Метод удержанных членов ряда
(определение объема непосредственного запоминания)
Эксперимент проводится индивидуально.
Экспериментальным материалом служит ряд из 15 не связанных между собой слов (из 4-6 букв). Экспериментатор читает испытуемому все 15 слов с паузами между словами в 2 с. После окончания чтения ряда, через 5 с, он должен воспроизвести вслух слова в любом порядке. По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он запоминал слова. Ответы и словесный отчет фиксируются в протоколе.
Образец протокола.
Испытуемый: Экспериментатор: Дата: Время опыта:
№ | Предъявленный ряд | Результаты воспроизведения | Прим. |
1. | |||
…………… | |||
15. |
Словесный отчет испытуемого:
Наблюдения экспериментатора:
Обработка данных и анализ результатов: подсчитать частоту правильных и ошибочных воспроизведений и занести данные в сводную таблицу.
Метод удачных ответов
(определение объема опосредствованного запоминания)
Эксперимент проводится индивидуально.
Экспериментальным материалом служит ряд из 15 пар слов (из 4-6 букв). Каждая пара должна быть связана между собой любым видом ассоциации (например, зима – снег, дерево – стол, нога – сапог и т.п.). Первые слова пар – слова-опоры, вторые – слова-объекты, которые испытуемый должен запомнить. Экспериментатор читает слова в трохаическом размере, т.е. с ударением на первом слоге. Интервал между парами – 2 с. После окончания предъявления ряда, через 5 с, экспериментатор читает только слова-опоры (порядок их предъявления изменяется), а испытуемый должен назвать слова-объекты, соответствующие словам-опорам. Ответы, ошибочные воспроизведения и словесный отчет о том, как испытуемый связал между собой слова-опоры и слова-объекты, фиксируется в протоколе экспериментатором.
Обработка данных и анализ результатов: подсчитать частоту правильных и ошибочных воспроизведений и занести данные в сводную таблицу.
Приложение 6
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ