыт человека.
Агенты и институты социализации – социальные группы, институты, которые воздействуют на личность, с тем чтобы человек осваивал конкретные социальные роли. Классификации агентов по разным основаниям:
- отдельные личности - агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания;
- учреждения - институты, которые контролируют протекание социализации.
Выделяют первичную и вторичную социализации агентов:
· агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида/ родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.;
· агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и т. д.
На этапах социализации роль агентов неодинакова:
· основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет: родители, родственники, братья, сестры. На этом этапе социализации у ребенка формируется мотивация на привязанность к людям; желание доверять им;
· дополнительные агенты формируют конкретные качества ребенка в возрасте от 3 до 8 лет наряду с основными агентами: учителя, воспитатели, врачи и т. д. Личность овладевает мыслительными и познавательными навыками;
· СМИ обеспечивают усвоение ценностей и стандартов;
· малые социальные группы ровесников от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеки к взрослости.
Последствиями нарушений социализации могут выступать: психические отклонения, различные виды беспокойств {фобии), деградация личности, преступность.
Агентсоциализация:
- семья и социальное окружение,
- образование,
- СМИ,
- Государственная политика,
- Национальные обычаи и традиции,
- Самовоспитание.
Уровни способности человека:
· Задатки,
· Способности,
· Одаренность,
· Талант,
· Гениальность.