Особенности творческого труда в научной деятельности

Эффективность труда в научной деятельности зависит от моральных, волевых и качественных характеристик работника, а также его интеллектуального уровня. Последнее особенно важно в научно-исследовательской деятельности.

Важнейшими особенностями современных научных исследований, влияющими на эффективность научного труда, являются следующие:

а) вероятностный характер их результатов, поэтому исследователь должен обладать высокоморальными и волевыми качествами (организованностью, настойчивостью, твердостью);

б) уникальность, которая ограничивает применяемость типовых методов решений, как это имеет место в материальном производстве;

в) сложность и комплексность, повышающие требования к научным работникам при кооперации труда. В первую очередь это относится к экономическому аспекту изучаемой проблемы. Он требует не только расширения экономического кругозора исследователя, но и привлечения профессиональных экономистов;

г) масштабность и трудоемкость, основанные на изучении большого количества объектов и экспериментальной проверке полученных результатов;

д) связь исследований с практикой, укрепляющаяся по мере превращения науки в непосредственную производительную силу.

Опыт показывает, что не каждый специалист, даже самый высококвалифицированный, имеет наклонности к выполнению научных исследований.

Работник науки должен быть предан идеям теории познания мира, всесторонне развитым, стойким борцом за приоритет российской науки. Авторитет ученого определяется прежде всего результатом его труда, который зависит от его интеллекта.

Под интеллектом научного работника понимаются его умственные и творческие способности, увлеченность трудом, неудовлетворенность, готовность к самопожертвованию ради научной истины. Увлеченность трудом формируется у исследователя на основании убежденности в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим.

Готовность к самопожертвованию ради научной истины является высшим проявлением волевого характера ученого – его решительности, настойчивости, честности. Исследуя организацию научного труда, К. Маркс указывал: "В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам" [4. С. 25].

У научного работника неудовлетворенность достигнутым проявляется в постоянном поиске лучших путей решения научных проблем. Он критически относится к собственным научным работам, намечает пути совершенствования и высказывает замечания по отношению к работам своих коллег. В каждой научной работе ученый должен стремиться сделать хотя бы небольшой шаг вперед по сравнению с ранее выполненными им работами и работами его предшественников. Неудовлетворенность побуждает ученого к творческому труду, и наоборот, отсутствие ее свидетельствует о том, что ученый исчерпал себя, прекратил активную научную жизнь. Развитие коллективности труда в научных исследованиях связано с некоторыми особенностями его активизации, с возможностями свободной дискуссии в достижении научной истины.

Имеется много различных методик проведения научных дискуссий в поисках истины, правильных решений, но все они направлены на активизацию "мозговой атаки" участников дискуссии. В основу ее положена гипотеза о том, что среди большого числа решений имеется, по крайней мере, одно оптимальное. В отличие от традиционного способа обсуждения научных проблем "мозговая атака" проводится по определенной методике.

Прямая "мозговая атака" (метод комиссии) предусматривает формулирование проблемы с выделением ее центрального пункта и затем выдвижение и обсуждение предложений по решению проблемы.

При этом ни одна идея не может быть объявлена заведомо ложной и отброшена, напротив, рассматривается любое высказанное предложение. В некоторых случаях организаторы "мозговой атаки" заранее намечают меры по управлению групповой дискуссией. В этом случае применяется метод коллективной генерации идей. Среди ее участников назначаются "аниматоры", стимулирующие процесс творчества; "модераторы", следящие за тем, чтобы полемика участников дискуссии не выходила за рамки допустимой; "президент", удерживающий внимание участников на сформулированной проблеме; "генераторы", в задачу которых входит выдвижение идей; "селекторы", оценивающие и отбирающие выдвинутые "генераторами" предложения.

Другая разновидность "мозговой атаки" – обмен мнениями (иногда ее называют методом отнесенной оценки). При этом ставится задача не только определения возможных путей решения той или иной проблемы, но достижения единства взглядов по поводу достоинств и недостатков выдвинутых идей и выработке коллективного предложения.

Кроме того, имеется еще один вид "мозговой атаки"- стимулирование наблюдения, которое заключается в том, что поставленная задача решается не в общем виде, а переносится на воображаемый, а иногда реальный объект. Составляется "сценарий", по которому и "проигрываются" возможные варианты решения проблемы согласно общим правилам "мозговой атаки".

Применение организационных форм "мозговой атаки" в научных исследованиях зависит от темы и методики ее исследования, состава исполнителей, задания, выданного заказчиком, и других условий. Проведение научных дискуссий в исследованиях конкретной экономики связано с моделированием изучаемых объектов, когда результаты исследования экспериментируются и внедряются на производственных предприятиях и объединениях. При этом исследователям в процессе "мозговой атаки" приходится зачастую преодолевать психологический барьер инертности отдельных работников, привыкших работать в условиях сложившейся технологии производства и действующих экономических критериев (планирования, стимулирования, хозрасчетных отношений и т.п.).

Таким образом, особенность творческого труда в исследовании экономики заключается в его целевой функции – превращении науки в непосредственную производительную силу, с учетом убежденности и высокой сознательности исследователей в отношении к развитию науки.

1.4.2. Организация труда и его планирование в научных исследованиях

Организация как смысловое понятие предусматривает упорядоченность взаимодействия отдельных элементов, находящихся в функциональной зависимости. Организационные принципы в области научной организации творческого труда в течение длительного времени были основаны на практическом опыте исследователя. Необходимость научной организации творческого труда в исследовательской деятельности возникла в связи с тем, что появилась потребность координации и взаимной увязки целого ряда однородных по техническому характеру процессов коллективного труда, когда методы организации, основанные на практическом опыте отдельного исследователя, не обеспечивали оптимальность творческого процесса в условиях технического прогресса.

Повышение уровня использования научного потенциала является важнейшим направлением увеличения эффективности науки, которое зависит от организации труда научных работников. Рациональная организация труда обеспечивает снижение трудовых затрат на науку.

Важнейшими принципами организации труда в научной деятельности являются преемственность, коллективность, динамичность, мобильность, самоорганизация, творческий подход.

Преемственность – взаимосвязь между живым и овеществленным трудом в ранее выполненных научных исследованиях. Наука не могла бы развиваться, если бы каждый исследователь начинал "с нуля". Поэтому в организации труда в научных исследованиях большую роль играет изучение наследия предшественников.

Коллективность труда в научных исследованиях обусловлена ростом специализации работников, масштабами и сложностью исследований, развитием материально-технической базы науки. В сфере умственного труда, особенно творческого, общение между его участниками опосредуется устной речью и письмом, что не всегда позволяет достичь быстроты и точности взаимопонимания. Поэтому возникает необходимость сплочения сил многих работников, хотя непосредственный процесс творчества имеет индивидуальный характер. Это противоречие устраняется путем координирующих воздействий управления научными исследованиями (консультациями, коллективными обсуждениями программ работ, координационными совещаниями и др.).

Коллективизм, применяемый в большинстве отраслей науки, основан на функциональном разделении труда, при котором отдельные функции закрепляются за различными работниками (организаторами, координаторами, информаторами, прогнозистами, экспериментаторами).

Оптимальная организация коллективной работы включает также кооперирование – сочетание различных демографических и психологических типов ученых, "генераторов" идей с исполнителями, смелых с осторожными, инициативных с более самокритичными и т.п. При этом необходимо учитывать психологическую совместимость работников.

Динамичность организационных форм труда в научных исследованиях определяется тем, что в условиях ускорения темпов развития науки изменяются формы разделения и кооперации труда (расстановка кадров, уровень коллективности труда, членение работы на этапы, организация подготовки к её выполнению, организация рабочего места и т.п.). Она вызывает необходимость в оперативном обеспечении координации действий работников в процессе исследований. На основе полученных результатов в рабочие планы и методику выполнения работ вносятся коррективы, направленные на успешное завершение исследований в регламентируемые сроки.

Мобильность профессиональной подготовки кадров состоит в адаптации работников к перемене функций, специализации, места работы, что в значительной мере влияет на организацию труда. Особенно необходима она в экономических исследованиях, поскольку отраслевая подготовка экономистов (промышленность, строительство, транспорт, торговля) в определенной мере ограничивает возможности изучения межотраслевых связей. Поэтому возникает потребность в адаптации специалистов к направленности изучаемых явлений.

Самоорганизация предусматривает комплекс мероприятий социологического и психофизиологического характера, осуществляемых работником с целью повышения эффективности проводимых исследований. Поскольку исследования экономических процессов связаны с обработкой больших массивов цифровой информации, то исследователь должен выработать в себе такие черты характера, как сосредоточенность, внимательность, аналитичность мышления, позволяющие критически оценивать результаты выполненных расчетов и группировок данных. В экономических исследованиях нельзя принимать ни один вывод на основании утверждения авторитетов или непроверенных данных. У исследователя должно быть всегда опасение, что непроверенный им самостоятельно сделанный вывод путем сбора, группировки и обработки информации об объекте исследования не является достоверным. При этом должно осуществляться самонормирование труда, оно состоит в определении ежедневной нормы, которую исследователь устанавливает для себя лично. Так, может быть установлена норма написания текстового материала 8-10 страниц, составление 4-5 аналитических таблиц, реферирование 70-80 страниц литературных источников и т.п.

Творческий подход основан на изучении и обобщении имеющихся достижений в данной области знаний, критическом осмыслении их и создании новых концепций. Направлен он на производство новых знаний и, в частности, на познание объективных законов и тенденций развития явлений, позволяющих решать новые научно-теоретические и научно-практические проблемы. В экономических явлениях творческий подход применяется при изучении передового опыта работы предприятий и объединений, обобщении сведений из литературных источников об объекте исследования.

При этом с помощью различных методов исследования и осмысления тенденций, изучаемых явлений исследователь делает вывод о творческом применении полученных результатов в дальнейшем совершенствовании изучаемых экономических явлений.

Организация коллективного труда в исследованиях, проводимых в научно-исследовательских институтах, научно-производственных объединениях, лабораториях, связана с упорядочением трудовых процессов и внедрением планов НОТ. Планы НОТ в коллективах, занятых исследовательской деятельностью, включают: организацию трудовых процессов и рабочих мест, обеспечение благоприятных условий труда, организацию труда по функциональному обслуживанию рабочих мест, нормирование и материальное стимулирование, развитие творческих способностей и общественной активности работников.

Как известно, в коллективах, занятых научными исследованиями, имеется много общего с организацией любого общественного труда. Вместе с тем существуют некоторые особенности, которые заключаются в нормировании труда работников, занятых исследовательской деятельностью. Изучение практики работы НИИ и других подразделений, занятых научными исследованиями, показывает, что "генераторы" научных идей и "прогнозисты" в коллективах не превышают 20 % и их труд пока не поддается нормированию. Труд остальных работников, занятых исследовательской деятельностью, поддается количественному измерению, что учитывается при планировании их численности.

Рациональная организация труда в научных исследованиях основана на его плавности, которая воплощается в программах, предварительных и рабочих планах исследований, индивидуальных планах и графиках выполнения работы.

Программа исследования определяет его задачу, общее содержание и народнохозяйственное значение, замысел, принцип решения, методику, объем работ и сроки выполнения.

Предварительный план исследования является конкретизацией работ по выбранной теме. В нем указывается период выполнения работ, затраты и источники их финансирования, результаты исследования, место внедрения и предполагаемая эффективность.

Рабочий план составляется после того, как исследователь хорошо овладел темой, уточнил ее теоретические предпосылки, ознакомился с историей вопроса, изучил литературу и практику. В нем находят отражение выдвижение и обоснование рабочей гипотезы, проверка и развитие которой составляет основное содержание последующей работы. В рабочем плане указывается не только то, что нужно сделать, но и каким путем, с проработкой важнейших моментов, с расчленением работы на этапы, определяются периоды их завершения и конкретные исполнители.

Индивидуальный план разрабатывается каждым исследователем на ту часть работы, которая определена ему в рабочем плане.

В нем отражается взаимосвязь работ, выполняемых другими исполнителями, определяются предполагаемый результат и его реализация, срок выполнения работы. Этот план утверждает руководитель разрабатываемой темы или ее раздела.

График выполнения работы составляется на основании рабочего плана с учетом индивидуальных планов отдельных исполнителей. В нем указываются сроки завершения работ по каждому этапу, внедрения результатов и лица, ответственные за соблюдение этих сроков. Его утверждает руководитель научного подразделения, ответственный за выполнение данной темы или проблемы в целом.