Исследование концентрации и устойчивости внимания с помощью корректурной пробы (кольца Ландольта)
Цель исследования: определить уровень концентрации и устойчивости внимания.
Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.
Процедура исследования.Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания. Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде испытуемый должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных испытуемым за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
Инструкция испытуемому: "Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно символами. Отыщите и зачеркните те кольца, где разрыв находится внизу кольца. Старайтесь не пропустить ни одного кольца и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда "Начали!"
Обработка и анализ результатов.
Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:
K = S* (S/n), где
S – число строк, проработанных испытуемым, n – количество пропусков или ошибок
Показатель темпа выполнения (А):
A=S/t, где
S – число строк, проработанных испытуемым, t – время выполнения
Определение устойчивости внимания (S):
S=0,5N – 2,8n/60, где
N – количество колец, просмотренных испытуемым за минуту, n – количество пропусков или ошибок за это же время
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
| |||
|