Человек, индивид, личность

Человек:

· степень развития живых организмов принадлежащий к высшим млекопитающим, обладающих кровеносной, мышечной и другими системами, биологические свойства которого не запрограммированы.

· Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира.

 

Социальное начало в человеке:

· неразрывно связан с обществом,

· способен к общению,

· способен к общественно-полезному труду,

· обладает волей, сознанием, свободой, разумом, ответственностью.

Отличие человека от животного :

· умение изготавливать и использовать орудия труда,

· прямохождение,

· человек обладает мышлением и членораздельной речью,

· человек способен к сознательной, целенаправленной творческой деятельности,

· человек способен преобразовать окружающую действительность и создавать необходимые материальные и духовные блага.

Индивид:

· конкретно единичный человек рассматриваемы в качестве биосоциального существа.

· «индивид» - единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт: разума, воли, интересов. Понятие»индивид» употребляется в значении «конкретный человек». Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль.

Личность:

· человеческий индивид являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, качеств, которые он реализует в общественной жизни.

· Чтобы отобразить совокупность целостных психических и культурно-исторических особенностей индивида, используют понятие «личность!. Оно неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать личностью.

Индивидуальность характеризует своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного человека.

Индивидуальность (основные черты)

Биологические Психологические Социальные Философские
Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Отношение к собственности. Место в социально- классовой структуре. Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные.

 

Социализация:

· это составляющая на протяжении всей жизни индивида процесс воздействия на него общества и его структур в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе и становятся личностями.

· это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе,

· процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Примеры: Процесс социализации продолжается всю жизнь. Осуществляется социализация посредством образования и воздействия внешней среды.

Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, обретении личностью самостоятельности и определении своего социального места в обществе. В результате социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного "Я", отличного от других людей. Осознание человеком своего "Я" складывается из трех компонентов:

• того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

• того, как они реагируют на то, что видят;

• того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию.

Социализация осуществляется в результате межличностного взаимодействия.

Этапы социализации:

1)первичный (от рождения до 7 лет),

2)вторичный (образование),

3)завершающий (остаток).

Факторы, влияющие на процесс социализации:

· влияние социального окружения,

· генетические особенности индивида,

· влияние физического окружения (климат),

· влияние культуры,

· индивидуальный опыт человека.

Агенты и институты социализации – социальные группы, институты, которые воздействуют на личность, с тем чтобы человек осваивал конкретные социальные роли. Классификации агентов по разным основаниям:

- отдельные личности - агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания;

- учреждения - институты, которые контролируют протекание социализации.

Выделяют первичную и вторичную социализации агентов:

· агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида/ родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.;

· агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и т. д.

На этапах социализации роль агентов неодинакова:

· основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет: родители, родственники, братья, сестры. На этом этапе социализации у ребенка формируется мотивация на привязанность к людям; желание доверять им;

· дополнительные агенты формируют конкретные качества ребенка в возрасте от 3 до 8 лет наряду с основными агентами: учителя, воспитатели, врачи и т. д. Личность овладевает мыслительными и познавательными навыками;

· СМИ обеспечивают усвоение ценностей и стандартов;

· малые социальные группы ровесников от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеки к взрослости.

Последствиями нарушений социализации могут выступать: психические отклонения, различные виды беспокойств {фобии), деградация личности, преступность.

Агентсоциализация:

- семья и социальное окружение,

- образование,

- СМИ,

- Государственная политика,

- Национальные обычаи и традиции,

- Самовоспитание.

Уровни способности человека:

· Задатки,

· Способности,

· Одаренность,

· Талант,

· Гениальность.