СССР в середине 60-х - начале 80-х годов: нарастание кризисных явлений

Период с 1964-1985 гг. вошёл в историю страны вначале как «эпоха развитого социализма», позже как «период застоя». Первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарём стал Л. И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А. Н. Косыгин. Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые рук.считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ.Приход Л. И. Брежнева к руководству партией и гос.совпал с важным периодом осознания исчерпанности экстенсивного развития экономики. Объективно сформировались предпосылки перехода от мобилизационного к инновационному типу развития страны, требовавшему децентрализации систем принятия управленческих систем и повышения роли экономических регуляторов как обязательных гарантий поступательного разв. Нар. Хоз.. Необходимо отметить, что чрезвычайно показательным для этого периода является то, что 50-е годы — начало 60-х были временем высшего подъема сов.экономики. Она развивалась высокими темпами. Произведенный нац.доход (по официальной статистике) «в 5,3 раза превысил ур. 1950 года, промышленное производство — в 6,1, сельск-ное — в 2,2, капитальные вложения — в 6,4, грузооборот транспорта — в 5,4 раза». Повысился уровень жизни населения, розничный товарооборот в государственной и кооперативной торговле вырос в 5,9 раза, среднемесячная зарплата с добавлением выплат и льгот из общ-х фондов потребления ув. в 2 раза. Обеспечивалась сравн-я стабильность цен, особенно розничных. Были достигнуты выс. показатели в инновационном освоении ряда напр.4технологического поколения — в созд. термоядерного щита, атомной энергетики, военном и мирном освоении космоса, форм-и радиоэлектроники и др. новых отраслей. Впечатляют достиж. фундаментальных исследований сов. научных, конструкторских и инженерных школ. Впервые был достигнут военно-технический паритет с Западом. СССР возглавил мировую систему социализма, успешно противостоял зап. блоку. Осуществлялись экономические преобразования. Но советская экономика, оставаясь все еще сильной, теряла кач. эффективность. Отдача от вложений громадных фин-х ресурсов падала: убытки, низкое кач.продукции, распыление капиталовложений, низкая произв-сть труда — все это тормозило развитие экономики. Характер развития советского общества зависел от политической линии руководства КПСС, степени ее соответствия потребностям общества, требованиям времени и междунар.обстановке. В нач. 70-х гг. ведущая роль в рук-ве утвердилась за Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым, бывшим одновременно Председателем Президиума ВеДо середины 70-х гг. в выборе экономической стратегии противостояли две концепции. Предс. Сов. Мин. А. Н. Косыгин отдавал предпочтение разв.промышленности и стремился проводить в жизнь эконом-ие реформы 1965 г. Брежневская полит.линия исходила из приоритетного полож. военно-промыш-го комплекса, сельс. Хоз. (а после 1977 г. еще и освоение Сибири). Для этих приоритетов считалось, что необходимости в реформах нет, «надо просто лучше работать». Линия Брежнева в руков.восторжествовала. Косыгин хотя и оставался на своем посту, но реформы постепенно были свернуты. В эти годы усилилось централизованное управление, свертывание реформ и падение темпов роста основных социально-экономических показателей. Планы девятой и десятой пятилеток, директивы которых одобрили соответственно XXIV (1971) и XXV (1976) партийные съезды, намечали увеличение абсолютного роста производства продукции и национального дохода страны, однако ускорения темпов роста уже не предполагали. Снижение темпов объяснялось возрастающими масшт. произ-ва.Партийный аппарат, сместивший Хрущева, показал силу и еще больше укрепил свою самостоятельность. Выдвинутый номенклатурой Брежнев стал в основном проводником корпоративной воли верхнего слоя парт. рук. при укрепившейся авторитарной системе. Не только политический консервативный курс брежневского руководства в 70-80-х гг. способствовал усилению противоречий во всех областях общественной жизни. На эконом.разв.сов.общ. в условиях технологической революции в 70-80-х гг. оказывали воздействие две группы факторов: 1) прогрессивные стороны социалистического строя, 2) факторы, противодействующие реализации преимуществ социализма . Главные факторы торможения — усиление противоречий экономической системы раннего социализма и воздействие гонки вооружений с усилением «холодной войны». Осн. тенденцией в 70-80-е гг. продолжал оставаться рост производства во всех отраслях экономики, увеличение производительных сил общества, разв. научно-техн. прогр.. Продолжало сказываться преобладающее влияние прогрессивных сторон социалистической экономики. За 70-е гг. значительно выросли масштабы производства: объем промышленной продукции увеличился более чем на 75 %; рост сельхозпродукции — почти на 25 %; нац. доход — более чем в полтора раза. Производственные фонды страны выросли более чем в 2 р.

Плановая система обеспечивала устойчивый рост экономики от пятилетки к пятилетке без кризисов и спадов, развитие НТП. Пятилетними планами в целом правильно определялись задачи народного хозяйства: перевод экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития, развертывание научно-технической революции. XXIV съезд КПСС поставил задачу «органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства». Сопоставление научно-технических уровней СССР и США в начале 70-х гг. показывает, что в ряде направлений мы не уступали, а даже превосходили США. Исследования ЦРУ (ставшие известными лишь в последние годы) показывали реальную возможность СССР сравняться с США по экономическим показателям. Интеллектуальный и производственный потенциалы обеспечивали реальную возможность решения данной задачи. Каждый четвертый научный работник мира находился в СССР. Производственная база увеличилась количественно и улучшилась качественно. В стране создавались новые агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные объединения, территориально-производственные комплексы. В середине 70-х гг. велась работа над 15 крупнейшими производственными программами: создание Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, нефтегазового комплекса на Севере, строительство БАМа, развитие сельского хозяйства Нечерноземья РСФСР и др. Единый народно-хозяйственный комплекс работал слаженно и бесперебойно. После самой эффективной VIII пятилетки (1966 — 1971) последующие три пятилетки предусматривали поддержание темпов промышленного роста на уровне 8 — 9 % в год, а сельского хозяйства — 4%. Это высокие темпы роста по сравнению с капиталистическими странами, хотя и более скромные, чем в «ударные» пятилетки. Однако эти показатели не были достигнуты как в силу объективных причин, не учтенных планированием, так и в результате воздействия факторов торможения. Начиная со второй половины 70-х гг., экономика исчерпала ресурсы свободной рабочей силы, прирост трудоспособного населения страны упал с 2 до 0,25 %. Значительно возросла капиталоемкость новых производственных объектов, увеличилась доля незавершенного строительства. Свертывание же реформ и восстановление централизованно-распределительного хозяйственного механизма, продолжение военно-мобилизационной экономической политики при удорожании стоимости вооружений усилили противоречия в экономике. В 9-ой пятилетке началось снижение темпов экономического развития. Небольшую часть экономики страны составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые работали на военные заказы. В 70-е годы активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где были заняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страны работала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела к небольшим диспропорциям. Экономика раб. в военно-мобилизационном режиме: научно-технический прогресс обслуживал в первую очередь военные нужды, отвлекая на них большую долю средств и лучшие научные силы; военно-промышленный комплекс (ВПК) подчинил себе до 80 % промышленного производства; в планировании экономики незыблемым оставался принцип: на оборону выделять столько, сколько требуют военные. Оборона действительно требовала больших расходов, но в навязанной гонке вооружений присутствовали и ведомственные интересы ВПК, были допущены ошибки и в строительстве Вооруженных Сил. Страна расходовала 34-36 % национального дохода на военные нужды, тогда как США — 9 %, и существенную долю военных расходов несли их союзники по НАТО. Специалисты ЦРУ считали, что 20 % расходов на военные нужды не выдержит никакая экономика.

На рубеже 70-80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Произв. воен. техники _ 60% всей выпускаемой продукции. В период 10-й пятилетки (1976-1980 года) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники труда выполнены не были. Кроме того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях. Руководство решило предпринять срочные меры по поднятию с. В 70-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сырья, организация транспорта и торговли. К середине 80-х гг. в стране было создано около 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий, но они не давали эффекта. Для улучшения управления сел. хоз. был создан Гос.агропром. комитет, на местах - районные агропромышленные объединения.

Тем не менее, объём валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В годы девятой пят-ки (1971-1975г) «он составил 13% совокупного общественного продукта, а в годы десятой пятилетки (1981-1985 гг.) - 6%» .

Истор.ситуация позволяла начать переход к более сбалансированной экономической структуре, изменить характер производства. В планах пятилеток указывалась главная задача — обеспечение повышения жизненного уровня населения, т. е. потребления, но фактически в структуре экономики ничего не менялось и противоречия усиливались. В 70-80-е гг. удалось добиться высоких темпов роста образовательного уровня населения. Относительно 1959 г. удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в 3,9 раза, а приобретших полное среднее - в 3,6 раза. Одновременно сокращалось количество людей с неполным средним образованием. Большое внимание уделялось развитию науки. На её развитие выделялись всё большие ассигнования. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. В правительственных документах определялась цель социалистического строительства: «Всё во имя человека и для его блага!». Общество было переориентировано на решение проблем потребления. В течение восьмой пятилетки реальные доходы трудящихся увеличились на 33%. Минимальная заработная плата рабочих и служащих возросла с 40-45 до 60-70 рублей. Главным достижением социальной политики в этот период стало государственное бесплатное жилищное строительство. 55 млн. чел. получили бесплатное или по льготным кредитам жильё. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском в 15 дней. В целом СССР располагал мощной многоотраслевой экономикой, обеспеченной практически всеми видами сырья, кадрами ученых, инженеров, рабочих. Производственный потенциал вполне позволял вести эксперименты по переустройству экономики в эффективном направлении без коренной перетряски страны. Однако руководству СССР позднего периода «развитого социализма» эта задача оказалась не по силам.