ТЕМА 10. Футурология.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Вопросы:

1. Сущность глобальной проблемы.

2. Экологический кризис, как глобальная проблема.

3. Проблема выработки человеческого идеала.

4. Проблемы войны и мира, вопрос о выживании человека.

5. Человечество перед лицом глобальных проблем.

6. Перспективы современной цивилизации.

7. Культура и кризис современного мира.

8. Пути решения глобальных проблем.

9. Проблемы глобализации.

10. Взаимодействие морали и права.

11. Поиски гуманного в развитии общества.

12. Проблемы прошлого, настоящего и будущего.

 

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

В процессе изучения курса применяется сочетание различных промежуточных форм контроля. Также в рамках курса выполняется и защищается контрольная работа. Итоговая форма контроля по курсу – экзамен.

 

Примерная тематика контрольных работ

 

1. Мировоззрение, типы мировоззрения.

2. Философия и мировоззрение.

3. Философия, ее предмет и роль в развитии человечества.

4. Основные направления и школы философии.

5. Древнеиндийская философия.

6. Древнекитайская философия.

7. Античная философия.

8. Учение Платона об идеях.

9. Этика Аристотеля.

10. Аристотель о сущности и происхождении государства.

11. Философия средневековья.

12. Схоластика, реализм и номинализм в средневековой философии.

13. Философия Возрождения.

14. Немецкая классическая философия.

15. Философия XX века.

16. Философия Фомы Аквинского.

17. Николай Кузанский.

18. Учение Г. Лейбница о монадах.

19. Эмпиризм и рационализм.

20. Этика И. Канта.

21. Философия И. Фихте.

22. Философия Гегеля.

23. Марксистская философия.

24. Генезис и особенности развития русской философии.

25. Славянофильство и западничество.

26. Философия всеединства В.С. Соловьева.

27. Российский марксизм.

28. Развитие философской мысли в России в XIX веке.

29. Позитивизм.

30. Иррационализм А. Шопенгауэра.

31. Прагматизм (Д. Дьюи).

32. Феноменология (Э.Гуссерль).

33. Герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х. Гадамер).

34. Экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).

35. Структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко).

36. Российская философия советского периода.

37. Философский смысл и структура бытия.

38. Проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.

39. Философское понятие материи и его значение для науки.

40. Движение, его формы.

41. Понятие прогресса и регресса.

42. Пространство и время.

43. Сознание и его формы.

44. Диалектика как теория и метод познания.

45. Теория познания.

46. Основы социальной философии.

47. Структура общества и сферы общественной жизни.

48. Проблема человека и культуры в социальной философии.

49. Формирование и типология личности

50. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

51. Проблема смерти и бессмертия.

52. Свобода и ответственность.

53. Нравственные ценности.

54. Сознание и самосознание.

55. Вера и знание.

56. Рациональное и иррациональное в познании. Научное и вненаучное знание.

57. Понятие истины. Абсолютное и относительное.

58. Культура и цивилизация.

59. Глобальные проблемы современности.

60. Экологический кризис, как глобальная проблема современности.

 

Примерные тестовые задания

Часть А.

 

1. Это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни:

а) мораль;

б) миф;

в) сказка;

г) философия.

2. Слово «философия» впервые употребил греческий математик и мыслитель:

а) Солон;

б) Руссо;

в) Пифагор;

г) Платон.

3. Мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку называется:

а) социология;

б) философия;

в) история;

г) мифология.

4. Система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненные позиции, программы деятельности людей – это:

а) философия;

б) антропология;

в) мировоззрение;

г) социология.

5. Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе называется:

а) сознание;

б) память;

в) интеллект;

г) зрение.

6. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю называется:

а) материя;

б) бытие;

в) мир;

г) сознание.

7. Философско-религиозное учение, связанное с именем Гаутамы Будды:

а) даосизм;

б) ислам;

в) буддизм;

г) джайнизм.

8. В Индии сборник гимнов в честь богов и героев называется:

а) книги;

б) Веды;

в) «Книга перемен»;

г) Коран.

9. Философское направление, считающее первичным сознание, вторичным – материю называют:

а) материализм;

б) идеализм;

в) конформизм;

г) субъективизм.

10. Истолкование Философии как особой науки впервые предпринял:

а) Платон;

б) Гераклит;

в) Пифагор;

г) Демокрит.

11. Назовите автора данных трудов: «Русская идея», «Философия свободного духа», «Царство духа и царство кесаря», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Самопознание» и др.:

а) Л. Н. Толстой;

б) В.С. Соловьев;

в) Н.А. Бердяев;

г) Ф.М. Достоевский.

12. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин составили направление русской философии XIX века под названием:

а) христианство;

б) западники;

в) марксизм;

г) славянофилы.

13. Исследование проблем общемирового развития, затрагивающих судьбу всей человеческой цивилизации называется:

а) философия;

б) история;

в) глобалистика;

г) экология.

9. Одно из главных философских направлений, признает объективность, первичность материи:

а) идеализм;

б) философия;

в) материализм;

г) эмпиризм.

10. Направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу - психиатру З. Фрейду:

а) феноменология;

б) психоанализ;

в) неопозитивизм;

г) экзистенциализм.

 

Часть В.

 

1.Философия буквально означает «________________».

 

2. Вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному составляет ______________________.

 

3. _________ - это высшая свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

 

4. В структуре самой философии довольно отчетливо можно выявить несколько присущих только ей уровней познания действительности:

А ________

Б ________

В ________

Г ________

Д _______

 

5. Само понятие «___________________» обозначает искусство понимания, истолкование текстов, перевода памятников прошлого.

 

6. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю - ______________.

 

7. Впервые термин «бытие» в философию ввел античный философ ____________.

 

8. Особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам__________.

 

9. Способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль - ___________.