МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АПТЕКЕ, ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

С целью сохранности товарно-материальных ценностей в аптеке вводится материальная ответственность. По трудовому законодательству Республики Беларусь установлены два вида материальной ответственности: полная и ограниченная.

Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства информационных данных и ценностей. Применительно к аптекам это:

– руководители подведомственных аптек;

– кассиры;

– провизора (фармацевты), выполняющие обязанность кассиров;

– водители автомобилей, занятыми перевозками ценностей.

Принятие полной индивидуальной материальной ответственности оформляется договором, в котором предусмотрены обязанности нанимателя и работника, занимающего должность. Договор составляется в 2-х экземплярах.

Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады), достигшими 18-летнего возраста, совместно выполняющими отдельные виды работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность может вводиться в аптеках на работах по приему на хранение, обработку, хранение, отпуск материальных ценностей на складах, а также работах по продаже (отпуску) товаров (продукции), их подготовке к продаже независимо от форм торговли и профиля организации, работ по приему, транспортировке, выборке, счету, упаковке, хранению и выдаче денежных знаков.

Наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии – самостоятельно утвердить перечень должностей и работ замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Необходимость заключения договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности определяется нанимателем. Решение нанимателя оформляется приказом и объявляется коллективу (бригаде) на общем собрании. Приказ нанимателя об установлении ответственности прилагается к договору.

В аптечных организациях коллективная материальная ответственность вводится в аптеках, не имеющих самостоятельных отделов.

В аптеках, имеющих самостоятельные отделы, вводится бригадная материальная ответственность.

Принятие коллективной (бригадной) материальной ответственности оформляется договором при приеме на работу или, при необходимости, в процессе работы.

В случае отказа работника от заключения договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности наниматель может предложить работнику другую работу, соответствующую его специальности и квалификации, должности, не связанную с заключением такого договора. При отсутствии такой работы или отказе работника от предложенной ему другой работы, он может быть уволен в порядке, установленном законодательством.

При смене руководителя коллектива (бригадира) или при выбытии из коллектива (бригады) более 50% от его первоначального состава договора долен быть перезаключен.

Договор не перезаключается при выбытии из состава коллектива бригады отдельных работников или приеме в коллектив (бригаду) новых работников. В этих случаях в договоре против фамилии выбывшего члена коллектива (бригады) указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в коллектив (бригаду).

Руководство коллективом (бригадой) возлагается на руководителя коллектива (бригады).

При временном отсутствии руководителя его обязанности возлагаются на одного из членов коллектива. При смене руководителя коллектива (бригады) или при выбытии из коллектива более 50% от его первоначального состава договор должен быть переоформлен.

Члены коллектива (бригады) имеют право:

- участвовать в приемке ценностей и осуществлять взаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже (отпуску), перевозке или применению в процессе производства ценностей;

- принимать участие в инвентаризации ценностей, переданных коллективу (бригаде);

- знакомиться с отчетами о движении и остатках переданных коллективу (бригаде) ценностей;

- в необходимых случаях требовать от нанимателя проведения инвентаризации переданных коллективу (бригаде) ценностей;

- заявлять нанимателю об отводе членов коллектива (бригады), в т.ч. руководителя коллектива (бригады), которые по их мнению не могут обеспечивать сохранность ценностей.

Наниматель обязан:

- создавать коллективу (бригаде) условия, необходимые для обеспечения сохранности вверенного ему имущества;

- своевременно принимать меры к выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению коллективом (бригадой) сохранности ценностей, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности.

Возмещение ущерба:

Основанием для привлечения членов коллектива (бригады) к материальной ответственности является материальный ущерб, причиненный недостачей, подтвержденной инвентаризационной ведомостью, а также порча материальных ценностей работниками коллектива (бригады).

Привлечение коллектива (бригады) к материальной ответственности производится нанимателем после проведения тщательной проверки причин образования ущерба, с учетом письменных объяснений, представленных членами коллектива (бригады), а в необходимых случаях также заключений специалистов.

Члены коллектива (бригады) освобождаются от возмещения ущерба: если будет установлено, что ущерб причинен не по их вине.