Предельная выручка и предельные издержки

Производи­тель стремится максимизировать получаемую им прибыль, т. е. разницу между выручкой от продажи продукции и затратами на ее производство. Это означает, что, принимая решение об объ­еме производства, производитель должен всякий раз выбирать именно такой объём, который обеспечит наибольшую прибыль. Таким образом, необходимы вариантные расчеты прибыли при различных ценах и объёмах производства. Очевид­но, что каждая следующая выпускаемая единица продукции не только обеспечивает увеличение общей выручки от продаж, но и требует увеличения издержек.

Выпуск до­полнительной единицы продукции вызывает увеличение общей выручки на некоторую величину, которую называют предельной выручкой, и одновременно увеличение суммарных издержек на величину, которую называют предельными издержками.

Если выпуск дополнительной единицы продукции прибавляет к общей выручке больше, чем добавляется за счет выпуска этой еди­ницы продукции к суммарным издержкам, т. е. предельная выручка больше предельных издержек, то прибыль производителя увеличи­вается. И наоборот, если предельная выручка меньше предельных издержек, прибыль уменьшается.

Наибольшую прибыль можно по­лучить в случае равенства или хотя бы максимального сближения предельной выручки с предельными издержками. Именно это ра­венство определяет равновесную цену и оптимальный объем про­изводства, обеспечивающие максимальную прибыль.

 

3.4 Цели и методы планирования затрат на производство

Целью планирования затрат на производство продукции является определение величины издержек (предельных издержек), определяющих равновесную цену и оптимальный объем про­изводства, обеспечивающие максимальную прибыль.

В финансовом менеджменте применяются два основных подхода к максимизации массы и темпов наращивания прибыли:

Сопоставление предельной выручки с предельными затратаминаиболее эффективно при решении задачи максимизации массы прибыли.

Сопоставление выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постояннымизатратамиприменяется не только для расчета максимальной массы прибыли, но и для определения наивысших темпов ее прироста.

Различают два разных подхода к определению и планированию издержек: аналитический (экономический) и бухгалтерский.

Сущность эконо­мического подхода составляет концепция «издержек упу­щенных альтернативных возможностей»:

а) ресурсы, дос­тупные для вовлечения в производство, ограничены;

б) всегда имеется несколько возможностей применения для любыхре­сурсов;

в) издержки, как величина и выруч­ки и прибыли — альтернативны;

г) использование какого-либо ресурса в производ­стве товара является результатом выбора между альтерна­тивными вариантами использования данного ресурса.

Величина издержек альтернативных возмож­ностей далеко не всегда совпадает с денежными затрата­ми на приобретение ресурсов. Так, если ресурсы достану­тся предприятию относительно дешевле, чем другим про­изводителям, то издержки при бухгалтерском подходебудут исчисляться просто суммой фактических денежных затрат, а издержки альтернативных возможностей должны будут оцениваться финансовым менеджером по ценам свобод­ного рынка.

Аналогичная ситуация может возникнуть и если уже после покупки организацией ресурсов произойдет по­вышение цен. Например, сырьё куплено по от­носительно низкой цене или до подорожания. В бухгалтер­ской отчетности эта ткань будет учитываться по фактичес­кой цене приобретения, по старой цене, а при расчете це­ны на готовые изделия сырье будет оцениваться уже по среднерыночной цене, как если бы оно было куплено так же дорого, как и конкурентами.