Сборник истории движения педагогических отрядов.

1. Введение:

Сегодня, на пороге тысячелетия, нам трудно представить, что век тому назад у людей иные цели и идеалы. Историки до сих пор с интересом и личной увлеченностью изучают этот период. Ведь что такое век по сравнению с миллионами лет от создания нашей планеты до наших дней. 100 лет. Сколько судеб, неоправданных надежд.

1917 год. Великая октябрьская революция. Первые шаги России столь же неопытные, как шаги ребенка. Опрокинуты все идеалы и устои царской России, зарождение новой страны, страны надежд русского народа. Владимир Ильич Ленин назван созданную им партию партией будущего, партией новаторов, говорил, что за коммунистами всегда первой идет молодежь. Вся история Страны Советов от победного залпа «Авроры» до трагичных событий августа 1991 года является ярким подтверждением этих слов.

1918 год. В молодой Советской стране зарождается молодежное движение – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодежи. Коммунистическая партия заботливо и требовательно растила свою молодую смену, вооружая ее знаниями и опытом старших поколений. Была выработана целостная программа формирования подрастающего поколения общества развитого социализма. В ударном труде и упорной учебе, на военной службе и в общественных делах формируются убеждения, закаляется сталь характеров, воспитывается нравственность молодых строителей нового общества – общества коммунизма

«Комсомольцы, молодежь с честью продолжают дело старших поколений, по зову партии с энтузиазмом берутся за решение наиболее важных для страны задач. Миллионы юношей и девушек своей повседневной будничной работой вписывают все новые страницы в летопись комсомольской славы», - говорится в Постановлении Центрального комитета КПСС.

Патриотическое движение студенческих отрядов – детище Ленинского комсомола. Рожденный инициативой самих студентов, третий трудовой семестр стал знаменательным явлением нашей жизни, символом верности молодого поколения заветам революции.

За время своего существования начинание групп энтузиастов выросло в массовое движение вузовской молодежи, стало действенным средством трудовой и нравственной закалки молодых специалистов, будущих организаторов, руководителей коллективов. Постоянно совершенствуются формы организации, расширяется сфера деятельности отрядов. Студенческая молодежь все активнее включается в развитие сельского хозяйства, работает на транспорте, здравоохранении, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, рыбных промыслах, в сфере обслуживания. Все более органичной становиться связь третьего трудового семестра с учебным процессом. Ярким тому свидетельством является рост количества специализированных отрядов, научно-производственных коллективов, которые в летний период воплощают в жизнь студенческие проекты, разработанные в учебное время.

Третий трудовой семестр – это не только самоотверженный труд, но и разносторонняя общественная деятельность. Большим авторитетом пользуются выступления студентов с лекциями и беседами, концертами художественной самодеятельности. Высоким нравственным смыслом наполнена шефская помощь ветеранам войны и труда, забота о детях и подростках, сооружение детских и спортивных площадок.

Студенческий отряд – это школа. Доброй традицией стали проведение дней ударного труда, средства из которых поступали на счета детских домов и интернатов, в Фонд Мира, и фонд помощи зарубежным молодежным организациям.

«Молодежь на всех этапах исторического развития представляет одну из важнейших социальных групп, которая всегда остается в центре внимания и является источником будущего благополучия общества, его надеждой, опорой в науки, промышленности, культуре, образовании. Студенческие отряды в образовательных учреждениях России имеют свою историю, значительный опыт Участия в создании экономического потенциала страны, социально-полезной деятельности воспитания чувства товарищества, гражданственности, организационных и коммуникативных навыков.

В современных социально-экономических условиях сохранилось многообразие форм организации студенческих отрядов. Накоплен опыт деятельности строительных, сельскохозяйственных, экологических, туристских, педагогических, сервисных, поисковых отрядов, отрядов проводников, центров вторичной занятости бирж труда и других форм занятости подростков и молодежи, который требует изучения, обобщения и пропаганды. В ряде территорий сохранены и получили развитие системы по организации их деятельности. Сегодня обществу нужны не просто специалисты, а профессионалы, обладающие навыками организации труда, ответственностью за свой выбор, умением найти себя в непростых экономических условиях.

Изменившаяся социальная структура общества, не удовлетворительный уровень материального обеспечения значительной части населения, необходимость существовать в конкурентных экономических условиях, потеря нравственных, этических идеалов требует сохранения и развития такой формы активной социализации личности, раскрытия их творческих способностей, как студенческий отряд.

Вместе с тем деятельность всех объединений нуждается в научном осмыслении состояния движения студенческих отрядов, обновлении нормативной базы, подготовки кадров организаторов, осуществлении поддержки на федеральном и региональном уровнях. Рассматривать развитие движения студенческих отрядов необходимо как часть государственной молодежной политики.

Можно констатировать рост социальной ответственности студентов и учащихся за свою подготовку к профессиональной деятельности и жизни в обществе, стремление к реализации своих творческих способностей, улучшению материального положения, обретение ответственности за выполняемую работу. Реализуемые студенческими отрядами программы по работе с неблагополучными детьми и подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми вносят значительный вклад в духовно-нравственное оздоровление общества.

( Из резолюции Всероссийского Совещания организаторов деятельности студенческих отрядов).

В настоящее время учителя в школах все меньше выполняют функции воспитателя, а все больше становятся преподавателями, т.е. дают конкретные знания, но все меньше заботятся о нравственном воспитании подростков.

-И хотя сегодня создано достаточно много детских и молодежных объединений, но системы работы со школьниками до сих пор нет. И очень часто нет и подготовленных кадров для такой работы. В школе нет детской организации, которая работала бы с детьми целенаправленно, планомерно, ежедневно.

В ИО СПО, которое работало все эти годы, есть и опыт, и знания, и желание работать.

Главная проблема, которую призван решить ИО СПО – создание системы работы с молодежью начиная со школьной скамьи и до выхода во взрослую жизнь после окончания вуза. Создание непрерывной связи между средней и высшей школой.

Кроме того – создание системы подготовки кадров вожатых-инструкторов и системы поддержки молодых специалистов-выпускников педагогических ВУЗов и ССУЗов г. Иркутска.

Ежегодно из ИО СПО выходят в среднем сто человек, которые закончили ВУЗ (причем преимущественно педагогический). Из них 80% идут в школу – работать учителями-предметниками, кураторами, классными руководителями, организаторами внеклассной работы в школе; 10% идут в детские и молодежные объединения в качестве руководителей и инструкторов, а так же в государственные и муниципальные органы власти по делам молодежи; 5% - в молодежные средства массовой информации; 5% - в коммерческие и другие структуры (армия, милиция и т.д.). ИО СПО является местом подготовки кадров вожатых-инструкторов для всех вышеперечисленных учреждений и организаций.

Проходят годы. Бойцами отрядов становятся новые поколения студентов, но замечательные традиции бескорыстия, дружбы и товарищества остаются неизменными. Отряд – это реальное чувство коллективизма, радость общения с единомышленниками, занятыми общественно значимым делом. Отряд способствует формированию характера, стойкости, творчества.

 

2. Летопись студенческих педагогических отрядов в г. Иркутске и Иркутской области:

Год.