Применение SWOT-анализа при разработке стратегических решений.
Сущность стратегического управления. Генеральной стратегической целью управления па уровне города является повышение качества жизни населения. Стратегия определяет действия, необходимые для достижения запланированных целей управления на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов.
Необходимость проведения стратегического управления связана с:
♦ ростом потребностей населения;
♦ насыщением рынка товарами и услугами;
♦ повышением требований населения к качеству продукции вследствие роста доходов и свободы выбора;
♦ улучшением технических возможностей производства новых товаров и услуг;
♦ ростом безработицы и увеличением численности населения с низким уровнем доходов и спроса.
Стратегическое управление — деятельность, ориентированная на достижение целей в условиях нестабильной, конкурентной среды, включающая анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии.
Стратегическое управление отраслями экономики на разных уровнях является отличительной характеристикой функционального управления регионом. Схема подсистем города приведена на рис. 4.4.
Она является основой для системного анализа города в зависимости от масштаба управления, производственного потенциала, состава населения и рыночной инфраструктуры.
Рис. 4.4. Подсистемы города
В процессе стратегического планирования деятельности муниципального образования при разработке стратегических управленческих решений начальным и необходимым этапом является анализ и оценка первичных условий, предпосылок и ограничений перспективного развития муниципального образования. Этот этап — базовая составляющая стратегического муниципального планирования, и ее значение обусловлено тем, что перспективное развитие МО в значительной мере зависит от достигнутого на текущий момент качества жизни населения, состояния и эффективности использования местного социально-экономического потенциала, уровня развития экономики [59].
Одним из инструментов стратегического планирования, сформировавшимся в рамках стратегического управления в 1980-х годах и завоевавшим популярность, является SWOT-анализ. Его появление связывают с именем американского экономиста Э. Эндерсона, предположившего, что возможности системы должны соответствовать возможностям ее окружения, а следовательно, при формировании стратегии необходимо рассматривать сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы внешней среды [30]. SWOT-анализ использует все существующие подходы стратегического планирования: анализ организационной структуры и ее окружения, процесс построения стратегии, содержание стратегии.
Вначале специального термина «SWOT-анализ» не было, он появился позднее в работах группы ученых-преподавателей Гарвардского университета, которые развили данный подход к стратегическому планированию. Он образован из первых букв слов: внутренние силы — Strengths; слабые стороны (слабости) — Weaknesses; возможности — Opportunities; угрозы — Threats.
SWOT-анализ позволяет выявить и проанализировать сильные и слабые стороны, дать оценку возможностей развития и потенциальных угроз. Он представляет собой последовательность этапов [30,66]:
♦ I этап — создание рабочей группы аналитиков и плана работы;
♦ II этап — фиксация данных о текущем состоянии муниципального образования;
♦ III этап — согласование представления элементов SWOT;
♦ IV этап — определение приоритетов развития и объектов реформирования муниципального образования.
I этап. Создание рабочей группы аналитиков и плана работы.
Для подготовки экспертизы формируется группа специалистов. В ее задачи входит обеспечение условий для эффективной деятельности экспертов. В ходе работы группа формулирует проблему, определяет цели и задачи экспертизы, ее основные этапы; разрабатывает процедуру экспертизы; отбирает компетентных экспертов и формирует группы; проводит опрос и согласование оценок.
В зависимости от важности и уровня сложности целей и задач, возлагаемых па группу экспертизы, в ее состав включают до 5 человек — специалистов в этих областях знаний.
Экспертиза начинается с постановки проблем, а также определения, какие из них являются реальными, а какие — мнимыми. С этой целью применяется публичное обсуждение. После того как проблема обсуждена и получила обоснование, проводится ее предварительный анализ. Организаторы экспертизы формулируют тезис, составляющий суть проблемы. Точно обозначенная цель является гарантией надежности экспертизы.
Метод опроса выбирается в зависимости от целей и задач экспертизы и от состава участвующих в ней специалистов. Это может быть индивидуальный или групповой (коллективный), личный (очный) или заочный, устный или письменный опрос. Индивидуальный опрос создает условия для максимального использования способностей и знаний каждого специалиста. Групповой позволяет специалистам обмениваться мнениями, учесть что-либо упущенное каждым из участников опроса и скорректировать свои оценки. Недостатком такого опроса является сильное влияние авторитетов на мнение основной массы участников. Таким образом, методы индивидуального опроса предъявляют высокие требования к эксперту. При групповом опросе спорные суждения могут быть уточнены при обмене мнениями или путем расчета общей оценки всей группы на основе суммирования частных оценок экспертов.
В группу аналитиков для проведения SWOT-анализа выбирают наиболее авторитетных и опытных специалистов по исследуемому направлению и членов рабочих групп по направлениям стратегического планирования [30]. План анализа должен включать список необходимых исходных документов и информации, временной регламент, цель объекта исследования, задачи, которые будут решены.
II этап. Фиксация данных о текущем состоянии муниципального образования. На данном этапе выявляют слабые и сильные стороны, угрозы и возможности развития муниципального образования. В процессе проведения мероприятия необходимо соблюдать следующие правила:
♦ четко сформулировать область SWOT-анализа. Акцентирование на конкретной проблеме обеспечивает выявление наиболее важных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
♦ различать и не смешивать элементы SWOT: сильные стороны и возможности, слабые стороны и угрозы;
♦ включать в анализ только существенные элементы SWOT;
♦ основывать анализ только на достоверных фактах и результатах исследований.
Матрица первичного стратегического анализа составляется по следующему алгоритму: сначала определяется внешняя и внутренняя среда, затем события в каждой из них — благоприятные и неблагоприятные [30]:
♦ внешняя — внутренняя;
♦ сила — слабость;
♦ возможности — угрозы.
Рис. 4.5. Матрица первичного SWOT-анализа муниципального образования
Фиксацию данных о текущем состоянии муниципального образования в матрице SWOT необходимо выполнять особенно тщательно. На результат может повлиять даже последовательность заполнения клеток матрицы. Не стоит недооценивать субъективность мнений участников при обсуждении той или иной ситуации.
Этап III. Согласование представления элементов SWOT. На данном этапе устанавливают, насколько сильны сильные стороны и слабы слабые, исходя из состояния внутренней среды; насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внешней среды. Проводят сравнение количественных оценок сильных сторон между собой и с количественными оценками слабых сторон, аналогично оценки угроз сравнивают между собой и с оценками возможностей.
Этап IV. Определение приоритетов развития и объектов реформирования муниципального образования. Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз позволяет устанавливать приоритеты и на их основе распределять ресурсы между различными проблемами и стратегическими целями. Анализ внешней среды МО включает следующие стадии:
♦ анализ и оценка факторов внешней среды;
♦ анализ перспектив развития МО;
♦ сравнение перспектив развития.
В процессе стратегического анализа следует выявить перспективы развития факторов внешней среды и выбрать из них те, которые способны повлиять на развитие муниципального образования (табл. 4.1).
Таблица 4.1 Оценка содержания факторов внешней среды муниципального образования
Матрица SWOT-анализа уровня развития МО приведена в табл. 4.2. Для численной оценки факторов внешней среды используются различные методы, достаточно часто применяется балловый. При его использовании определяют степень согласованности мнений экспертов по каждому оцениваемому сочетанию факторов. Полученные результаты позволяют провести количественную оценку сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды МО.
Таблица 4.2 Матрица SWOT-анализа уровня развития МО
Экспертная оценка может быть проведена при участии работников администрации МО. Вначале вычисляют среднюю оценку по каждому набору факторов, далее рассчитывают степень согласования мнений экспертов. В результате сумма полученных оценок определяет общую значимость сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды. Итогом SWOT-анализа является четко обозначенные приоритеты развития и объекты реформирования муниципального образования.