Автоматизированные средства поддержки управленческих функций
Тема 8: «Разработка и принятие УР на основе информационно-коммуникационных технологий».
Для студентов специальности: 080507 «Менеджмент организации»
Одобрена на заседании
Методического совета института
Протокол №__
«___»____________2008 г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2008 г.
Тема 8: «Разработка и принятие УР на основе информационно-коммуникационных технологий».
I. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. формирование и развитие у обучаемых принципиально новых взглядов на процесс разработки и реализации управленческих решений;
2. обеспечение усвоения студентами критерий, условий, технологий принятия и реализации решений, методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений.
II. ВРЕМЯ: 4 часа.
III. Место проведения: аудитория по расписанию.
IV. Учебные группы (курс):___________________
V. Литература
1. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2003.
2. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 2003.
3. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА.2004.
Дополнительная:
1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М.: Дело, 2004.
3. Герман А. и др. Руководить сообразно ситуации. — М.: Интерэксперт, 2003.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. — М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 2004.
5. Глухов В.В. Управление финансами. — СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 2003.
6. Грабовый П.Г., Петрова С.П. и др. Риски в современном бизнесе. — М.: Алане, 2004.
7. Дабагян А. В., Кононенко И. В. Моделирование процессов развития и реконструкции гибких производственных систем. Харьков: Высшая школа при ХГУ, 2004.
8. Доротенко В.Ю. и др. Социальная психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: ЮНИТИ, 2003.
VI. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
№ пп | Учебные вопросы | Время |
Вводная часть | ||
1. Автоматизированные средства поддержки управленческих функций | ||
2Информационно-коммуникационные технологии разработки управленческих решений | ||
Заключительная часть |
Тема 8: «Разработка и принятие УР на основе информационно-коммуникационных технологий».
Автоматизированные средства поддержки управленческих функций
Принятие эффективных решений в сфере государственного и муниципального управления невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), программных средств, баз данных и систем управления [52, 56].
Разработка ИКТ, их создание и внедрение с использованием информационных систем популярны в России и за рубежом в различных отраслях бизнеса, в правительственных учреждениях и некоммерческих организациях.
Процесс эволюции информационных систем рассматривают как последовательность этапов [20, 27, 40J.
1960-1970-е годы.Информационные системы основывались на базе мэйнфреймов по принципу «одно подразделение — один центр обработки».
1970-1980-е годы.Начало децентрализации информационных систем. В офисах и отделениях организаций появляются мини-компьютеры,использующие информационные технологии. Происходит активное внедрение реляционных систем управления базами данных и коммерческих прикладных программ.
1980-1990-е годы.Переход на персональные компьютеры. Объединение разрозненных рабочих мест в единую информационную систему. Появление файловых и телекоммуникационных серверов, серверов печати и приложений, иерархической модели «клиент—сервер».
1990-2000-е годы.Иерархическое построение информационных систем. Централизованная обработка и управление вычислительными ресурсами на высшем уровне сочетаются с распределенной обработкой на нижнем. Компромисс между графическим интерфейсом на уровне приложений и максимальной доступностью данных для всех клиентов системы, повышением скорости обработки.
Современный период.Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий. Значительное увеличение мощности вычислительных и коммуникационных ресурсов, в то же время значительное уменьшение размеров устройств. Бум программного обеспечения различного назначения.
Для современных информационно-коммуникационных систем характерно увеличение индивидуальных компьютеризованных рабочих мест и интеграция всех элементов информационных систем в единое информационное пространство. В ближайшее время более 90% автоматизированных рабочих мест руководителей будут интегрированы в информационные системы [40].
Иерархический принцип построения автоматизированных систем управления обеспечивает надежность и возможность продолжения работы для нижних, наиболее близких к делопроизводству уровней иерархической структуры в пределах их компетенции даже при временной остановке работы руководящих структур.
К техническим средствам нижнего уровня управления относятся:
♦ устройства для сбора, регистрации и подготовки данных;
♦ устройства передачи информации;
♦ каналы связи и сетевые средства;
♦ устройства хранения и накопления данных (модули оперативной памяти, жесткие и оптические диски, флэш-накопители и др.);
♦ устройства индикации и сигнализации;
♦ устройства ввода/вывода данных (клавиатура, сканер, принтер).
Наличие автоматизированной системы управления позволяет оснастить верхние уровни управления средствами вычислительной техники:
♦ мощные скоростные ЭВМ;
♦ терминалы, устройства считывания и ввода/вывода первичной информации и др.;
♦ персональные компьютеры для предварительной обработки данных;
♦ средства оргтехники;
♦ унифицированные каналы связи.
Таблица 8.7 Средства совершенствования управленческой деятельности1
На современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий выделяют следующие направления их использования в деятельности органов муниципальногоуправления [50, 53, 56, 68]:
♦ информационное взаимодействие субъектов муниципального управления (рис. 8.1);
♦ информационно-аналитическая поддержка управленческих решений;
♦ обеспечение безбумажной технологии обработки и храпения информации;
♦ обеспечение надлежащего распределения прав доступа к служебной информации.
Рис.8.1. Реализация информационного взаимодействия при принятии управленческих решений1
При анализе современного состояния программно-технического обеспечения процесса принятия управленческих решений основным критерием оценки может являться временной фактор. Так, руководители ежедневно тратят в среднем около 50% рабочего времени на переработку информации. Чем выше ранг руководителя, тем шире круг вопросов, которые он рассматривает. Организационная и информационно-вычислительная техника помогает сократить время на достижение этих целей [53J.
Таким образом, развитие современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств, обеспечивающих их реализацию, создает новые возможности для обеспечения процессов управления, а также разработки и реализации управленческих решений.